К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почтальоны Безоса: почему дроны не станут основным способом доставки у Amazon

CBS.com
CBS.com
Амбициозная идея Джеффа Безоса разбивается о законодательные, технологические и логистические реалии. Утопия это, ловкий пиар-ход или предвидение будущего?

Поиск Google по фразе «дрон Amazon» выдает 313 млн результатов. Даже если крупнейший в мире онлайн-ритейлер никогда не доставит с помощью «октокоптеров» ни одной посылки, воскресное выступление основателя и гендиректора Amazon.com Джеффа Безоса (состояние по версии Forbes — $27,2 млрдв эфире программы 60 Minutes на канале CBS уже немало помогло компании. По оценке аналитиков ChannelAdvisor, продажи интернет-гиганта в «киберпонедельник» 2 декабря по сравнению с прошлым годом взлетели на 44% (это, к примеру, в 2,5 раза превышает результат IBM). «Я не хочу, чтобы кто-то думал, что мы говорим о ближайшем будущем», — заверял Безос телезрителей.

Однако к этим словам уже мало кто прислушивался.

Доставка интернет-посылок с помощью умных летательных аппаратов завладела умами многомиллионной клиентской базы Amazon и стала темой номер один во всех ведущих технологических и деловых изданиях. Футуристический план гендиректора компании по рекрутированию воздушных роботов, способных через 30 минут после заказа через GPS-навигацию приземлиться у вас во дворе, звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Впрочем, правдой он и не является. По нескольким причинам.

 

Во-первых, радужные перспективы проекта рискуют упереться в реалии национальных законодательств. Как заметил сам Безос, в США полеты почтовых дронов с посылками на борту считаются нелегальными. Заявление гендиректора Amazon о том, то на получение разрешения властей уйдет два года, выглядит слишком оптимистичным. Американский авиарегулятор FAA подтверждает, что возможность либерализации условий для полетов дронов обсуждается, но ждать полноценной сертификации инновационных устройств раньше 2020 года не приходится.

Сегодня с разрешения FAA над территорией США могут летать лишь полицейские и правительственные дроны. Частные аппараты ограничиваются проектами энтузиастов, которым строжайше запрещено поднимать свои роботы выше 120 м и упускать их из поля зрения. Конгресс уже принял резолюцию о расчистке авиапространства для коммерческого использования дронов с 2015 года. Но пока это лишь декларации о намерениях. Конечно, Amazon будет активно тестировать систему доставки Prime Air в ближайшие годы, но это не значит, что оформление новой услуги станет доступно на сайте ритейлера завтра или в следующем квартале.

 

vrezkaВо-вторых, компания в последние годы инвестировала миллиарды долларов в строительство логистических центров, которые географически не рассчитаны на 30-минутные полеты дронов. Анонсированный Безосом получасовой дедлайн для посылок весом до 2,5 кг, условно, остается реалистичным, если вы живете в радиусе 16 км от предприятия Amazon. Даже эта дистанция не учитывает форс-мажоров, при которых дронам придется прокладывать не прямой маршрут, а обходить препятствия, замедляться из-за метеоусловий и запрещенных к полетам зон. Но сделаем скидку и согласимся: да, заряда батареи «октокоптерам» хватит.

Это хорошие новости, если вы живете в городке Карролтоне в штате Техас, неподалеку от огромного сортировочного центра Amazon площадью 100 000 кв. м в Коппелле.

Но парни из пригорода Далласа вряд ли так уж нуждаются в бесперебойных доставках товаров дронами.

 

То же во Флориде, где крупнейшие города штата — Тампа и Сент-Питерсберг — находятся близко к заветному радиусу, но все-таки недоступны для Prime Air при нынешнем функционале летающих почтальонов. В Калифорнии дроны смогут добираться до относительно больших Сан-Бернадино (население — 213 000 человек) и Трэйси (85 000), но жители Лос-Анджелеса, Сан-Хосе, Сан-Франциско и Сан-Диего останутся без посылок.

Конечно, нельзя исключать, что Amazon построит новые логистические мощности, но зачем, если в Штатах у ритейлера уже есть разветвленная сеть из 52 распределительных центров общей складской площадью 3,7 млн кв. м? Причем создавалась она с обязательным условием экономии за счет аренды земель вдали от городов. Так что радикальная смена стратегии с точки зрения бизнеса практически не имеет смысла для компании.

Вот еще несколько аргументов.

Доставка по городской территории — проект на практике утопичный. Даже если дроны идеально научатся ориентироваться в пространстве и избегать столкновений друг с другом и с посторонними предметами, навигация по районам высокоэтажной хаотичной застройки с неоднородным рельефом лишит их главного преимущества — скорости. Им придется либо лететь слишком низко, создавая угрозу для людей и транспорта, либо подниматься слишком высоко, где ветер легко может внести коррективы в скорость и вектор движения.

 

А когда, преодолев все сложности, инновационный почтальон приблизится к вашему дому — что будет происходить дальше?

В многоквартирных домах ему придется оставлять посылку у консьержа. Учитывая, что это не всегда получается у живых курьеров UPS, возникают справедливые сомнения в функционале их электронных «коллег». Amazon уверяет, что уже заложила эти риски в изобретение. Самый реалистичный выход лишает всю идею футуристичного флера: дроны будут помещать посылки в специальные контейнеры у ближайшего магазина сети 7-Eleven, чтобы адресат мог забрать их в любое удобное ему время. Другой, более интригующий в теории сценарий — доставка на балкон (хотя балконы есть далеко не у всех квартир).

Скорость дронов — их безусловный плюс, но она диктует жесткие требования к весу посылки.

Традиционная доставка в этом смысле заказчиков никак не ограничивает. Да, посылку не доставляют в течение получаса, но так ли это принципиально? Google, eBay и другие компании постоянно совершенствуют сервисы доставки за один день, и маловероятно, что пользователи интернет-магазинов будут настолько впечатлены предложением Amazon, что незамедлительно сделают выбор в пользу красивой, но не подкрепленной достаточным опытом альтернативы.

 

Погода — другой важный аспект, который нельзя не принимать во внимание. Метеоусловия неизбежно будут регулярно «приземлять» почтовых роботов Безоса. Магия Amazon заключается в простоте: вы регистрируетесь, делаете пару кликов — и максимум через пару дней (если вы житель Штатов) вещь у вас дома. Логистика, география сортировочных центров, любые проблемы — не ваша забота.

Сложная цепочка империи Безоса работает незаметно и эффективно.

Давайте представим, что онлайн-гигант построил предприятие под Бостоном и охватил сервисом Prime Air и сам город, и его спутники. Вдруг резко портится погода, вы заболеваете и хотите оперативно заказать лекарство без необходимости выходить из дома. Однако на сайте Amazon вы узнаете, что весь флот дронов вынужденно остается на земле, так как синоптики обещают сильные порывы ветра и снегопад. Не такая уж и фантазия. Инновации Amazon еще только предстоит доказать свою состоятельность в «боевых» условиях — лишь одна посылка из тысячи может быть не доставлена до адресата, в противном случае дроны не будут соответствовать стандартам качества, заданным Безосом на рынке. Да, робот умеет делать потрясающие вещи, но беспилотник с восемью пропеллерами — слишком рискованный объект в небе в условиях плохой погоды. Так что ненастье — определенно одна из основных угроз светлому будущему почтовых дронов.

 

Время не пришло. Мечтам Безоса суждено сбыться, но не в обозримой перспективе. Как верно отметил аналитик Сэмиль Шах, Prime Air —

это «то ли шутка, то ли фокус, то ли пиар-трюк».

«Или они просто провоцируют скептиков?» — написал он в своем Twitter. Как пиар-ход дроны и впрямь сработали на «отлично». Да и скептики вылили на Безоса немало желчи. Однако гендиректор Amazon умеет играть вдолгую, как никто другой. Он уже инвестирует в технологии следующего десятителятия, пока большинство CEO думают, как бы прожить следующий квартал.

Amazon в последнее время много критиковали за нарушения трудового законодательства. Что ж, в таком случае Prime Air — хорошая новость для подчиненных Безоса: в ближайшее время летающие роботы не придут им на смену.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+