В конце марта правительство России внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 754388-6 «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», подготовленный по поручению президента Владимира Путина о проведении амнистии капиталов. В прошлогоднем послании Федеральному Собранию Путин объяснил необходимость амнистии желанием «перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики».
Законопроект логически дополняет уже вступивший с этого года в силу закон «о налогообложении контролируемых иностранных компаниях», направленный на вывод бизнеса из офшоров. Он предусматривает нейтральный безналоговый возврат активов российских юридических лиц на родину. По идее, теперь и налогоплательщикам-физлицам нужно предложить максимально безопасный способ прощения налоговых «грехов».
Работа над ошибками
Стоит признать, что представленный Думе законопроект лучше проработан, чем первая попытка «налоговой амнистии». В 2006 году был принят закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», по которому для легализации требовалось уплатить декларационный сбор в размере 13%. Тогда ожидалось, что амнистия принесет до 200 млрд рублей, или до $8 млрд. Однако успеху кампании помешали письма Минфина, которые подорвали доверие потенциальных декларантов. Из разъяснений министерства следовало, что безопасность заявителей уменьшалась пропорционально величине незадекларированных ими в ходе кампании доходов. Результат всем известен: собрать смогли только 3,7 млрд рублей (то есть задекларировали 28,2 млрд). Простая арифметика показывает, что надежды авторов инициативы оправдались на 1,85%, что сейчас, вероятно, и повлияло на решение провести «бесплатное прощение».
Авторы законопроекта хотят, чтобы российские резиденты, к которым они относят и граждан России, и работающих здесь иностранцев, не были ущемлены в использовании капиталов российского происхождения, находящихся в иностранных государствах, и, не стесняясь, называют их прямо «российскими капиталами». План амнистии должен успокоить страхи заинтересованных лиц перед еще не существующим автоматическим обменом информацией с налоговыми органами других стран. Сама эта идея, кстати, еще вызывает вопросы.
Но самое главное, закон позволит свободно передавать активы между не связанными или аффилированными лицами, например, если речь идет о дорогом особняке или спортивной машине, оформленных на одного человека, а на самом деле служащих интересам и выгоде другого. Тут, правда, у многих может возникнуть желание обойти дарение между независимыми лицами без уплаты 13% подоходного налога. Следующей задачей заявлено создание стимулов для добросовестного исполнения физическими лицами обязанностей налогоплательщика, валютного резидента и плательщика таможенных платежей.
Это и есть, вероятно, намек на «переворот офшорной страницы» и выход в прозрачную для государства область контроля.
Не забыли авторы и о гарантиях правовой защиты декларантов, но только от уголовной и административной ответственности за налоговые правонарушения. Об ответственности за нарушение обязанностей валютного резидента и таможенного законодательства речи не идет. И это не единственная проблема предложенной амнистии.
Что просят задекларировать
Законопроект предлагает задуматься о декларировании имущества, записанного на номинальных владельцев. Стоит напомнить, что к имуществу гражданское законодательство относит и денежные средства.
Не совсем понятно, почему, по мнению авторов, у кого-либо может возникнуть интерес к декларированию контролируемых иностранных компаний, либо открытию и наличию счета в иностранных банках за пределами России, ведь сами факты учреждения или наличия иностранной компании и счетов в иностранных банках не являются основанием для привлечения к уголовной ответственности. Такая формулировка похожа на признание заранее провалившейся кампании по уведомлению о контролируемых иностранных компаниях в рамках деофшоризационных поправок в Налоговый кодекс, особенно с учетом переноса срока вступления их в силу с 1 апреля на 15 июня.
Проблема гарантий
Факт участия в амнистии должен подтверждаться специальной декларацией с отметкой территориальной инспекции, либо центрального аппарата ФНС России. В декларации предлагается раскрыть необходимую для налоговиков информацию и приложить в подтверждение документы и пояснения на русском языке (или с нотариальным переводом), подтверждающие законное право декларанта на имущество. После этого декларанту предлагается начать новую свободную и «безопасную» жизнь в ожидании постановления Госдумы о принятии акта амнистии по конкретным участникам, в котором также может быть определен перечень составов преступлений, по которым обещано прощение.
С одной стороны, это похоже на попытку «виртуозно» обойти обязательные рекомендации FATF, которая может не понять необходимость декларирования КИК и иностранных счетов, вместе с «хитрой» передачей и переводом собственности между чужими людьми. Все это уже само по себе противоречит концепции противодействия отмыванию денежных средств. С другой стороны, простой обыватель сразу увидит подвох в том, что декларация сама по себе ничего не стоит без постановления Думы, действия которой не всегда предсказуемы.
Кроме того, проект предусматривает право налоговиков, в случае нарушений в форме декларации, отказать в приеме заявителя в программу добровольного декларирования активов.
То есть — вы сначала ознакомьте нас с вашими «проблемами», а мы примем решение.
Многим юристам, даже не работавшим в налоговой службе, известно, что режим налоговой тайны существует не для того, чтобы защитить налогоплательщиков от правоохранительных органов, а для того, чтобы обезопасить личную информацию налогоплательщиков от частных недобросовестных лиц и преступных элементов.
FATF в «помощь»?
История и опыт проведения налоговых амнистий в мире показали, что помимо легализации капиталов по разрешенным властями уголовным составам нередки и попытки легализовать средства, полученные от запрещенных на международном уровне преступлений, например от торговли наркотиками, людьми, коррупции и ряда других. Именно поэтому мировое сообщество через специализированную международную организацию — Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) — внимательно следит за национальными программами добровольного декларирования для налоговых целей.
В 2012 году появились четыре основных обязательных принципа FATF для проведения амнистий, которые признаны на международном уровне как общепринятый стандарт.
Принцип первый предполагает применение механизмов противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. Это изначально должно исключать возможность нахождения легализуемых средств вне юрисдикции государств-членов FATF. Репатриация декларируемых средств происходит из государства, надлежаще применяющего рекомендации. А самое интересное, что финансовые учреждения не должны воспринимать на веру заявления компетентных органов государства в отношении программы по добровольному декларированию, а также выпущенные документы, как подтверждение законности происхождения декларируемых активов.
Вторым принципом исключаются любые отклонения или изъятия в применении этого механизма.
Что означает, что налогоплательщик не может быть освобожден или защищен законом или подзаконным актом от расследований и преследований за отмывание денежных средств или финансирование терроризма. Проблема еще и в том, что в феврале 2012 года FATF включила налоговые преступления в перечень предикатных (предшествующих) для целей отмывания денежных средств, то есть преступлений, в результате которых и образуется сам преступный доход, который злоумышленники затем легализуют. Тем самым возможности проведения «налоговой амнистии» сузились до преступлений, совершенных в связи с непредставлением налоговой декларации или иных обязательных по закону документов, либо в связи с включением в такие документы заведомо ложных сведений. Например, доход, полученный в результате незаконного возмещения НДС, под такую программу вряд ли попадет.
Третий принцип, по нашему мнению, представляет собой наибольший камень преткновения, поскольку он требует безусловных возможностей доступа и свободы обмена необходимой информацией и полного взаимодействия между всеми компетентными органами государства, проведения программы для целей противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.
И последним принципом является обязательность для государства проведения программы обеспечения наиболее широкого и полноценного взаимного международного правового сотрудничества, обмена информацией, проведения совместных расследований и преследований лиц за отмывание денежных средств и финансирование терроризма, также как и проведение мероприятий по содействию во взыскании активов и доходов от преступной деятельности.
Безусловно, контроль за надлежащим соблюдением этих принципов в большей части лежит на каждом участнике FATF. Однако именно принцип о неограниченном международном сотрудничестве позволяет проверить, как работают в России остальные три, что влечет для страны не только репутационные риски, но и реальную возможность стать изгоем FATF.
Похоже, с учетом сложившейся ситуации, как с проектом «деофшоризация», так и с проектом «амнистия», власти имеет смысл активнее создавать условия для возврата капитала в страну. Потенциальным декларантам, которые являются действительными патриотами, связавшими себя навсегда с Россией, остается надеяться на существенную доработку программы декларирования, чтобы информация о них и их активах не ушла тем, кому она не предназначена.