В четверг, 27 августа, была объявлено о сделке между Минфином Украины и клубом ее кредиторов. Минфин и украинское правительство заявили о большой победе и предотвращении дефолта, но рейтинговое агентство Fitch в тот же день снизило кредитный рейтинг страны. При внимательном рассмотрении сделка выглядит не как решение стратегических долговых вопросов, а как их отсрочка. Соглашение с кредиторами было необходимым условием получения пакета помощи МВФ в полном объеме. При этом важный и политически, и финансово вопрос о подлежащем погашению в декабре российском займе (оформленном как выпуск еврооблигаций на $3 млрд) был выведен за скобки и будет решаться отдельно.
В целом условия соглашения достаточно традиционны для такого рода реструктуризаций – списание 20% от тела долга, установление купонов на уровне существенно ниже нынешних дефолтных уровней, но не сильно ниже, чем купонная ставка по существующим облигациям. По всем бумагам предоставляется отсрочка на 4 года, в течение которых долг будет обслуживаться. В параметры сделки включены бумаги госкомпаний («Укрзализницы» и некоторых других). Параметры списания находятся примерно на полпути между заявленными до начала переговоров (40% требовала украинская сторона, кредиторы вообще отказывались от списаний). Однако достаточно высокая ставка купона (премия почти в 6% годовых к гособлигациям США) и не очень длительная отсрочка компенсируют инвесторам потери.
Выгода Украины от списания по данным из меморандума заведомо ниже объявленных $15 млрд, но все равно высока.
Поскольку обе стороны знали что со сделкой деньги МВФ будут у всех, а без нее дефолт и прочие проблемы, то стороны торговались быстрее и менее жестко, чем в случае с Россией в 1999-2000 годах или Аргентиной после 2002 года. Сделка получилась скорее взаимовыгодной.
Чтобы подсластить и без того не слишком горькую для инвесторов сделку, владельцы облигаций получат так называемые ворранты. Выплаты по этим бумагам привязаны к темпам роста экономики Украины (рост ВВП выше 3%, номинальный ВВП выше $125 млрд, потолок выплат 1% ВВП). При всей красоте идеи привязки выплат к экономическому росту или же взысканию проблемных активов (для банков), результаты для инвесторов, как показывает практика по воррантам выданным Аргентиной или казахстанским банком БТА, обычно близки к нулю. Выплаты легко можно предотвратить несложными манипуляциями со статистикой или курсом, поэтому вероятность получить хоть что-то по этим бумагам крайне мала.
Самый интересный вопрос: что будет с облигацией, принадлежащей российскому ФНБ?
Несмотря на призывы (в том числе официальных лиц) объявить долг одиозным и не платить по нему, формальной просьбы о реструктуризации до сих пор не поступало, а купоны платились исправно. Согласно информации из киевских источников, полная выплата будет противоречить условиям выпуска новых бумаг и программе МВФ. Полный дефолт может иметь негативные последствия, а признание долга официальным и не подлежащим списанию (утечки в СМИ на эту тему были в мае-июне) со стороны МВФ также маловероятны. При этом российский Минфин озвучил жесткую позицию, отказываясь от списаний, хотя и допуская возможность растяжки выплаты долга.
В рамках этих ограничений стоит ожидать торга, причем не по чисто долговым вопросам, а в рамках всей сложности российско-украинских взаимоотношений, экономических и политических. И у России, и у Украины сильные и опытные команды переговорщиков, а в таких сделках всегда есть место для креатива. При желании можно сделать такое списание, которое не будет выглядеть списанием.
В целом сделка сократит долговую нагрузку Украины на 3% ВВП и не затронет долг перед МВФ и другие межгосударственные займы. Она снимает проблемы немедленного дефолта и всех связанных с ним негативных последствий, дает пространство для маневра. Но способность Украины обслуживать свой долг в среднесрочной перспективе зависти от успехов в наполнении бюджета и экономического роста, а пока перспективы в этих областях достаточно мрачные.