«Пришлось продать свою Audi»: как московский бизнес, который откроется 1 июня, пережил два месяца карантина
27 мая мэр Москвы Сергей Собянин на совещании с президентом России Владимиром Путиным заявил, что с 1 июня планирует разрешить работу части столичного бизнеса, который не предполагает длительного контакта с клиентами. В число таких компаний вошли непродовольственная торговля, химчистки и прачечные, ремонтные мастерские и автосалоны.
Оценить, сколько столичных предприятий откроет двери 1 июня, сложно, но речь идет о десятках тысяч субъектов, говорит член Совета московского отделения «Опоры России» и президент ГК «Диана» (химчистки и прачечные) Дмитрий Несветов. При этом существенная часть магазинов, химчисток и мастерских — по его оценке, около 20-30% — не пережила карантин.
О быстром возвращении на докарантинные показатели говорить не приходится — почти все компании находятся в сложной финансовой ситуации, многие накопили долги. К тому же пандемия серьезно скорректировала потребительское поведение: чтобы съездить в открывшийся магазин, москвичам нужно будет оформлять пропуск, количество которых в неделю ограничено, а многие отказываются от покупок не потому что нет денег, а из опасения за здоровье, говорит Несветов. Такая тенденция может сохраниться даже после снятия ограничительных мер. «Этот кризис вызван не экономическими причинами — его спровоцировала эпидемиологическая ситуация и воля наших властей. Поэтому предсказать, как бизнес будет выбираться из ямы, очень сложно», — предупреждает предприниматель.
Forbes поговорил с представителями компаний, которые смогут начать работу с 1 июня, и узнал, что помогло им пережить два месяца карантина и как они планируют восстанавливать бизнес из руин.
Сапожник по WhatsApp
«Поначалу у меня была паника — я не знал, что делать и за что хвататься, откуда деньги брать. Потом в процессе включил мозг и понял, что кризис даже полезен: он натолкнул на идею и дальше делать ставку на онлайн», — делится уроками, извлеченными из карантина, Фарид Вагабов, владелец сети из пяти мастерских по ремонту обуви и одежды под брендами «Леда» и Clean&Care в Москве и Московской области. Его бизнес почувствовал на себе кризис в середине марта. Выручка всех точек одним днем упала на 25-30%, количество клиентов сократилось с 40 человек на точку до 25. Март компания закрыла с долгами в 500 000 рублей перед контрагентами и сотрудниками. Чтобы расплатиться с кредиторами, Вагабову пришлось продать свой автомобиль Audi A8.
«Люди ринулись в магазины скупать товары первой необходимости, поэтому все остальное и пострадало так сильно, — считает предприниматель. — Когда я в 20-х числах пошел подавать письмо о скидке в торговый центр «Планерная», мне сказали ждать очереди — у них таких, как я, еще 80 человек». Уже в апреле с введением режима самоизоляции, впрочем, с этим и другими арендодателями удалось договориться о льготах. Торговые центры «Планерная» и «Перловский» пошли на 100-процентную уступку по аренде, оставив за Вагабовым только коммунальные платежи. Собственники отдельно стоящих зданий снизили стоимости аренды на 50%.
Карантин предприниматель решил использовать, чтобы развить онлайн-направление. Оценивать объем ремонтных работ стали по фото, забирали и доставляли одежду и обувь клиентам силами двух курьеров. Работников закрытых мастерских Вагабов отправил в неоплачиваемый отпуск. В мае смог получить 12 130 рублей на каждого сотрудника от государства — по ОКВЭД компания попала в список наиболее пострадавших отраслей.
Сокращение расходов и «какой-никакой онлайн» спасли бизнес от банкротства, считает Вагабов: «Думаю, 20% моих коллег, которым не снизили аренду, вообще уже не откроются. Нам в этом смысле повезло. По его расчетам, в ближайшие месяцы на онлайн будет приходиться большая часть заказов. Офлайн-мастерские, тем не менее, он тоже планирует открыть: «Не открыться мы не можем, аренду-то с нас брать уже будут». Чтобы сократить расходы и работать хотя бы в ноль, предприниматель планирует ввести сокращенный рабочий день и договориться с арендодателями о минимальных скидках.
Без веры в офлайн
«Эти месяцы — это борьба за выживание», — емко характеризует состояние бизнеса во время режима самоизоляции Светлана Ефремова, основательница магазина минималистичных украшений «Сахарок». Трем ее московским точкам (на Патриарших прудах, в Artplay и ТЦ «Авиапарк») и магазину в Екатеринбурге пришлось закрыть двери для клиентов еще в конце марта. Выручка в первые недели самоизоляции сократилась в четыре раза.
Остаться на плаву и «немного восстановиться» помог онлайн-магазин и активное ведение соцсетей бренда. За счет продаж на сайте в апреле доход «Сахарка» составил 2 млн рублей против 5-6 млн рублей в месяц прежде. В мае Ефремова рассчитывает выручить 2,5 млн рублей, при этом компания фиксирует минус на несколько сотен тысяч рублей. «Но он был бы гораздо больше, если бы мы не ужали наши расходы», — признает Светлана.
С одним арендодателем у «Сахарка» договор закончился накануне карантина, и Ефремова просто не стала его продлевать. С владельцем помещения на Патриарших разразилась настоящая война: «Он снизил нам на 50% аренду, но это все равно большие деньги — 200 000 рублей в месяц. Я заплатила эту сумму за апрель, а в мае решила съезжать, предупредив за три месяца, как предусматривает договор. А он сказал нам, что на протяжении этого времени будет брать 100% стоимости из нашего обеспечительного платежа».
16 из 20 сотрудников магазинов добровольно ушли в отпуск за свой счет, двое остались работать на сборке заказов на Патриарших, еще двое взялись за помощь в онлайне. Эти шаги помогли вдвое поднять рентабельность бизнеса. «Кризис показал мне, насколько эффективно можно работать без офлайн-магазинов и расходов на аренду, — рассуждает Ефремова. — В онлайн все прозрачно: ты видишь каждое касание с клиентом, в режиме реального времени отслеживаешь все продажи. Это очень вдохновляет».
Открывать розницу в начале июня предпринимательница планирует в усеченном формате: «Подписываем сейчас договор по возвращению в Artplay. Ну и на Патриарших до конца июля доработаем». В офлайн она теперь не верит, поэтому из прежних четырех магазинов планирует оставить только два — в Artplay и Екатеринбурге. «Мы нашли [в онлайне] рычаги, которые работают, — рассылка, реклама у блогеров, хорошо продуманная система лояльности, — перечисляет Ефремова. — Я верю, что даже без офлайна мы восстановим наши объемы в течение трех месяцев».
Больше, чем книжный
Значительная часть из 25 московских книжных «Республика» не откроется 1 июня, констатирует Анатолий Шутка, генеральный директор сети. Жертвой карантина пали точки, в которых не удалось договориться с арендодателями и которые невозможно открыть в новой концепции — ее руководство компании решило развивать после карантина. «Дальше нас ждет продолжительная работа с другими участниками рынка. Предстоит совместными усилиями восстанавливаться после удара, — считает Шутка. — Рынок изменился и к докризисному положению уже не вернется, всем придется чем-то жертвовать ради выживания и развития».
Еще до закрытия магазинов трафик в сети книжных начал стремительно падать: сначала на 50%, потом до 70% в среднем, а в отдельных точках до 90%. Ограничительные меры, по словам Шутки, и вовсе «обнулили розницу»: все «Республики» простаивали более двух месяцев, выручки и прибыли не было. «Фактически наш основной канал перестал работать, остался только интернет-магазин, и нам пришлось оперативно перестраиваться. Было тяжело», — признается гендиректор компании.
После закрытия магазинов покупатели устремились в интернет. Нагрузка на сайт выросла в десять раз. Оборот онлайн-продаж в апреле подскочил в семь раз, в мае — в 8,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Онлайн-продажи, даже с учетом роста, позволяют лишь компенсировать затраты на погашение социальных обязательств перед действующими сотрудниками, ни о какой компенсации потерь от простоя розничных магазинов речи не идет. Такой длительный простой губителен для любого бизнеса», — констатирует Шутка. Убытки компания не раскрывает.
Возможность снова открыть розницу руководителя «Республики» воодушевляет. «Пока сложно сказать, как будет развиваться рынок и все его участники дальше, но сама возможность перейти от неопределенности и ожидания к более похожей на нормальную работу — это уже прекрасная новость», — отмечает он.
После открытия розницы компания планирует изменить формат магазинов. В некоторых точках сети до карантина работали зоны для лекториев, отдыха и кофеен. По словам Шутки, именно такие магазины оказались наиболее устойчивыми к кризису — в них продолжали ходить «до последнего».
Первое после карантина массовое мероприятие в Москве может пройти в начале июня
«С учетом набирающей оборот диджитализации, которая только ускорилась за время самоизоляции, просто необходимость купить товар не заставит покупателя прийти в магазин. А вот новые впечатления, чувство причастности, клубная атмосфера, эмоции привлекают людей», — рассуждает управленец. Он решил трансформировать всю сеть, превратив все магазины в концепт-сторы.
Чисто доставка
«Лично я на позитиве прожил эти два месяца. Дикого негатива не было, потому что я считаю, что из любой ситуации есть выход, и просто компания должна быть гибкой, — рассуждает Илья Захаров, операционный директор химчисток Bianca. — Когда происходит трансформация рынка, а это по-другому не назовешь, нужно быть как хамелеон и очень быстро подстраиваться. Мы это и сделали».
В отличие от большинства компаний в сфере услуг, химчистки Bianca частично работали во время карантина: 17 из 45 пунктов продавали товары первой необходимости — влажные салфетки, стиральные порошки, антисептики. Но выручки не хватало на покрытие основных расходов, поэтому компания сделала ставку на выездное обслуживание: курьер забирает вещи для чистки и безопасно доставляет после. Раньше эта услуга приносила до 15% выручки, сейчас — 50% от объема докризисной выручки.
Доходы розницы это не спасло: они упали на 80%. Впереди было лето, низкий сезон, докризисные платежи грозили обернуться кассовыми разрывами. Захарову удалось договориться о скидках с арендодателями, а также снизить зарплаты и отправить часть сотрудников (менее 10%) по договоренности с ними в неоплачиваемый отпуск. Сыграло на руку и то, что конкуренты сократили расходы на рекламу в интернете, ее цена упала, и Bianca выгодно вложилась в маркетинг, увеличив приток клиентов в семь раз.
Открытие розницы с 1 июня, с одной стороны, даст компании дополнительный денежный поток. С другой — вернет на рынок конкурентов. Поэтому компания продолжит развивать выездное обслуживание, где конкурентов по-прежнему мало.
Физические точки приемки компании придется сильно проредить. «Не исключено, что до 50% розницы закроем. Нам неинтересно сейчас сидеть на рискованной аренде, потому что мы не знаем, что будет с рынком», — говорит Захаров. Придется отказаться от дорогого клининга и косметического ремонта точек. «Но корпоративы оставим. Людей надо вознаградить за усиленный труд. Они пахали, пережили тяжелый период и оставлять их без праздника нельзя», — добавляет управленец.
«Крутиться, несмотря ни на что»: как сделать бизнес прибыльным в разгар пандемии
Во время самоизоляции Захаров заметил спрос на уборку квартир, хранение крупногабаритных вещей, мелкие ремонты. В планах компании — создать экосистему вокруг квартиры клиенты и в ближайшие год-два выпустить мобильное приложение, в котором все услуги будут доступны. «Мы хотим с человека снять весь этот геморрой, и нам это кажется очень перспективной историей», — делится Илья.
Tesla вслепую
На бизнесе Алексея Еремчука, владельца автосалона Moscow Tesla Club, карантин внезапно сказался положительно. Несмотря на падение доходов населения, выручка от продаж Tesla выросла на 10%. Помогли отмена пошлины на ввоз электромобилей, которая вступила в силу в начале мая и, как следствие, снижение цен на электрокары.
Салон Еремчука закрылся в самом начале карантина — 25 марта, когда Владимир Путин объявил о первой нерабочей неделе. Два месяца Moscow Tesla Club работал в удаленном режиме и продавал машины онлайн. Не помешало росту выручки даже то, что компания отказалась от предпродажных тест-драйвов. «У нас аудитория современная и продвинутая. Эти людям нет необходимости приезжать в салон, чтобы купить машину», — говорит предприниматель.
Когда он понял, что дела идут в гору, даже отказался от положенной по закону субсидии в размере минимального размера оплаты труда — «есть компании, которым это нужнее». Уходя на карантин, Moscow Tesla Club отказался от офиса насовсем, а шоурум закрыл временно, но теперь и в него возвращаться не собирается: «Продавать онлайн оказалось выгоднее и удобнее». «Сотрудники в шоурумах не так эффективны, как при работе онлайн. Мы видим, как сотрудник работает, чем занимается, на сколько звонков отвечает, — объясняет Еремчук. — Благодаря этому эксперименту уволили двух неэффективных работников и заменили их новыми людьми».
С 1 июня для компании изменится только одно — можно будет проводить тест-драйвы. Еремчук уже подготовился: закупил дезинфицирующие средства, маски, перчатки для сотрудников и одноразовые чехлы на сидения. Для бюджета это оказалось незаметно — «дешевле, чем иметь уборщика в шоуруме». Единственным минусом сложившейся ситуации предприниматель называет психологический аспект самоизоляции. «Мы немножко соскучились по работе, где можно людей увидеть. По Москве живущей соскучились, потому что в последнее время приходилось наблюдать апокалиптичные картины. С июня в этом плане будет полегче», — воодушевлен предприниматель.
При участии Натальи Пешковой