К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Стоит ли пользоваться налоговой амнистией

Фото Corbis RF / Emma Rian / Diomedia
Фото Corbis RF / Emma Rian / Diomedia
Возможности государства получать информацию о зарубежных счетах россиян остаются весьма ограниченными

8 июня 2015 года президент России Владимир Путин подписал закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках», а также закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций».

Если первый закон полностью посвящен «амнистии капиталов», то второй, кроме внесения серьезных изменений в действующие правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (например, полного исключения из-под их применения безотзывных дискреционных трастов), должен обеспечить и безналоговые последствия для декларантов «амнистии», которые решат перевести активы на себя непосредственно. К слову, такой перевод теперь возможен только при переводе актива с иностранного номинального владельца на российского фактического.

Причины для декларирования

Мы уже рассказывали о параметрах амнистии, изложенных в законопроектах, внесенных весной президентом в Думу. В итоге в качестве основных мотивов для декларирования в законе оставлены три: (1) обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами России; (2) снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах; (3) переход России к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.

 

Основной причиной, по которой российские лица предпочитают владеть активами, расположенными в России, через иностранные компании, договорные и квазидоговорные правоотношения, подавляющее большинство российских юристов называет стремление защитить эти активы от нарушений прав собственности именно со стороны российского государства. С другой стороны, открытые ограничения за границей пока налагаются в первую очередь на подсанкционных и предположительно связанных с ними частных лиц.

Что же касается обещаемого ФНС России автоматического обмена, то Россия на настоящий момент по необъявляемым публично причинам отсутствует в официальном списке подписантов многостороннего Соглашения компетентных органов «Об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах» (подписанного 51 страной в октябре 2014 года в Берлине), на основе которого в 2017-2018 годах налоговый мир должен стать прозрачнее.

 

Справедливости ради стоит заметить, что подобные программы обычно решают две задачи: обеспечивают бюджет поступлениями от декларационного сбора и вводят в легальный оборот ранее сокрытые капиталы или объекты налогообложения, то есть расширяют налоговую базу, которая в будущем принесет еще большие налоговые доходы.

Объекты для декларирования

Закон предлагает физическим лицам, являющимся потенциальными декларантами, на однократной основе в период с 1 июля по 31 декабря 2015 года задекларировать четыре вида объектов: (1) имущество, включая доли и паи участия в российских и иностранных компаниях, (2) контролируемые иностранные компании, в которых декларант прямо не участвует, но иным образом контролирует, (3) иностранные счета или вклады, (4) иностранные счета или вклады, в отношении которых он является бенефициарным собственником. Выделив такие объекты, законодатель, по сути, обозначил пока недосягаемые для российских властей активы, при добровольном декларировании которых Россия откажется от преследования при случайном выявлении преступлений или правонарушений, прямо предусмотренных программой.

Вместе с этим ни за учреждение иностранных компаний, ни за открытие иностранных счетов уголовной ответственности не предусмотрено.

 

Освобождение от ответственности

Закон вносит поправку в российский УК, освобождающую физическое лицо от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 года деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных шестью различными статьями, так или иначе связанными с уклонением от уплаты налогов, — при условии, что это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с законом о декларировании. В этом случае не применяются положения статьи 761 УК РФ в части возмещения ущерба, перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения и полученного дохода.

Вместе с тем для получения прощения за совершение неналоговых преступлений декларант должен быть готов предоставить копию своей спецдекларации органам дознания и следствия. Ведь, согласно закону, только налоговые органы вправе держать и хранить такую информацию, а «иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к таким сведениям и документам», что должно исключать возможность их использования в качестве основания для возбуждений уголовных дел, производств по привлечению к административной или налоговой ответственности. Кстати, такой порядок вещей напрямую противоречит третьему принципу FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. — Forbes), который обязывает обеспечивать обмен информацией, ставшей доступной по программе декларирования, между всеми компетентными государственными органами.

Валютные прощения

Эта часть программы, безусловно, может быть интересна только тем, кто сначала известил налоговую службу об открытии счета в иностранном банке, но грешен совершением незаконных валютных операций, например в связи с получением доходов от продажи ценных бумаг на иностранный счет. Понятно, что привлечь к ответственности за такую операцию невозможно, если не сдаешь отчет о движении денежных средств, ведь годичный срок привлечения к административной ответственности даже в виде 100-процентного штрафа «сгорает» обычно раньше, чем компетентный государственный орган может узнать о таком нарушении. Таким образом, для подавляющего большинства потенциальных декларантов «обещания» по этой части даются бессмысленно и не смогут заинтересовать никого, поскольку к 30 января, если будет все-таки выпущено постановление правительства о новых правилах отчетности по иностранным счетам физлиц, срок привлечения ответственности за любые валютные правонарушения, совершенные до 1 января 2015 года, «сгорит». Однако о таких счетах придется все равно сообщить в спецдекларации, если речь будет вестись о декларировании средств, например, амнистируемых по уголовным составам об уклонении от уплаты налогов.

Закон внес остро необходимые для проведения «амнистии» поправки в Налоговый кодекс. Так, теперь передача имущества от номинальных владельцев фактическим не признается реализацией. Кроме того, для целей декларирования получение фактическим владельцем имущества не является доходом для целей налога на доход физических лиц. Закон также запрещает взыскание налога в отношении задекларированного по программе имущества. Также полностью запрещено проведение камеральных и выездных проверок на основании данных спецдекларации и приложений к ней.

Не совершить ошибку

К сожалению, по закону спецдекларация может быть подписана только лично декларантом, что возлагает всестороннюю ответственность за полноту и достоверность представляемой информации непосредственно на него.

 

Поэтому большинству заинтересованных лиц, не являющихся специалистами в сфере налогообложения и юриспруденции (уголовного, налогового, таможенного или валютного права), настоятельно рекомендуется проконсультироваться у компетентных специалистов на предмет формирования источников возникновения объектов декларирования и подбора или восстановления всех необходимых документов. А также проконсультироваться по критической оценке наличия обстоятельств и вины в совершении правонарушения или преступления, для целей избежания которого такое лицо принимает решение участвовать в программе добровольного декларирования. Важно понимать, что подача декларации не снимает риски и ответственность за отмывание средств полученных преступным путем.

Безусловным посылом закона является, конечно, необходимость для декларантов определиться, с какой страной они готовы связать свое будущее. Вместе с этим правильно и тщательно сформированная декларация также может оказаться полезна и частному бизнесу, который по ряду причин имел какие-либо, например, налоговые, «грешки».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+