Еще с января 2015 года, с введением в Налоговый кодекс правил налогообложения контролируемых иностранных компаний, понятие «деофшоризация» широко распространилось за пределами профессионального сообщества. В прошлом году российские налогоплательщики были обязаны подать в налоговую первые уведомления об их существующих иностранных компаниях, а также структурах, не являющихся юридическими лицами по российскому праву.
Однако по итогам года, согласно открытым источникам, число уведомлений об участии в иностранных компаниях не превысило восьми тысяч.
Это очень мало, например, на Британских Виргинских островах зарегистрировано около 400 000 компаний.
Понятно, что слабый интерес бизнеса к деофшоризации обусловлен отсутствием у российских правоприменителей информации о зарубежных активах россиян и невозможностью ее получения без обоснованного запроса. Сложно выявить нарушение, если нет никаких зацепок на налоговой родине такого владельца.
Российские власти, конечно, хотят исправить эту ситуацию. В декабре прошлого года первый вице-премьер Игорь Шувалов провел совещание о планах сотрудничества России и ОЭСР на 2016 год. Чиновникам, в частности, была поставлена задача до конца 2016 года подписать Декларацию о соблюдении положений Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией.
Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией было подписано в Берлине в 2014 году, чтобы страны — участницы Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам смогли начать вести автоматический обмен финансовой информацией по согласованному стандарту.
Для России конвенция вступила в силу с 1 июля 2015 года, и свои запросы налоговики могли уже направить в достаточно большое количество стран. Но все-таки практика направления запросов ограничивается, во-первых, сокращающимся бюджетом в условиях кризисных явлений, а во-вторых, обычно десятками обращений за год (такова открытая статистика), поскольку никто не должен работать исключительно на российскую налоговую, что значительно сужает круг «выигравших» в эту «рулетку» налогоплательщиков либо крупнейшими, либо наиболее известными налоговикам.
Перед Новым годом проект распоряжения правительства о подписании декларации был разослан на согласование в заинтересованные ведомства. Согласно пояснительной записке, подписанной еще замминистра финансов Сергеем Шаталовым, «автоматический обмен важен с точки зрения возможности получения информации от зарубежных стран для целей налогового администрирования, а также ввиду актуальности борьбы с уклонением от налогообложения в Российской Федерации и необходим для реализации положений национального законодательства о налогах и сборах (в особенности новых норм Налогового кодекса Российской Федерации в части контролируемых иностранных компаний, понятия фактического получателя дохода и т. д.)».
Однако во всех российских официальных документах умалчивается очень важный момент.
Подписание Россией декларации к соглашению не означает вступления соглашения в силу и немедленный запуск автоматического обмена финансовой информацией со всеми государствами-участниками. Соглашение прямо и недвусмысленно сообщает, что вместе с подписанием декларации государство обязано представить в секретариат ОЭСР список стран, с которыми оно желает вести автоматический обмен. Если в аналогичных списках таких стран будет Россия, то соглашение вступит в силу для России и такого государства-партнера, по сути, на двусторонней основе. Видимо, поэтому самым ранним возможным сроком для начала автоматического обмена с уже согласившимися иностранными государствами в пояснительной записке Минфина называется 31 декабря 2018 года, то есть впервые Россия может получить на автоматической основе информацию от согласившихся на это партнеров только за 2019 год. Уже можно предполагать, что страны, которые ввели санкции против России, вряд ли захотят делиться с ней столь важными данными.
Среди них, например, Великобритания, а значит, и офшоры под британской юрисдикцией.
Ни одно из восьмидесяти действующих соглашений России об избежании двойного налогообложения не предусматривает автоматический обмен информацией. Интересно, что и в недавно подписанном соглашении об избежании двойного налогообложения с Гонконгом такой механизм отсутствует.
Хотя перспективы автоматического обмена информацией туманны, создание инфраструктуры для этого продолжает стабильно финансироваться госбюджетом. Поэтому российская налоговая служба издала в ноябре прошлого года приказ с утвержденными формами сообщений, обязывающий иностранные банки и других участников иностранных финансовых рынков сообщать о российских гражданах, являющихся их клиентами.
Важно заметить, что налоговая хочет получить данные не о российских налоговых или валютных резидентах, а именно о гражданах, держателях российских паспортов.
Стоит заметить, что названные иностранные лица не являются субъектами российского права, которое действует в пределах территории страны, а следовательно, и не обязаны нарушать свое национальное законодательство о банковской тайне, если только у государства нахождения таких банков нет соответствующего соглашения с Российской Федерацией.