Монополии любят инновации даже больше, чем обычные фирмы. Ведь последним надо держать цены. А первым — обосновывать их повышение. Инновации для этой цели идеально подходят.
Да и откаты при изготовлении новых, а тем более уникальных продуктов брать проще, чем при производстве типовых. Инновации в неуклюжем исполнении естественных монополий, приводящие к непропорциональному повышению цен или выводу с рынка старых продуктов, могут не улучшать, а ухудшать качество жизни. Бороться с этим можно только одним способом.
Качество услуг, предоставляемых монополиями, должно быть описано стандартами, а чиновников (например, антимонопольной службы) имеет смысл наделить функциями по проверке их выполнения. Стандарты описывали бы, что, к примеру, горячая вода в кране должна быть не прохладной, а горячей, течь круглосуточно, а не по 4 часа в день, и именно течь, а не капать.
Аналогичные стандарты в отношении пригородных электричек регулировали бы максимальное время ожидания и время, проведенное в пути пассажиром, находящимся на определенном удалении от областного центра или столицы, и время, проведенное в очереди в кассу за билетом дальнего следования. Если стандартов нет, монополии, занятые зарабатыванием денег, постепенно перестают выполнять свою инфраструктурную функцию. Инновации в этом случае играют роль повода, обосновывающего повышение цен.
Стремление к максимизации прибыли по-разному проявляется у компаний, работающих на конкурентном и неконкурентном рынках. У монополий разорвана связь между прибылью и удовлетворением клиента. Недовольному клиенту некуда уйти, издержки такого шага слишком велики.
Именно поэтому тарификацию работы монополий следовало бы, насколько это возможно, поставить в зависимость не от издержек и инфляции, не от окупаемости сомнительных инвестиций, а от удовлетворенности потребителя. А измерение этой удовлетворенности поручить социологическим службам, в беспристрастности которых не будет сомневаться ни один правозащитник. Службам, которых не смогут коррумпировать даже российские монополии.
Жители Тверской области забрасывают булыжниками пролетающие мимо «Сапсаны» не потому, что они против инноваций. А потому, что эти инновации существенно снизили качество их жизни, затруднили местное сообщение.
Типичное «узкое место» и окраинные станции московского метро в утренние часы. Очередь за билетом на 15-20 минут уже входит в привычку. Впрочем, как выяснила ассоциация Mystery Shopping Providers Association, из 18 стран в России вообще самые длинные очереди. И по затрачиваемому в очередях времени, и по количеству человек (замеры проводились в банках, супермаркетах, на почте, в фастфуде, на вокзалах, автобусных остановках и т. д.).
Очереди в метро не в последнюю очередь появились за счет инновации — замены старомодных жетонов на смарт-карты. На их продажу у кассиров уходит больше времени, да и себестоимость их выше, чем используемых многократно жетонов.
Совсем провальной оказалась попытка поручить продажу проездных билетов на метро автоматам. Мало того что их размер примерно вчетверо больше, чем у их советских предков, радостно выплевывавших один жетон в обмен на «пятачок» и четыре — на 20 копеек. Нынешним автоматам на выдачу одного билета требуется раз в пять больше времени, чем советским. К тому же эти гиганты почти всегда сломаны. В итоге имеем целый ряд инноваций, увеличивающих себестоимость и цену поездки, — и увеличение времени ожидания в очереди.
Этим летом мне неоднократно приходилось покупать билеты на поезда дальнего следования. Выборка, конечно, нерепрезентативна, но, кажется, я видел не меньше сотни пассажиров, желавших ехать в плацкартном вагоне, но из-за отсутствия билетов вынужденных соглашаться на купейный. Разумеется, железная дорога сдвигает предложение в сторону более дорогих билетов целенаправленно. При отсутствии аудита, измеряющего удовлетворенность покупателей, делать это несложно.
Вполне легальным способом повысить доходы становится и введение «фирменных» поездов якобы «повышенной комфортности». Они действительно приятнее обычных, но не настолько, насколько дороже. Расстраивает, однако, не это. А то, что монополия прочно встала на путь навязывания потребителю ненужных ему услуг, включенных, видимо, в цену билета. Или вы читаете издаваемый ИД «Гудок» журнал СВ, заботливо лежащий на столиках купе многих фирменных поездов в количестве четырех экземпляров? Так и видится, что все пассажиры, включая грудных детей, едва войдя в вагон, распечатывают упаковку и читают, читают...
А доводилось ли вам пробовать «завтраки», которыми снабжают пассажиров фирменных поездов (тоже по принципу «все включено»)? Обязательно, обязательно попробуйте. Не пропустите плавленый сырок «Плавич» и прилагаемую к нему в непропорционально огромном количестве полукопченую колбасу. Представьте, как вы кормите этим завтраком сотрудников монополии, которые его придумали. Даже если им не понравится.
Автор — экономический обозреватель