Торговые связи между странами предотвращают военные конфликты. Убежденность послевоенного европейского общества в этой идее, впервые предложенной еще Монтескье в XVIII веке, в 1968 году привела к созданию Европейского таможенного союза, ставшего одной из основ современного ЕС. Не менее десятка научных работ за последние два-три десятилетия проверяют данную гипотезу на исторических данных. Однако современный мир значительно отличается от мира Монтескье и даже от мира в 1968 году.
Сегодня масштабы международной торговли воистину огромны: четверть всего, что потребляет среднестатистический житель Земли, было привезено из другой страны.
Вместе с тем, масштабы военных конфликтов многократно уменьшились со времен Второй мировой. В 2000-2010 годах в ходе военных конфликтов ежегодно погибало около 30-40 тысяч человек, преимущественно в странах Центральной Азии (Афганистан, Пакистан, Ирак) и Центральной Африки. И даже с учетом недавних конфликтов в Сирии и на Украине мир стал намного спокойнее по сравнению с 1970-1980 годами, когда ежегодно в аналогичных конфликтах погибало 200-300 тысяч человек.
Таким образом, вопрос прямого влияния торговли на военные конфликты постепенно уходит на второй план. Вместе с тем, несмотря на относительно спокойную ситуацию в мире, многие государства продолжают тратить огромные средства на оборону. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в 2014 году на оборону во всем мире было потрачено $1,7 трлн (2,3% от мирового ВВП), или $250 на каждого жителя планеты. Если применение оружия наблюдается лишь в редких горячих точках, то закупки оружия опустошают карманы налогоплательщиков на всех континентах.
В связи с этим логично задать вопрос: если международная торговля предотвращает военные конфликты, может ли она уменьшить и столь затратные военные бюджеты? Именно этим вопросом мы вместе с Александром Тарасовым и Майклом Сейтцем из Мюнхенского университета задались в своем исследовании Trade costs, conflicts, and defense spending.
В основу исследования легла созданная нами теоретическая модель, являющаяся гибридом моделей международной торговли и моделей военных конфликтов. Решения в модели принимаются государствами, которые определяют, сколько тратить на вооружения (за счет налогоплательщика) и с кем конфликтовать. Налогоплательщики зависят от торговых связей с другими странами; эти связи, в свою очередь, зависят от торговых издержек — как естественных (например, наличие выхода к морю), так и административных (участие в торговых соглашениях). Страны с большим объемом взаимной торговли теряют больше в случае конфликта, поэтому у них будет меньше желания такой конфликт создать.
Из нашей модели следует, что уменьшение торговых барьеров между парой стран (строительство новой дороги, подписание новых соглашений), увеличивая товаропоток, одновременно снижает вероятность конфликтов между этими странами. Менее вероятный конфликт, в свою очередь, снижает потребность в вооружениях и уменьшает оборонный бюджет. Дальше возникает эффект домино: если страна тратит меньше на вооружения, она, при прочих равных, становится более мирной и к третьим странам. Таким образом, увеличение торговли между странами А и Б может привести к военной разрядке не только между ними, но и в других странах мира.
Для количественных оценок мы подгоняем параметры модели к данным по всемирной торговле, военным конфликтам и расходам на вооружения за 1993-2001 годы. Далее мы используем полученные оценки для предсказания того, как повлияет увеличение торговли между враждующими странами на оборонные расходы во всем мире. В качестве «враждующих» нами выбраны три пары стран с длинной историей взаимного конфликта: Израиль и Иордания, Северная и Южная Кореи, Россия и США.
В каждом из трех случаев мы находим значительный эффект: дополнительный доллар торговли между двумя странами приводит к сокращению мировых расходов на вооружения на 10-20 центов.
Причем сокращаются расходы не только членов одной пары, но и других стран мира. Например, один доллар дополнительной торговли между Россией и США сокращает суммарные расходы на вооружения в этих двух странах на 9 центов, плюс 3 центра сокращения у других «вероятных противников» России и/или США, таких как Великобритания, Франция, Китай, Япония. Дополнительная торговля между Израилем и Иорданией сокращает расходы на вооружения, помимо этих двух стран, в США, Великобритании, Египте, Саудовской Аравии.
Какой вывод можно сделать применительно к текущей ситуации в России? Возможно, если бы наша страна вступила в ВТО на 10 лет раньше, если бы народ был готов выйти на демонстрации в защиту французского сыра, мы бы сейчас тратили меньше бюджетных денег на танки и истребители. Что, в свою очередь, помогло бы сэкономить на танках и правительствам некоторых других стран.