Совместное предприятие по управлению аэропортами Краснодарского края, входящими в состав «Базэла», было создано в конце июня прошлого года. Подписи под акционерным соглашением во время Петербургского международного форума поставили владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска, предправления Сбербанка Герман Греф и генеральный директор Changi Airports International (CAI, «дочка» оператора сингапурского аэропорта Changi) Лианг-Сонг Лим.
Для старта сделки по созданию СП «Базэл» в конце 2011 года консолидировал аэропортовые активы на кипрскую компанию Transport AMD-2, а в мае 2012-го правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями одобрила покупку CAI блокирующих пакетов акций аэропортов Сочи, Анапы и Краснодара. Следом «Базэл» внес в СП четыре своих аэропорта стоимостью $500 млн: Сочи, Краснодар, Геленджик и Анапа, за что получил 50% плюс одна акция, еще 30% достались сингапурской компании за $200 млн, а банк инвестировал $120 млн (его доля в СП — 20% минус одна акция).
Месяц назад во время заседания межправительственной российско-сингапурской комиссии председатель совета директоров «Базэл Аэро» Андрей Елинсон подвел первые итоги деятельности партнерства. Результаты впечатляли. По словам Елинсона, за год пассажиропоток в аэропортах Кубани вырос на 20% (до 5,5 млн человек в год), аэропорт Сочи вышел на финишную прямую в подготовке к Олимпиаде-2014: идет строительство VIP-терминала, готовится перепланировка коммерческих площадей для создания уникальной концепции ритейла к Олимпиаде. А в Краснодарском аэропорту развивается проект создания мультимодального хаба с железнодорожным и автовокзалом, грузовым терминалом и аэровокзальным комплексом площадью 60 000 кв. м.
Впрочем, у партнеров «Базэла» итоги года вызвали меньше оптимизма: в распоряжении Forbes оказалась копия письма с претензиями, которое Сбербанк и CAI направили 20 июня этого года. Компания Олега Дерипаски нарушила условия договора — свыше двух десятков пунктов и требований, — следует из документа. Стоимость нарушений Сбербанк и CAI оценили в 595 млн рублей (около $19 млн).
Адресанты (в документе они называют себя покупателями) ссылаются на соглашение о продаже и подписке на акции Transport AMD-2. Письмо направлено на имя Андрея Елинсона, который обозначен как представитель продавца — компании Cantua Investments (ее владелец — Inter Jura CY (Services) Ltd, оказывающая услуги по номинальному владению), а также вниманию совета директоров Transport AMD-2. Большая часть требований партнеров — на сумму 485,6 млн рублей — основана на гарантиях, которые были нарушены продавцом.
Дороже всего Сбербанк и CAI оценили потери, которые они понесли в результате того, что продавец им мог наврать. Покупатели обнаружили в документах, подписанных ими, «неправду и/ или неполную и/ или вводящую в заблуждение информацию, пишут они. Оказывается, будущих участников СП не предупредили о том, что аэропорты Анапы и Геленджика не имеют санитарно-защитных зон потому, что территории вокруг портов занимают жилые строения. Нарушения оценены как влекущие убытки в размере 150 млн рублей. Партнеры по СП перечисляют проверки, которым подверглись аэропорты «Базэл аэро» и предписания Ростехнадзора: по ремонту и поддержанию в нужном состоянии оборудования, техническому состоянию объектов и отсутствию токсичных веществ в атмосфере. Претензии различных контролирующих органов, о которых говорят Сбербанк и CAI, могут стоить продавцу свыше 200 млн рублей.
Также Сбербанк и CAI посчитали необоснованными ежегодные бонусы, которые в сумме 56,6 млн рублей были выплачены в 2011 году сотрудникам «Базэл Аэро» и аэропортов. Еще одни непонятные с их точки зрения расходы — покупка векселей Связь-банка в апреле-июле 2012 года на 133 млн рублей в обход подписанных ковенантов. А кроме того, партнеры заподозрили аэропорты Краснодара, Сочи и Анапы в неэффективных расходах на 57 млн рублей. Более того — продавца упрекают в неэффективном управлении жемчужиной проекта — «Аэропортом Сочи», которое повлекло снижение чистой стоимости активов на 20%. Если в связи с этим возникнут какие-либо потери, продавец обязан будет возместить их покупателям, заявляют адресанты.
Представители «Базового элемента» и Сбербанка сообщили Forbes, что письмо — просто «часть нормального рабочего процесса по обмену мнениями в рамках партнерства» (в письменных ответах почти все фразы звучали идентично). «Партнерство успешно функционирует, набирая обороты, что подтверждается меняющимся обликом аэропортов, ростом эффективности и улучшающимися показателями их деятельности», подчеркнули в банке и «Базэле». Представитель CAI также подтвердил, что письмо — обычная часть общения между покупателем и продавцом. «Это не означает, что с нашим партнерством что-то не так — наши партнеры, «Базовый Элемент» и Сбербанк хотят, чтобы мы сообщили об этом вам», — отметил он.
Претензия выглядит как попытка искусственно завысить сумму требований: размер убытков подробно не обоснован, а ряд требований основан на потенциальных убытках, которые еще только могут возникнуть в будущем, говорит руководитель практики корпоративного права юридической фирмы «Алимирзоев и Трофимов» Илья Алещев. Большая часть требуемой суммы основана на нарушениях природоохранного законодательства (например, связанных с санитарными зонами аэропортов Анапы и Геленджика). При этом Сбербанк и CAI не приводят механизм расчета связанных с ними убытков и не указывают, в чем именно они выразились. А несколько пунктов претензии, связанных с проверками Ростехнадзора, вообще относятся к потенциальным потерям: там убытки не только еще не наступили, но и сами нарушения не выявлены, а лишь предполагаются. При этом в претензии нет требования уплатить заявленную сумму — она лишь констатирует нарушения с оговоркой о праве предъявить требования позднее. Партнеры по большей части упрекают продавца в нарушенных гарантиях (понятие английского права), а этот вид нарушений считается в английском праве «простым» и позволяет разве что взыскать деньги, говорит старший юрист Адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Лина Тальцева. Прибегнуть к более серьезным мерам — например, расторжению всего акционерного соглашения, такие нарушения права не дают, говорит она.
Письмо Сбербанка и CAI действительно не похоже на попытку просто получить денежную компенсацию, рассуждает руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но, возможно, партнеры стали менее заинтересованы в том, чтобы сохранить СП в прежней конфигурации и собираются использовать эти претензии как козырь в будущем, предположил он. Появление заведомо неисполнимых претензий похоже на желание создать удобную площадку для переговоров или основание для выхода из СП — например, из-за нерентабельности участия в нем, соглашается юрист «Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев.
Изначальная цель партнерства — развитие краснодарских аэропортов, увеличение их капитализации и в дальнейшем расширение портфеля аэропортовых активов. СП создавалось скорее для будущих проектов, уверен Пантелеев. Однако за время, пока шли переговоры о партнерстве «Базэла» со Сбербанком и Changi, была решена судьба аэропортов Нижнего Новгорода, Самары и Ростова-на-Дону, доприватизировано «Толмачево». Недавно «дочка» «Реновы» «Аэропорты регионов» получила право стать инвестором аэропорта «Большое Савино» в Перми. «Победа в последнем конкурсе оспорена с подачи «Базэл Аэро», однако если СП Дерипаски и партнеров не получит новых проектов, то сам смысл существования этого предприятия оказывается под большим вопросом», — считает Пантелеев. С ним согласен источник, близкий к одному из аэропортовых холдингов: по его словам, ряд нарушенных гарантий, например отсутствие согласованной санитарно-защитной зоны, является достаточно стандартным для российских аэропортов, но формально это дает право Сбербанку и Changi выдвигать претензии к партнеру.«Думаю, что это может стать шагом Сбербанка и Changi по выходу из сделки с учетом их неудовлетворенности работой структур «Базэл Аэро» — отсутствия проектов экспансии в регионы и в особенности в московский авиаузел, на что в первую очередь и рассчитывали сингапурцы, заключая данный союз», — говорит он .