К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как экс-борец создал сервис для кадровиков, который за 6 лет подорожал на 1800% и сделал основателя миллиардером

Фото Paycom
Фото Paycom
Чэд Ричисон в детстве занимался спортивной борьбой и подрабатывал доставкой сена фермерам. Полученные в те годы навыки помогли ему создать сервис, который упрощает компаниям расчеты с работниками, и преодолеть препятствия, мешавшие вывести бизнес на IPO. За шесть лет акции его компании подорожали на 1800%, сам он вошел в список Forbes, а десятки его сотрудников стали миллионерами

На дворе начало ноября, и за окном старомодной закусочной Around the Corner в студенческом городке Эдмонд, штат Оклахома, ярко светит солнце. На стенах заведения красуются флаги местных футбольных команд, но 49-летний Чэд Ричисон думает совсем о другом виде спорта.

«Требуется недюжинная скромность, чтобы выйти в борцовском трико на мат и за 17 секунд оказаться скрученным перед всеми своими друзьями. Стоит лишь раз выйти на мат, и все остальное уже не будет казаться таким трудным», — говорит он.

Ричисон занимался спортивной борьбой в старшей школе и колледже. Нередко он тренировался с особой интенcивностью, чтобы сбросить вес и перейти в более легкую весовую категорию. В 1989 году на пике спортивной карьеры он выступал на первенствах штата среди учеников старших школ. И хотя еще несколько десятков лет назад он сменил борцовское трико на деловой костюм, та выдержка и скромность служат ему добрую службу, когда он вызывает на бой куда более серьезных противников.

 

Сегодня Ричисон — основатель и генеральный директор Paycom, компании-разработчика программного обеспечения из Оклахома-Сити, доход которой за последний год составил $695 млн. Компания пока заняла всего 5% рынка программного обеспечения по управлению персоналом в США, который сейчас оценивается в $20 млрд. Между тем,Paycom растет заметно быстрее конкурентов. По данным консалтинговой фирмы Morningstar, около 50% всех новых клиентов Paycom перешли из конкурирующих корпораций — ADP и Paychex миллиардера Тома Голисано. C момента выхода на биржу в 2014 году стоимость акций Paycom выросла на 1800%, что сделало ценные бумаги компании одним из самых выгодных капиталовложений на фондовом рынке США в тот период. Сейчас капитализация компании достигла $17 млрд. Ричисон владеет 14% Paycom, и таким образом его собственное состояние оценивается в $2,4 млрд ― вполне достаточно, чтобы войти в рейтинг 400 богатейших людей Америки.

Пламенный мотор. Как мотивировать сотрудников на выполнение рутинной работы

 

Расчеты заработной платы ― дело, может быть, не такое хитрое, как спортивная борьба, но это важный деловой процесс, который касается практически всех сотрудников. Десятки миллионов работников по всей Америке до сих пор должны вручную вводить отработанные часы в цифровые формы, которые затем проверяются и утверждаются вышестоящим руководством. Благодаря Paycom все эти процедуры можно упразднить. Будучи лидером в сфере облачных решений для HR, компания предлагает отслеживать местоположение сотрудников (например, их вход и выход из офиса) в автоматическом режиме через приложение на смартфоне. Подобными решениями занимаются и другие организации, но Paycom одним из первых перешел на обработку зарплатных операций исключительно в онлайн-режиме и интегрировал обслуживание по этому и многим другим направлениям в единое приложение с интуитивно понятным интерфейсом. С самого начала Ричисон делал особый упор на обход конкурентов в двух ключевых аспектах: простоте использования и безопасности функционирования. Так, клиенты получили возможность подписки на широкий комплекс услуг от найма персонала до увольнения при помощи единой облачной базы данных. Не последнюю роль в устойчивом росте продаж и увеличении прибыли сыграла также жесткая корпоративная культура самого Paycom.

«Paycom всегда был на шаг впереди. Компания построила свою платформу с нуля и большое внимание уделяет самообслуживанию работников, благодаря чему освоение продукта стало для них таким простым», — поясняет Нандан Амлади, аналитик в области программного обеспечения в инвестиционной фирме Guggenheim Partners.

Бизнес на кредитках

Ричисон уделяет первостепенное внимание именно сотрудникам из уважения к тяжелому труду людей. Он рассказывает о своем детстве: «Если чего-то хотелось, то ради этого нужно было усердно работать». Будущий бизнесмен родился в семье молочника и помощницы стоматолога. Первые шесть лет жизни он провел в небогатом районе на юге Оклахома-Сити, а затем переехал в маленький городок Таттл. В 11 лет Чэд начал заниматься перевозкой сена для местных фермеров и со временем, к 17 годам, заработал достаточно денег на собственный грузовик. Купив Chevrolet Viking и приварив к задней части грузовую платформу, Ричисон нанял школьных друзей и наладил небольшой бизнес по транспортировке сена, которого удавалось перевозить по 1200 тюков за день.

 

В Университете Центральной Оклахомы молодой предприниматель получил диплом журналиста и попутно изучал немецкий язык. В бизнес-школе при заведении он посетил только один курс. Но после выпуска он тут же принял предложение работы от ADP ― это было его первое знакомство со сферой зарплатных фондов. В компании он проработал два с половиной года. За это время он познакомился с Джеффом Йорком, который стал его наставником по продажам и впоследствии перешел к нему в Paycom в 2002 году и стал директором по продажам в 2007-м. Потом Ричисон ушел из ADP в небольшую контору, занимавшуюся распределением зарплат сотрудников в Денвере.

Вскоре Ричисон решил вернуться из Колорадо в родной штат: продал дом в Денвере, подал заявку на кредит в управление по делам малого бизнеса и обналичил свой пенсионный счет, чтобы в 1998 году учредить собственную компанию. Позднее ему пришлось использовать 13 кредитных карт, чтобы поддерживать деятельность предприятия. Интернетом тогда еще мало кто пользовался, а о Google вообще почти никто не слышал. По мнению Ричисона, обработка операций по зарплатным фондам уже была готова перейти на принципиально новый уровень. Данная сфера была настолько консервативна, что едва ли как-то менялась с 1940-х. Все по старинке оформлялось на сложных бумажных бланках, и сотрудникам, как и менеджерам, приходилось заполнять множество документов даже для самых простых задач вроде учета отработанных часов или запроса оплачиваемого отпуска.

«Чэд осознал пользу интернета для бизнеса раньше всех остальных, — говорит Брэд Рибэк, управляющий директор по обслуживанию Paycom в инвестиционном банке Stifel. —  Он сделал большой акцент на использовании технологии в мобильных устройствах. К этому обычно приходят все, но Чэд оказался одним из первых».

Капиталисты бьются за рабочих: почему растут инвестиции в HR-технологии

Отложенное IPO

Наклонившись немного вперед в кожаном кресле, одетый в новую белую рубашку Ричисон перебирает кучу папок с ранними проектами программ Paycom в своем кабинете с отделкой из дерева на северо-западе Оклахома-Сити. Он останавливается на странице с простыми прямоугольными блоками и лаконичными командами типа «чек предоплаты», «недействительный чек» и т. д. «На страницу вроде этой у меня мог уходить целый день», ― вспоминает бизнесмен.

 

Используя в качестве шаблонов формы от других операторов зарплатных фондов, Ричисон самостоятельно разработал для онлайн-интерфейса платформы каждую страницу и кнопку в программах Lotus Notes, Microsoft Word и Paint. Поначалу его продукт никого в Оклахома-Сити не заинтересовал, в основном потому, что предприятия попросту не хотели доверять свои дела местной компании, основанной совсем недавно. Поэтому Ричисон стал разъезжать по ближайшим городам, таким как Стиллуотер и Полс-Вэлли, где у многих потенциальных клиентов даже не было доступа в интернет. Руководитель Paycom подчеркивает: «Я был фактически первым, кто им показывал интернет и рассказывал, что он собой представляет. Они боялись его как огня».

Чад Ричисон
Чад Ричисон·Paycom

В отличие от некоторых финансовых организаций, хранящих свои данные на базе Amazon Web Services, Ричисон изначально решил не отдавать данные клиентов на хранение сторонним фирмам: «Либо ты осторожен на все 100%, либо получаешь двойку».

От подобного подхода высшее руководство и потенциальные инвесторы были не в восторге. Йорк, давний директор по продажам Paycom, говорит: «Мы часто спорили с Чэдом о том, стоит ли нам делать как все остальные ― искать партнеров и интегрировать наши базы данных с их системами. Но он твердо стоял на том, чтобы между Paycom и нашими клиентами ни при каких условиях не было никаких посредников, потому что в таком случае мы теряем контроль над рабочим процессом».

Несколько лет спустя, в 2007 году, частная инвестиционная фирма Welsh, Carson, Anderson & Stowe сделала Ричисону предложение о продаже бизнеса. Как он сам вспоминает, они планировали купить несколько операторов зарплатных фондов и объединить их под брендом Paycom. Основателю такая перспектива пришлась совсем не по душе.

 

«Белые воротнички — это новый черный»: как устроен HR-проект Алены Владимирской для менеджеров среднего звена

В итоге верх одержал-таки Ричисон, ― тогда он был крупнейшим акционером компании: «Это был бы полный крах. Я сказал, что не позволю объединять под брендом Paycom никакие другие фирмы, потому что это неправильно». Инвесторы все равно решили вложиться, и сделка была закрыта в июле 2007 года: согласно данным аналитического агентства PitchBook, акционеры из Welsh Carson приобрели долю за $56 млн. Момент был подобран как нельзя более кстати, всего за год до наступления финансового кризиса.

Paycom продолжил стабильно расти и в 2013 году заработал $100 млн. Это стало предпосылкой к выходу предприятия на фондовый рынок. Однако пока Paycom готовился к IPO в начале 2014 года, акции технологических компаний то дорожали, то дешевели, а потенциальные инвесторы стали капризнее и требовали снижения цены. Когда день запланированного начала торгов все-таки настал, Ричисон был вынужден отложить размещение. «Тогда мы оказались в странной ситуации: у нас были и рост, и прибыль, но цену акций постоянно занижали, просто потому, что мы из Оклахомы и совсем не похожи на типичную технологическую компанию», ― вспоминает предприниматель.

Через четыре дня Paycom согласились на более низкую стоимость акции — $15, и компания, наконец, провела IPO. При этом ее изначальная капитализация оказалась на $20 млн ниже, чем у конкурентов из Paylocity, которые вышли на биржу за месяц до этого и чистый доход которых был в 12 раз меньше, чем у Paycom. Крейг Боулт, финансовый директор Paycom, пришедший в фирму в 2006 году, отмечает: «Большинство технологических компаний в то время были убыточными. А у нас были и прибыль, и активный рост».

 

Сотрудники-миллионеры

Четырьмя этажами ниже под кабинетом Ричисона находятся огромные современные серверы. Оборудование размещено в приподнятом подвале, который сертифицирован Федеральным агентством по управлению в чрезвычайных ситуациях и отвечает всем требованиям защиты от наводнений и торнадо. Для Оклахомы такие меры предосторожности ― необходимость, ведь за один только 2019 год на штат обрушилось 147 торнадо. Помимо этого, Paycom платит властям города за постоянное патрулирование полицией входов в корпоративные здания. Если охрана со своей задачей не справится, то все данные в режиме реального времени скопируются на серверы компании в Далласе. На случай отключения энергии предусмотрено семь резервных электрогенераторов, мощности которых хватит на энергоснабжение ближайшего Стиллуотера с его населением в 50 000 человек.

Рука творца: почему робот не сможет заменить hr-специалиста

Бренд и энергетика Ричисона ощущаются в каждом уголке штаб-квартиры Paycom площадью свыше 46 000 кв. м: от всевозможно защищенных серверных помещений до огромных экранов, показывающих производительность сотрудников каждого отдела. «В Кремниевой долине в каждом офисе есть кресла-мешки и разнообразное пиво. В Paycom атмосфера более напряженная, здесь принято всегда рваться вперед и подгонять других», — говорит Нандан Амлади из Guggeinheim Partners.

На этаже, где находится отдел клиентского обслуживания, на стене закреплен специальный экран с рейтингом каждого сотрудника, высчитанном на основе различных показателей вроде числа обработанных звонков и времени ожидания ответа. Похожая система введена во всех подразделениях, от программистов до отдела продаж, и таким образом статистика в реальном времени отображается по каждому работнику.

 

Несмотря на обстановку соперничества, по заверениям генерального директора, текучка кадров в отделе обслуживания за последние два года снизилась на 50%. Те, кто остается, получают щедрое вознаграждение. Перспективным менеджерам поручают открытие новых офисов и обучение новичков отдела продаж с нуля. Такая практика в отрасли ― скорее исключение, чем правило. Обычно работодатели ищут в отдел продаж опытных сотрудников из конкурирующих предприятий. Как считают в самой Paycom, с момента выхода на биржу в 2014 году около 70 человек из числа самых первых сотрудников успели стать миллионерами.

Со дня учреждения фирмы прошло больше 20 лет, хотя Ричисон говорит, что все только начинается: «У нас наблюдаются стремительные темпы роста, с каждым днем мы становимся сильнее. Paycom пока еще остается маленьким игроком отрасли, и есть множество компаний больше нашей. Но мы уверенно набираем долю рынка».

Несмотря на то что большая часть из 23 500 клиентов Paycom — это предприятия со штатом от 100 до 2500 человек, в 2018 году компания решительно нацелилась на более крупные фирмы со штатом до 5000 сотрудников. Таким образом Paycom усиливает конкуренцию со столпом индустрии в лице ADP.

Вне зависимости от величины своих клиентов детище Ричисона рассчитывает на быстрое развитие технологий для реализации их полного потенциала: «Чтобы предвосхищать запросы клиентов, для нас крайне важно не сходить с пути постоянных инноваций. Главная цель заключается в расширении бизнеса по новым направлениям, которыми мы ранее не занимались». Одно из самых свежих предложений Paycom появилось в 2019 году: решение по прямому обмену данными позволяет клиентам отслеживать, как часто их сотрудники взаимодействуют с корпоративным программным обеспечением, и выявлять те его возможности, которые используются не в полную силу.

 

Марк Маркон, исследователь-аналитик из инвестиционного банка Baird, говорит о позитивной динамике развития компании: «Скоро у нас будет то, что сегодня трудно вообразить, но станет возможным благодаря новым технологиям, например, проведение пересменки голосовой командой на iPhone. Все дело в обширности и глубине предлагаемых изменений, и Paycom в этом преуспели как никто другой. Они значительно увеличили свою долю на рынке и растут заметно быстрее конкурентов».

По убеждению самого Ричисона, Paycom существует ради того, чтобы сделать жизнь работников американских предприятий проще. И не важно, чем они занимаются: меняют запчасти тракторам в Оклахоме или набирают персонал для клиник в Теннесси. «Чем искать виноватых, мы всегда пытаемся устранять ошибки в рабочем процессе, ― признается бизнесмен. ― Американский работник вкладывается в свое дело полностью и стремится к наилучшему результату. Нужно только показать ему, как это делать».

Миллиардер с Гималаев, повелитель Fortnite и три вдовы: кто впервые попал в рейтинг Forbes 400

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+