От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Особенно в наше непростое время, где главной целью в жизни людей зачастую оказываются деньги. Начинает казаться, что для приумножения капитала можно делать все. И хотя многие незаконные действия, в том числе финансовые и экономические преступления остаются безнаказанными, некоторым приходится столкнуться с государственной машиной наказания. Одним из таких людей был я.
Столкнувшись с реальным опытом пребывания в местах не столь отдаленных, я постарался проанализировать и систематизировать опыт нахождения в розыске и в местах лишения свободы именно с точки зрения человека, обладающего капиталом. В идеале, конечно, лучше не доходить до ситуации, когда против вас возбуждено уголовное дело или вас практически «закрывают». Бизнес стоит вести так, чтобы свести подобные риски к нулю. Но если вы развиваете бизнес и увеличиваете капитал, то кому, как не вам, знать, что в процессе приходится совершать много разных проступков. Стандартный набор в любом бизнесе довольно прост — уход от налогов, обналичка, взятки и подкупы чиновников и сотрудников правоохранительных органов и откровенное мошенничество.
На воле
Ни в коем случае не рекомендуется брать на работу родственников, особенно близких — братьев и сестер, друзей, особенно супругов и любовниц. Как говорится, хочешь потерять друга — дай ему взаймы, хочешь потерять жену — возьми ее в бизнес. Конечно, есть приятные исключения семейных бизнесов, но, как показывает голая статистика, испытание большими деньгами проходят едва ли два-три человека из десяти.
Читать также: Денежки врозь: как бесконечные тяжбы бывших любовников привели к краху компании стоимостью $1 млрд
Исключите доверительные отношения с контрагентами (всевозможные предоплаты), пока ваши отношения не пройдут испытание временем. Обязательно фиксируйте все легальные движения денежных потоков. Времена твердого купеческого слова практически канули в Лету. Если уж вы решили осуществить какие-либо операции «деликатного» характера, то позаботьтесь о том, чтобы об этом знал только один человек — вы сами. В противном случае эта информация может стать товаром — многие люди стараются фиксировать разговоры и действия на аудио- и видеоносители и часто скрытым образом.
Знайте наверняка: когда ваш бизнес «на высоте», подавляющее большинство клиентов, партнеров и ваших сотрудников демонстрируют уважение и почтительность. В большинстве случаев они общаются не с вами как с личностью, а с вашим статусом успешного бизнесмена (зарабатывая себе ваше лояльное отношение, в том числе и в материальном плане). К большому сожалению, часто так ведут себя и очень близкие люди. Прозрение приходит при прочтении протоколов допросов на стадии ознакомления с уголовным делом.
Самое главное — постарайтесь сократить до минимума ваше участие в сомнительных операциях, таких как сокрытие налогов и тем более денежные отношения с органами власти и правоохранительными органами. И, если это возможно и у вас достаточно крупный бизнес, заведите себе консультанта по личной и финансовой безопасности и особым делам и поручениям. Это должен быть такой человек, который бы в критических ситуациях, имея холодную голову и соответствующий опыт, помогал вам объективно осознавать, что на самом деле происходит вокруг вас. Подобные люди существуют, к примеру, у мировых звезд и актеров, которые, зарабатывая десятки, а то и сотни миллионов долларов, теряются в оценке своих капиталов и совершают многие финансово необоснованные и неосознанные поступки. У людей в бизнесе немного не так — совершенно точно осознавая смысл финансовых операций, они теряют понимание того, что за люди их окружают — как деловом, так и личном плане.
Первые проблемы
Этап первый: вас еще не «закрыли», но вы понимаете, что в отношении вас появилось уголовное дело. Во-первых, не стоит принимать никаких решений в непростом эмоциональном состоянии, сопровождающем эту новость. Необходимо сразу привлечь своего личного адвоката, который должен разбираться в экономических делах. Однозначно необходимо являться на допросы — естественно, с адвокатом. Адвокат не столько вас оградит от уголовного преследования, сколько будет своевременно получать информацию — открытую, а по возможности и инсайдерскую, объективно отражающую суть уголовного дела и возможные интересы других лиц. Будучи в курсе всего происходящего, вы сможете адекватно реагировать на изменение обстановки.
Некоторые бизнесмены, как только узнают, что в отношении них возбуждено уголовное дело, могут попытаться скрыться от следствия, особенно когда знают, что дело обоснованное. Не советую. Бегство — это не только фактическое признание вины, но и риск того, что в ваше отсутствие ваш бизнес разрушат и растащат по кускам. Есть некоторые случаи, когда бегство оправдано, но это редкое исключение.
Читайть также: Forbes составил рейтинг бизнесменов, подвергшихся уголовному преследованию
Как бы жестко это ни прозвучало, нужно собрать всю свою волю в кулак, и, находясь словно на пороховой бочке, продолжать управлять бизнесом и готовиться к тому, что им в ближайшее время, возможно, будут руководить ваши ставленники. То же касается личных и семейных дел.
Ни в коем случае не злоупотреблять алкоголем. Ни в коем случае не отчаиваться и не рисовать себе страшные картины. Где есть возможность влиять на ситуацию — необходимо задействовать все свои связи и отношения. Где нет возможности и исчерпаны все ресурсы — терпеть, но все равно не отчаиваться и твердо стоять на определенной вами линии поведения.
Сразу появятся люди, предлагающие решить ситуацию за определенную сумму денег. Но, как часто можно видеть из СМИ, среди таких «решал» много мошенников, которые возьмут деньги и скажут, что ничего не получилось, или будут просить еще и еще. Сами органы могут пытаться договориться с вами через адвоката. Например, вам могут предложить признать один или несколько незначительных эпизодов ваших преступных действий, а на большинство более серьезных пообещать закрыть глаза. Это признак того, что у следователей мало доказательств, в противном случае никто с вами даже разговаривать не станет, вменят все, что есть. Как поступить во всех этих случаях — вопрос совета с «ближним кругом».
Морально все это переживается очень сложно и болезненно, но если уж выпали такие испытания в жизни, то надо пройти их достойно.
В тюрьме
Если в отношении вас все-таки избрали меру пресечения или арестовали сразу с возбуждением уголовного дела, застав вас врасплох, вам как никогда потребуется хороший адвокат, который сможет приходить к вам в СИЗО и обсуждать все ваши дела — и личные, и бизнес. На это время адвокат становится вам ближе, чем жена и дети, чем друзья и родители. Только его вы будете видеть регулярно и только с ним сможете обсудить все дела так, чтобы вас никто не услышал. Если у вас нет адвоката и консультантов, и вас очень быстро «закрыли» — это большая проблема. Ни в коем случае не доверяйте адвокатам, которых наняли ваши друзья и родственники. Конечно, они могут быть порядочными людьми, но это не ваши близкие люди. Они могут отработать ваше дело как положено, но формально, не вникая в тонкости, без души и уж точно без сочувствия. Они не проконтролируют на воле все ваши поручения, и семья и бизнес воспримут их как чужих.
А иногда с помощью таких адвокатов вас могут спровоцировать на пагубные для вас действия. Кто? Нередко ваши близкие и партнеры по бизнесу, как ни прискорбно это звучит. Не всегда, но такое все же случается. Например, вас могут попросить переписать ваше имущество на других лиц — якобы, чтобы вывести его из под ареста. То же самое с долей в бизнесе. Могут обратиться за разрешением воспользоваться вашими деньгами, чтобы решить вопросы с органами или нанять очень дорогого адвоката. Где правда, а где ложь, вы вряд ли сможете распознать без своего доверенного адвоката или советника.
Что касается пребывания в СИЗО, то здесь есть некоторые незатейливые правила, которые имеет смысл соблюдать. Во первых, администрация в СИЗО старается определять бизнесменов (за которыми закрепляется статус «коммерсант») и людей «из власти» в отдельные камеры. И это очень хорошая новость на фоне всех остальных плохих.
Но при определенных обстоятельствах, что бывает крайне редко, бизнесмена могут поместить и в обычную «черную хату». Подавляющее большинство клиентов СИЗО (порядка 90%) — это люди со статьями 158 и 228 — хищения (в различных вариациях) и наркотики. Контингент очень разный: могут попасться беспокойные и задиристые, и тогда уже точно придется находиться в постоянном напряжении. Куда точно не поместят бизнесмена, так это вместе с ВИЧ-инфицированными и туберкулезными больными. Могут поместить в «хату» к смотрящему или авторитету — и это уже будет своя отдельная история.
Если бизнесмен ранее работал в органах внутренних дел, его поместят в «красную хату» — к тем, кто ранее работал в органах или кого взяли прямо «из-под погон». Тогда бизнесмен получает в СИЗО двойной статус — БС (бывший сотрудник) и «коммерсант». В таком двойном статусе находился и я.
В «хатах», где сидят коммерсанты и БС, царит относительное спокойствие. Как правило, это взрослые и уважаемые люди с серьезными статьями — неуплата налогов, крупное мошенничество, взятка, злоупотребление. Крайне редко встречаются эксклюзивные статьи, например 172 — незаконная банковская деятельность. С такими людьми приятно пообщаться «за жизнь». Чем-то даже похоже на санаторий. Но так только в этих «хатах».
Свое дело в общих чертах рассказать надо, но подробности лучше оставить при себе. Других тоже не стоит активно расспрашивать — могут неправильно понять. В «хате» обязательно нужно поддерживать порядок, как правило, по очереди. Стараться гулять при любой возможности, соблюдать правила гигиены, поддерживать общение, писать домой письма, надо, правда, понимать, что писать стоит только вещи, не относящиеся к вашему делу.
Часто в таких «хатах» есть телевизор и холодильник. И, что самое важное, — благоприятное расположение администрации, так как коммерсанты часто «подогревают» и тюрьму, и других арестантов. Как правило, такие «хаты» «заморожены», то есть люди в них не «катают дорог» (не переписываются с другими «хатами» по тюремной связи из ниток и веревок), таких обвиняемых стараются отрезать от общетюремной жизни и как можно плотнее изолировать от информации из внешнего мира, чтобы не развалилось дело. Зато «шмонают» такие «хаты» реже. Телефон и интернет — редкость, но, если уж и появился сотовый, скорее всего, это специальный телефон, который «загнали», чтобы прослушать ваши звонки. Еще раз повторю: единственная реальная связь с миром — это ваш личный адвокат.
Что дальше?
С момента заезда в СИЗО шоковое состояние длится примерно до двух месяцев. Потом человек начинает приходить в себя. Спустя полугода, если его не выпустили, он уже живет нормальной размеренной жизнью. Приходит понимание, что все переживется. Через адвоката, приходящего ежедневно, можно руководить бизнесом либо контролировать тех людей, которые им руководят.
И самое главное — достойно и по правде вести себя в любых ситуациях, тем более житейских и бытовых. И тогда все происходящее будет переноситься легче, принося меньше страданий. Один из очень серьезных плюсов пребывания в тюрьме — проверка всех ваших близких, родных и знакомых, а также клиентов и партнеров по бизнесу. Об этом в один голос говорят все, кто пережил подобное. В таких ситуациях отчетливо видишь, кто по-настоящему тебя любит, а кто общался с тобой из других побуждений, кто принимает тебя любого и в любом статусе, а кто не желает и знаться с тобой, когда ты «попал». Кто пишет тебе письма поддержки, а кто общается сквозь зубы, и когда ты вышел. Впечатлений от всего этого набирается вагон и маленькая тележка.
По статистике, больше половины экономических дел — до 80% — не доходит до суда. Часть из них разваливается из-за отсутствия доказательств. Часть оказывается заказом, который был в итоге плохо отработан. Часть переходит в плоскость гражданско-правовых отношений. Так что с большой долей вероятности осуждены вы не будете. Но может пострадать ваш бизнес. И чтобы этого не произошло, желательно морально быть готовым к такому развитию событий, особенно если в вашей деятельности имеют место операции с «повышенной тревожностью». Как говорится, предупрежден — значит вооружен. Многие об этом вовсе не задумываются и оказываются не готовыми к таким событиям. И тогда проходит все очень болезненно, вплоть до трагедий.