Пламенный мотор. Как мотивировать сотрудников на выполнение рутинной работы
Не существует такого теста на профпригодность, который гарантирует, что сотрудник рано или поздно не потеряет интерес к работе. Особенно к однообразной. Рутина встречается повсеместно: с ней сталкиваются и кассиры в ресторанах, и специалисты бэк-офиса, и топ-менеджеры. Почти половина сотрудников компаний (43%) считают свою работу скучной, говорится в исследовании образовательной платформы Udemy. Для работодателя это тревожный знак. Ведь вероятность скорого увольнения среди потерявших интерес к работе сотрудников в два раза выше, чем среди тех, кто демонстрирует высокий уровень вовлеченности в трудовую деятельность. По статистике, вдвое чаще на работе становится скучно «миллениалам» — то есть тем, кому сейчас 25-35 лет. А именно это, как правило, самый массовый сегмент сотрудников в крупных компаниях.
Невозможно просто приказать сотруднику снова «зажечь в себе искру», стать более внимательным и ответственным. Но можно вдохновить его на это. Мотивация становится эффективной, когда в результате заключенной «сделки» выигрывает и сотрудник, и работодатель. Вот пять советов, которые помогут не допустить выгорания на работе и повысят уровень продуктивности и вовлеченности персонала.
1. Переключите сотрудников на новые задачи
Если человек устал от однообразной работы — дайте ему другую. Этот совет кажется очевидным, но часто компании не готовы ему следовать. Они принимают на работу специалистов узкого профиля и нагружают их специфическим функционалом, который могут выполнить только они. Хорошая практика — с самого начала подготавливать сотрудников-универсалов, имеющих смежные навыки, а затем ротировать их внутри компании. Например, в некоторых фастфуд-ресторанах линейных сотрудников сразу обучают готовить любые блюда на всех станциях, пополнять запасы, поддерживать чистоту, собирать заказ, общаться с гостями, принимать оплату и т. д. При желании они могут переключаться на новые задачи как в рамках одной точки, так и на разных локациях внутри сети. В банковской сфере, чтобы уменьшить очереди и улучшить сервис, появляются «менеджеры-операционисты» и «операционисты-кассиры». В полиграфических центрах — «дизайнеры-операторы», в ретейле — «продавцы-кладовщики». Более широкий спектр задач не только снижает их однообразие, но и дает возможность повысить взаимозаменяемость сотрудников на случай отпусков и больничных. К тому же это хороший шанс для человека попробовать себя в разных направлениях и увидеть, что ему удается лучше.
2. Пусть рутина сплачивает коллектив
Задача руководителя и HR-специалистов компании — объяснить сотруднику, что любая работа важна, в том числе рутинная. Практикуйте «политику открытых дверей»: выслушивайте жалобы сотрудников, выявляйте в разговоре, что именно стимулирует их работать лучше, и используйте эту информацию, чтобы пробудить интерес к монотонным операциям. Хорошо помогает внести элементы игры, геймификации. Например, среди менеджеров по продажам объявить конкурс на то, кто запомнит больше фамилий из базы клиентов. Среди специалистов техподдержки — устроить сбор самых каверзных вопросов за неделю. X5 Retail Group проводит «Кулинарный поединок» среди всех поваров и пекарей «Перекрестка» — состязание внутри работников региональных дивизионов. Увлечь весь коллектив в борьбе с рутиной можно и с помощью передачи опыта. В кол-центрах «СКБ Контур», например, сотрудники-долгожители публично делятся с коллегами своими рецептами борьбы с эмоциональной усталостью.
3. Дайте возможность учиться
Исследование Udemy предлагает в качестве решения проблемы дополнительное образование. По данным опроса, до 80% сотрудников компаний полагают, что обучение новым навыкам поможет им преодолеть усталость от однообразия на работе. Чтобы сам процесс внутрикорпоративного обучения не превратился в рутину, его можно геймифицировать. Например, при обучении бережливому производству в компании «Северсталь» создали специальный игровой тренажер. Он имитирует полную производственную цепочку металлургического комбината, от домны до клиента. Он демонстрирует работникам, как меняется общая картина от применения принципов бережливого производства на отдельных участках. Когда они возвращаются от тренажера к реальному оборудованию, то начинают осознавать значимость каждого своего действия и в результате меньше подвержены скуке. Работу можно разнообразить и за счет обучения не связанным с работой навыкам, развитию хобби: иностранному языку, рукоделию, мыловарению, фотографированию и т. д. Стоимость таких занятий для работодателя сравнительно невысока, а эффект проявляется сразу. Сотрудники получают новые яркие эмоции и вдохновляются на достижение результатов.
4. Смените декорации
Часто человека демотивирует не сама работа, а окружающая обстановка. Утомительно следовать изо дня в день по одному и тому же маршруту из дома в офис, видеть те же стены по восемь часов в сутки, сидеть за тем же столом. Если даже отпуск не помогает встряхнуться, нужно поменять что-то в условиях труда. Можно определить сотрудника на новую точку в сети, поставить его в другую смену, изменить часы работы, посадить за новый компьютер или просто перевести из одного угла опенспейса в другой. Результаты исследования компании Regus показывают, что около 30% компаний США в ближайшие годы собираются уйти от аренды постоянного офиса в пользу коворкингов и других «сменных» пространств работы. Одна из ключевых причин — желание регулярно менять окружающую обстановку для персонала. Сотруднику просто необходимо время от времени вникать в непривычные ситуации: так у него развивается гибкость мышления, и приходит желанное чувство разнообразия.
5. Позвольте умным технологиям помочь
Производственные предприятия переходят на роботизированные линии не только ради экономии, но и для того, чтобы дать своим сотрудникам более творческие задания, чем работа на конвейере. Эту практику начинают повсеместно использовать и в сфере услуг. Например, компания KFC за счет автоматизации HR-системы и внедрения виртуального голосового помощника освободила своих рекрутеров от обработки «пустых» заявок — то есть тех, для кого вакансия уже не актуальна. Предварительным отсевом нерелевантных заявок занялся робот-ассистент с функцией синтеза речи. В результате время обработки каждой заявки сократилось в 1,5 раза. Другой пример: в сети магазинов «ВкусВилл» интеллектуальная система занимается подготовкой ежедневных отчетов. Она сама рассчитывает нужные показатели и анализирует данные, а также отправляет отчеты руководству. Искусственный интеллект уже начал избавлять людей от монотонной работы, а в будущем он будет брать на себя максимум рутинных, опасных и утомительных задач. Человек по-прежнему будет отвечать за управление, а также сложные процессы, но при этом у него высвободится больше времени для творчества и саморазвития.