К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бюджетное смягчение: как помочь экономике низкими налогами

Фото Алексея Куденко / РИА Новости
Фото Алексея Куденко / РИА Новости
Небольшое снижение налогов и разумное применение бюджетных стимулов может быстро помочь российской экономике преодолеть спад и перейти к росту. Тем более что общая налоговая нагрузка в России почти на 7% превышает среднемировой уровень

В своем недавнем послании Федеральному собранию президент Путин поручил правительству и деловому сообществу в кратчайшие сроки разработать план действий по повышению темпов экономического роста и провести настройку налоговой системы с целью стимулирования деловой активности и обеспечения устойчивости бюджета. Тема налоговой нагрузки и ее влияния на экономический рост актуальна не только для России. Миллиардер и финансист Билл Гросс, нынешний министр финансов США Джейкоб Лью и его британский коллега Филип Хэммонд, а также целый ряд политиков и экспертов призывают правительства по всему миру меньше полагаться на меры денежно-кредитной политики и использовать для поддержки экономики фискальные стимулы. С этим согласны и руководители ряда ведущих центробанков мира, поскольку становится очевидным, что предпринимаемые до недавнего времени монетарные меры сегодня достигли пределов своей эффективности.

После победы Дональда Трампа стимулирующая фискальная политика становится темой №1 в США. Снижение налогов на прибыль корпораций с 35% до 15%, уменьшение ставок подоходного налога, рост бюджетных расходов на инфраструктуру до $1 трлн — циничный Уолл-стрит, оставив в стороне идеологические предпочтения, отреагировал на эту программу ростом фондовых индексов, признавая, что озвученные меры должны дать новый импульс развитию американской экономики, поддержать реиндустриализацию и обеспечить выход на темпы роста 4-5% в год.

По другую сторону Атлантики в Западной Европе на протяжении последнего десятилетия прослеживалась тенденция  к сокращению ставок налога на прибыль корпораций при одновременном росте косвенных налогов и фискальной нагрузки на население. Нечто подобное предлагают российскому правительству наши экономисты и Минфин. Звучат призывы к Банку России смягчить денежно-кредитную политику и активнее снижать ставки. Но европейской экономике подобные меры мало помогают, поэтому руководство Евросоюза уже почти год обсуждает необходимость перехода от монетарного стимулирования ЕЦБ к фискальным мерам в основных экономиках ЕС при соответствующей корректировке «Пакта Стабильности и Роста», устанавливающего предельные уровни бюджетных дефицитов и госдолга. По предложению Еврокомиссии стратегические инвестиции в инфраструктуру и в образование будут исключены из расчетов дефицита бюджета и допустимого соотношения долга в ВВП. Для каждой из стран Евросоюза будут действовать свои фискальные корректировки в зависимости от ожидаемых темпов роста, при этом дополнительные госрасходы помогут вывести еврозону из дефляции и простимулируют экономику ЕС.

 

А ведь еще совсем недавно экономисты критиковали избыточные бюджетные траты и их неэффективность, а рост долговой нагрузки считался  главной угрозой для стабильности экономики. Так в чем же причина возросшей популярности идей активной фискальной политики в мире?

Дело в том, что управляя доходами и расходами бюджета, можно сглаживать колебания экономических циклов и увеличивать совокупный спрос. Делать это можно как напрямую, через госзаказы и инфраструктурные проекты, так и косвенно, с помощью увеличения располагаемых доходов компаний и домохозяйств, отбирая меньше денег у бизнеса и оставляя людям больше средств, которыми они смогут распоряжаться по своему усмотрению. Субсидии производителям позволяют увеличивать объемы выпускаемой продукции, а снижение налоговой нагрузки на население повышает его платежеспособность, и соответствующий спрос на производимые товары, что при одновременном применении формирует необходимые условия для роста ВВП. Более того, фискальные меры обладают мультипликативным эффектом: последующий рост экономики приводит к увеличению налоговой базы, а значит и будущих поступлений в бюджет.

 

Для любой страны существует оптимальный уровень налогов, поскольку фискальные стимулы подразумевают не только снижение налоговой нагрузки, но и рост государственных расходов, средства на которые в бюджете должны откуда-то появиться.

Вернемся к российским реалиям. Сегодня звучит много инициатив: ввести налог на депозиты и установить прогрессивную шкалу подоходного налога, повысить НДС и ставки по социальному страхованию, увеличить акцизы и сборы с грузовиков, установить плату за въезд в города, расширить зоны платной парковки. Но все они приведут к еще большему снижению реальных располагаемых доходов населения и не дадут российской экономике дополнительных объемов платежеспособного спроса.  Изъятие половины прибыли у научных организаций и ФГУПов снизит их возможности по финансированию исследований и вряд ли будет способствовать модернизации экономики.

В текущей ситуации очень важно снизить инфляционные ожидания и обеспечить стабильный уровня цен и валютный курс. Эту работу сейчас успешно выполняет Банк России, и скорее всего, денежно-кредитная политика останется в 2017 году умеренно жесткой и никаких монетарных мер, как это было в ЕС, США и Японии, для стимулирования экономического роста в России в ближайшем будущем не предвидится. Не помогут и коммерческие банки. Лишь 3% банковских кредитов идет на инвестиции, а 97% вложений в основные средства осуществляются либо из прибыли, либо за счет собственников компаний. Население уже закредитовано en masse и не стремится брать новые кредиты, а ведь именно это еще несколько лет назад обеспечивало большую часть потребительского бума в нашей стране.

 

Глава Минфина Антон Силуанов, представляя на парламентских слушаниях в Госдуме «Основные направления налоговой политики на 2016-2018 годы», заявил, что «Налоговая нагрузка в РФ сегодня составляет около 36 % ВВП. Налоговая нагрузка в РФ несколько выше, чем в странах БРИКС и некоторых странах ЕАЭС, но ниже, чем в Европейском союзе». Однако, согласно данным последнего доклада Всемирного банка и PwC, общий уровень налоговой нагрузки (Total Tax Rate) в России составляет 47,4%, а Евросоюзе в среднем всего 40,3%, в США - 44%. Российский показатель сравним с богатой Германией, где эта налоговая нагрузка составляет 48,9%, притом что среднемировое значение в 2016 году было 40,6%. Получается, что общая налоговая нагрузка в России почти на 7% превышает среднемировой уровень. Для развивающейся экономики, стремящейся выйти из кризиса, это очень и очень много. Высокие налоги и сборы (включая коррупционную составляющую) уменьшают доходы, сокращают совокупный спрос и объемы инвестиций внутри страны.

Таким образом, повышение налоговой нагрузки сейчас России противопоказано. Необходимо искать ресурсы для фискального стимулирования, чтобы появилось больше возможностей для расширения производства и создания новых рабочих мест.

Численность экономически активного населения России превышает 76 млн человек. Если у каждого будет ежемесячно оставаться на руках хотя бы по лишняя тысяча рублей, то за год это составит почти триллион дополнительного спроса и расходов на покупку в основном отечественных товаров (детям — книжки, футболки, игрушки, билеты в кино, себе — пива, женам и подругам  — цветы и т.д.). Это реально оживит сферу малого бизнеса, который кормит миллионы людей. Крупные компании и госкорпорации в том числе станут главными бенефициарами стимулирующей фискальной политики, потому что получат дополнительные госзаказы и сохранят часть прибыли для инвестиций и расширения производства, а следовательно, будут способны создавать новые рабочие места.

Бюджетный дефицит считается основным минусом фискальной политики, но в то же время он не является существенной проблемой, если не превышает 5% ВВП и сохраняется непродолжительное время. Сегодняшняя российская планка дефицита в 3% от ВВП является невероятно жесткой даже для ведущих стран Евросоюза, и достижима, по подсчетам европейских экономистов, лишь при ежегодном росте экономики в 5%. По мнению большинства экспертов, в России есть пространство для повышения эффективности расходовании средств бюджета.

Если российские банки по ряду причин сейчас не могут увеличить кредитование экономики, то помочь Минфину они вполне в состоянии. Делеверидж уже обеспечил профицит ликвидности банковской системы. Банки сократили кредитование из-за экономических рисков и накапливают избыточные средства на корсчетах, которые могут быть направлены на покупку безрисковых ОФЗ и тем самым профинансируют дефицит бюджета.

 

И если всерьез включаться в гонку экономик, то не стоит игнорировать то, что делают лидеры. Опыт разных стран показывает, что разумная фискальная политика, небольшое снижение налогов и применение определенного набора бюджетных стимулов способны достаточно быстро помочь любой экономике преодолеть циклический спад и выйти на устойчивую траекторию роста.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+