Несмотря на неудачную попытку провести IPO и внезапную потерю статуса главы одного из некогда самых дорогих стартапов Кремниевой долины, Адам Нойманн покидает WeWork миллиардером. Спустя несколько недель после того, как WeWork отказалась от планов разместить акции на бирже, а Нойманн покинул пост генерального директора компании, японская SoftBank Group покупает крупнейшего оператора коворкингов на рынке и позволяет его основателю продать большую часть своей доли.
SoftBank, которому уже принадлежит треть WeWork, потратит до $3 млрд на выкуп акций у нынешних инвесторов и акционеров, а также вложит $1,5 млрд нового капитала и предоставит компании займы на $5 млрд, сообщил источник, знакомый с вопросом. Нойманн, которому на момент запланированного IPO принадлежало около 18% компании, получает опцион на продажу SoftBank доли на сумму около $970 млн, хотя он еще не решил, воспользуется ли этой возможностью, рассказал источник. В ближайшие 12 месяцев основатель стартапа получит еще $185 млн за то, что станет эксклюзивным консультантом WeWork на ближайшие четыре года.
Кроме того, Нойманну предоставят кредитную линию на $500 млн, из которых $395 млн уже израсходованы. Этот кредит позволит переписать его нынешний долг перед JPMorgan на SoftBank. С учетом налогов, которые предстоит уплатить основателю WeWork с предыдущих сделок по продаже долей в компании, и с учетом долга перед SoftBank, Forbes оценивает текущее состояние Нойманна в $1,1 млрд. Оценка может снова упасть ниже отметки $1 млрд, если Нойманн продаст свои акции из-за налоговых обязательств.
Какую цену придется заплатить Нойманну за это? Он покинет пост председателя совета директоров, и его, как ожидается, сменит топ-менеджер SoftBank Марсело Клор. Возможно также, что Клор назначит нового генерального директора на смену нынешним соруководителям компании Себастиану Ганнингэму и Арти Минсону. Нойманн останется консультантом в совете и откажется от своего права назначать двух членов совета директоров, сообщил источник, знакомый с условиями сделки.
Компания, которая должна была стоить $100 млрд: что происходит с крупнейшей сетью коворкингов WeWork
Уроженец Израиля, Нойманн основал WeWork совместно с Мигелем Маккелви в 2010 году. Компания арендовала коммерческую недвижимость и превращала ее в современные коворкинги с молотым кофе, игровыми комнатами и wellness-мероприятиями вроде занятий кикбоксингом. Бизнес быстро рос — в январе 2019 года в ходе раунда финансирования инвесторы оценили WeWork в $47 млрд. Стартап пытался диверсифицироваться, запустив в 2016 году проект «коливингов» WeLive, в котором уменьшенные помещения для проживания объединялись с просторными общими пространствами для работы. Сейчас WeWork владеет только двумя такими зданиями — в Нью-Йорке и в Вашингтоне.
«Единорог» потерпел поражение, когда попытался влиться в поток ИТ-компаний, разместившихся на бирже после многих лет привлечения частного финансирования. Документы, раскрытые WeWork в августе для IPO, показали, что в первые шесть месяцев 2019 года компания понесла убытки в размере $905 млн при выручке в $1,54 млрд — а еще раньше, в 2018 году, убыток ($1,9 млрд) превысил выручку ($1,8 млрд). Внимание инвесторов также привлекли некоторые действия самого Нойманна — например, то, что он продал крупную часть своей доли примерно на $700 млн, и то, что он владел зданиями, которые WeWork брала в аренду. В конце сентября оценка WeWork стремительно упала. Нойманн покинул пост генерального директора, а от запланированного IPO пришлось отказаться. В начале октября Forbes, который после январского инвестраунда оценивал состояние Нойманна в $4,1 млрд, исключил эксцентричного предпринимателя из списка миллиардеров.
Представитель WeWork не стал комментировать сделку с SoftBank, о которой первой сообщила газета The Wall Street Journal. Forbes USA не удалось связаться с Нойманном, чтобы получить комментарии.
Перевод Натальи Балабанцевой