США экономически не так тесно связаны с Россией, как Европа. Запрет на поставку айфонов или продукции Голливуда в качестве санкций «за Украину» был бы слишком нелепым — наверное, поэтому сотрудничество в ракетно-космической области и стало «козлом отпущения». Эта область весьма чувствительна для России по целому ряду причин — начиная от нашей гордости как первооткрывателей космоса и кончая тем, что это одна из немногих высокотехнологичных отраслей, где наш авторитет и технологии признаны в мировом инженерном сообществе.
Составив список того, где Россию можно уязвить или ущемить, чиновники из Госдепа вынуждены были вычеркнуть все возможные санкции в отношении Международной космической станции, где и американские астронавты вместе с европейцами и россиянами работают, и сама станция собрана из разнонациональных модулей.
Более важной проблемой является срок эксплуатации МКС.
Россия готова обеспечить эксплуатацию до 2020 года, США желали бы продлить ее до 2024 года. Здесь для понимания вопроса одной политикой не обойтись. Есть финансовые вопросы — пилотируемая космонавтика очень дорога, и, пока для полетов на МКС США используют наши «Союзы», Россия имеет надежный финансовый поток. Но не секрет, что США планируют в ближайшие годы создать свой пилотируемый корабль, и тогда этот источник иссякнет.
Вторая вечная проблема пилотируемой космонавтики — КПД космонавта в космосе. При длительных экспедициях до 90% времени на орбите космонавты тратят на поддержание физической формы. Большая часть веса станции занимает аппаратура и инфраструктура обеспечения пребывания человека на борту.
Идее орбитальных станций уже более 40 лет, она из прошлого века, и в эпоху тотальной автоматизации и роботизации голос сторонников освоения космоса без участия космонавтов становится все громче.
Если переход от пилотируемых полетов к исследованию с помощью автоматов необратим, то чем раньше он будет сделан, тем больше денег будет сэкономлено. Еще одним фактором является гарантия и работоспособность модулей МКС. Не секрет, что российские модули запускались в числе первых, и продление их ресурса до 2024 года вместо запланированного 2020-го требует либо больших затрат, либо большей степени ответственности.
Вторая область, где санкции не имеют большого смысла, — это поставки российских ракетных двигателей НК-33 и РД-180. США могут от них отказаться, но разработка своего двигателя — это пять лет минимум и соответствующие потери для американских компаний, использующих ракеты с этими двигателями. Пока речь идет только об угрозах и намерениях, но такому предпринимателю, как Илон Маск, ситуация дает шанс поправить свои дела. Он уже обратился в суд, чтобы запретить американским компаниям Boeing и Lockheed Martin закупать двигатели РД-180 из-за российской «оккупации» Крыма.
В этой истории есть интересные детали.
В 2006 году Boeing и Lockheed Martin создали альянс ULA (United Launch Alliance) и практически монополизировали рынок запуска спутников для НАСА и Пентагона. Бизнес шел замечательно, пока несколько лет назад не появился Маск и наперекор всем советам разумных людей основал компанию SpaceX и создал ракету Falcon-9, которая оказалась в 2-3 раза дешевле, чем носитель от ULA. И надо же такому случиться, что в этом году Пентагон объявил тендер на закупку 30 ракет (это запас на пять лет), причем документы на тендер прекращают принимать буквально на несколько недель раньше дня, когда SpaceX должна получить последние сертификаты, допускающие Falcon к использованию для нужд Пентагона и НАСА. Очень знакомо выглядит. В такой ситуации обиженный Маск и подал в суд на ULA и Пентагон, требуя тендер перенести, а импорт РД-180 запретить.
Если порассуждать о худшем сценарии (США отказываются от двигателей), то для нас это упущенная дополнительная выручка, но не в критичных размерах. НК-33 вообще были созданы еще в конце 1960-х и пролежали на складе почти 30 лет, пока неожиданно не возник покупатель на них. Помимо американской ракеты они могут использоваться и на российских носителях. Сложнее ситуация с РД-180, хотя он современнее. После закрытия проекта тяжелой ракеты-носителя «Русь» он, кроме американцев, пока никому не нужен. Но учитывая судьбу НК-33, вероятность продать РД-180 какой-либо стране, только начинающей развитие ракетной отрасли, достаточно высока.
В области сотрудничества по GPS и ГЛОНАСС позиция США также, мягко говоря, не безупречна. Если Россия, при всей своей шпиономании, согласилась разместить у себя наземные посты с аппаратурой, позволяющей увеличить точность работы GPS, то отказ от размещения аналогичных постов для ГЛОНАСС на территории США явно несправедлив. Понятно, что ФБР не хочет видеть на территории США «вежливых инженеров» с очень широким техническим кругозором и строевой выправкой. При этом надо честно признать, что такие посты необходимо равномерно распределять по территории Земли, и 5-6 постов, которые планировались на всей территории США от востока до запада (плюс Аляска), будет трудно заменить постами на Кубе, в Никарагуа и Венесуэле.
Еще более неоднозначен потенциальный запрет на запуск с Байконура «Протонами» иностранных ИСЗ с американскими электронными компонентами. Во-первых, кроме американских есть европейские аналоги. Понятно, что придется заново переутверждать проект спутника, разбирать, менять и все заново тестировать. А это время, то есть чистые потери иностранных владельцев спутников, и хаос на рынке пусковых услуг, где очередь на запуск расписана на два года вперед, свободных ракет никто не держит и каждая ракета дорабатывается под конкретный спутник. Понятно, что при введении запрета российские предприятия не получат валюты, но потери владельцев спутников будут на порядок больше, а все пряники, скорее всего, достанутся китайцам и их носителю «Великий поход».
Так что не стоит политикам и чиновникам влезать в столь сложную и взаимоувязанную на сотнях уровнях отрасль, как космонавтика. Плохо будет всем — не только тому, в кого целились, но и тем, кто просто стоял рядом, а иногда, что самое примечательное, бумеранг действительно возвращается прямо в лоб его запустившему.