Помните фильм «Почтальон» с Кевином Костнером? О том, как с восстановлением почты в разрушенные ядерной войной Соединенные Штаты вернулась жизнь. Понятно, что почта нужна всем — посылки, покупки, официальные бумаги, подтверждение отправки, куда уж без этого. Тем не менее, во всем мире почтовые институты переживают грандиозные изменения. Объемы пересылки документов и писем ежегодно сокращаются на 4%. И если бы не потребность в отправке официальной документации с помощью почты, пересылка бумажных сообщений уже давно прекратилась бы или свелась к минимуму. С другой стороны, расцвет электронной коммерции увеличивает потребность в доставке товаров, ежегодный рост этого сегмента в мире находится на уровне 6%. Рост числа посылок неравномерно распределен по миру: в США и Европе он существенно больше, что неудивительно, так как там больше людей перешло на покупки через интернет. А темпы роста интернет-торговли в мире просто потрясающие — на уровне 16%.
Однако, мало товар привезти, его надо как-то передать клиенту. Все та же пресловутая «последняя миля». Ведь почта это не только доставка, но и временное хранение. На Западе во многих домах есть консьержи, если человек живет в собственном доме, то товар оставят перед дверью. Но не всем это удобно — особенно жителям многоквартирных домов без консьержа. В этом случае на помощь приходят почтовые ячейки – точки, куда за очень небольшую плату можно доставить товар и откуда его можно забрать. Они появилось еще десять лет назад по инициативе логистической компании DHL, у которой с тех пор появились тысячи последователей. В малонаселенных районах невыгодно открывать много магазинов, ресторанов и почтовых отделений тоже. В Норвегии это уже поняли: почтовые отделения здесь массово закрываются, а пункты по доставке переезжают в магазины. Выгодно всем — и магазинам, и почте. Что примечательно — и это явный парадокс — в большинстве стран государственные почты убыточны, однако массово появляются коммерческие структуры, оказывающиеся эффективнее.
А что же в России? Мы опять идем своим особым путем — строим «Почта банк» и открываем новые отделения. У «Почты России» были все шансы для быстрого создания банка федерального масштаба: как минимум благодаря огромному число отделений по всей стране, куда приходят клиенты. К тому же у «Почты» есть огромные маркетинговые возможности и она может доставлять деньги в малонаселенных места, где даже Сбербанку или ВТБ нерентабельно открывать отделения.
Так что решение запустить банк было логичным и не должно было потребовать больших затрат. Вдобавок партнером «Почты» выступил ВТБ, который благодаря этому проекту получал доступ к более массовому клиенту и пенсионерам, с которыми до этого преимущественно работал Сбербанка.
Сейчас у «Почта банка» 1500 отделений, 128 млрд рублей выданных кредитов (60%-ый рост за кредитного портфеля за год) и 24 млрд рублей собранных у населения депозитов. Совсем неплохо для банка, которому всего пять лет, из которых активно развивается от только пару. Но сколько такому банку осталось жить? Во всем мире набирает силу тренд на сокращение отделений банков. Глава Сбербанка Герман Греф раскрыл цифры, согласно которым корпоративные клиенты Сбербанка совершают 98% операций в интернете, а у физлиц этот показатель достиг 50% и продолжает расти. Это значит, что в запасе у «Почта банк» есть еще 5-10 лет на расширение клиентской базы — по крайней мере на этом временном горизонте его перспективы выглядят хорошо.
Почему так происходит в России, но не работает в Норвегии и других странах? Дело в разных стартовых условиях. В развитых странах создавать почтовый банк не так рентабельно как минимум из-за того, что рынок интернет-торговли развит сильнее: доля интернет-торговли в Норвегии составляет 12% от всех продаж ритейлеров, в то время как в России всего около 2%. Процент покупателей, совершающих покупки в интернете хотя бы раз в месяц, в Норвегии составляет 78%, в сравнении с 40% в среднем в мире. Кроме того, в Норвегии банковский рынок развит сильнее, на него тяжелее выходить новому игроку, а государство на банковский рынок целенаправленно не стремится. Как и во многих развитых странах, в Норвегии существует множество альтернативных операторов почтовых услуг, что снижает посещаемость почтовых отделений. Наконец, Норвегия — это еще и страна с очень небольшим населением. То, что было бы хорошо где-нибудь в США и России с их многомиллионным населением, может быть нерентабельно в маленькой Норвегии.
Так, что идея «Почта банка» прекрасна, если смотреть на нее, как на попытку превратить недостатки в преимущества. Однако само существование почтовой службы по прежнему является крайне затратным, полного контроля над банком у «Почты России» нет (50% минус одна акция). К тому же «Почта России» еще не избавилась до конца от хронических проблем со скоростью доставки, надежностью, легкостью получения (мало добраться до отделения, в нем по прежнему нужно отстоять очередь) и достаточно высокой себестоимостью операций. По этой причине, кстати, у нас не так популярны сервисы подписок, как на Западе. Однако прогресс налицо — пусть «Почта России» и не идеально, но за последние несколько лет она явно стала работать лучше.
Тем не менее, чтобы выживать нужно зарабатывать, и «Почта России» здесь не исключение. Вопрос еще и в том, как она будет выглядеть в будущем. Различные почтовые службы на Западе заявляют, что, если бы люди отказались от доставки товаров к дверям, почта могла бы сократить свои цены на 50%. Однако покупатели хотят другого, в США около трети товаров доставляется до дома или квартиры. Эта цифра будет только расти. Скорость и логистика доставки становятся в борьбе за клиента не столь же важными показателями, как бренд или качество. И на этом быстрорастущем рынке появляется много инноваций. Mercedes-Benz, например, разрабатывает Vision Van — высокотехнологичную систему доставки товаров и посылок.
В процессе доставки нужная посылка будет при помощи роботизированного манипулятора подаваться к окну в кабине водителя. На крыше фургона будут сделаны две посадочные площадки для беспилотников. Они смогут взлетать непосредственно с машины, доставляя заказы массой до 2 кг в радиусе 10 км. Причем система захвата контейнеров дронами также будет полностью автоматизирована. Многие вообще считают, что дроны и роботы полностью решат проблему доставки. Например, для Amazon это главный путь развития. В Amazon уже работает 45 000 роботов, занимающихся сбором и упаковкой грузов на складах. В декабре 2016 года компания начала первые экспериментальные коммерческие доставки в Кембридже. Другое направление – это робот-курьер на колесах от Starship Technologies, новой компании основателей Skype. Такие роботы-носильщики весьма выносливы: с полной загрузкой в 18 кг они уже способны преодолевать расстояние до 5 км. Планируется, что расстояние, на котором они смогут развозить товары, в будущем значительно увеличится. Используя смарт-технологии аналогичным тем, которые реализованы в самоуправляемых автомобилях от компании Google, такие роботы отлично ориентируются на местности, избегают столкновений с пешеходами и останавливается на перекрестках на пути к своей цели. Через мобильное приложение заказчики могут отследить местоположение робота и разблокировать багажное отделение для того, чтобы извлечь груз.
Эти технологии уже есть, хотя еще и не стали массовыми. Но, вспомним что первый смартфон появился всего лишь десть лет назад, а теперь они есть у каждого. Так, что все может произойти быстрее, чем кажется.
Читать также: Почтальон из бизнеса: как Дмитрий Страшнов реформирует «Почту России»