Первое после карантина массовое мероприятие в Москве может пройти в начале июня
Роспечать и оргкомитет шестого ежегодного книжного фестиваля «Красная площадь» — крупнейшего отечественного книжного фестиваля — пока не объявляли о проведении книжного форума официально. По словам представителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в оргкомитете ждали выступления мэра Москвы Сергея Собянина и решения об ослаблении режима самоизоляции. Однако еще до этого все издательства, подававшие в начале года заявки на участие в фестивале, получили письма от оргкомитета с просьбой подтвердить свои намерения и предоставить программу, а также до 27 мая прислать данные участников для передачи в ФСО.
Forbes ознакомился с текстом письма, которое получили в конце прошлой недели российские издательства. Подлинность документа подтвердили сразу шесть участников рынка.
В письме, в частности, перечислены следующие условия для участия в фестивале и продажи книг: «Возраст участников не старше 65 лет. Стенды будут в виде прилавков, ограниченных с двух сторон». Одно рабочее место представляет собой «стол, шириной 160 см, проход для продавца — 40 см и два стеллажа. На рабочем месте единовременно может находиться один продавец». В письме также оговаривается, что на площадках фестиваля одновременно могут находиться не более трех выступающих, включая ведущего.
20 главных книг 2019 года: лауреаты «Букера» и ямайский Толкин
О том, что фестиваль «Красная площадь» все-таки состоится, первым у себя в фейсбуке сообщил Василий Дворцов, зампредседателя Союза писателей. В понедельник, 25 мая, он написал, что книжный фестиваль — это «важнейшее событие для страны, которая начинает возвращаться к нормальной жизни». Из его сообщения следует, что будет работать пять входов/выходов, количество посетителей, единовременно находящихся на площади, будет ограничено санитарными нормами и будут соблюдаться требования, связанные с коронавирусом.
В среду, 27 мая, возможность проведения фестиваля фактически подтвердил руководитель Управления президента по общественным проектам Сергей Новиков на пленарном заседании онлайн-форума «Книжный мир в новой реальности». «Мы делаем все, чтобы в День русского языка 6 июня состоялась книжная ярмарка на Красной площади, которая проводится ежегодно. Если все удастся, мы согласуем регламент для проведения с Роспотребнадзором, тогда у нас получится уникальная ситуация, когда книжная ярмарка, несмотря ни на что, ни на какие ограничения, на Красной площади будет проходить», — заявил Новиков (цитата по ТАСС).
15 книг миллиардеров, которые помогут создать прибыльный бизнес
Сами книжники не спешат радоваться перспективе торговли на главной площади страны. «Мы получили обращение организаторов в понедельник, 25 мая, — рассказала Forbes директор издательства «Лайвбук» Ольга Лябина. — На тот момент нам сообщили, что будет обеспечено расстояние между стендами, требование быть одному человеку от издателя на стенде... Не думаю, конечно, что это все меры. Еще не было точной информации про систему прохода, процесс всех мер был в обсуждении». По словам Лябовой, в издательстве «очень любят» фестиваль на Красной площади и участвуют в нем все годы с начала фестиваля. Однако в этом году «вынуждены отклонить свое участие», так как не готовы звать людей и авторов на массовое мероприятие. «Будем ждать следующего фестиваля и все еще немного надеемся на смену дат», — уточнила Лябова.
Отказываются от участия в фестивале некоторые детские издательства, объясняя это в первую очередь заботой о своих читателях. Глава петербургского издательского дома «Поляндрия» Дарина Якунина рассказала, что о возможности проведения фестиваля «Красная площадь» «впервые услышали от кураторов детской площадки в пятницу, 22 мая». «Во вторник, 26 мая, пришел письменный запрос от кураторов взрослой программы. Предполагается увеличение рабочей зоны каждого издательства, перегородки между ними, а также ограничение одновременного количества посетителей, хотя никто не понимает, как это собираются просчитывать. Ограничения по возрасту участников — не старше 65 лет», — говорит Якунина. Для издателей из других городов, по ее словам, вопрос об участии осложняется еще и тем, что в Москве до сих пор действует пропускной режим, и никакой официальной информации о снятии режима самоизоляции по Москве не было. «В связи с этим нам кажется абсурдным принимать участие в людном мероприятии, а самое главное — приглашать туда наших читателей. Ведь для кого-то это может быть элементарно опасно. О каком фестивале может идти речь, когда закрыты детские площадки, парки, а на передвижения по городу нужен пропуск?» — задается вопросом Якунина.
Путь к богатству и бессмертию. Самые продаваемые книги 2019 года в категории нон-фикшен
«Издательский дом Нова» известие о проведении фестиваля прокомментировал в фейсбуке еще жестче: «тупость и глупость одних, жадность и страх других. Никакого диссонанса, все верно движется в пропасть».
Еще пять опрошенных Forbes издательств отказались официально комментировать возможность участия в фестивале. Но на условиях анонимности представители трех компаний сообщили, что приняли решение отказаться от стендов. Еще два издательства сообщили, что не станут приглашать авторов, ограничившись только книготорговлей в масках и перчатках.
«Я получила это письмо 23 мая, — рассказала глава издательства «Фантом-Пресс» Алла Штейнман. — Решила, что это шутка, не очень остроумная. Но некоторые мои коллеги-издатели сказали, что пойдут, как будто живут в до-марте. Я, конечно, против массовых мероприятий сейчас, притом, что я не паникер. Даже если предположить, что я сама могла бы выйти на стенд и постоять там пару дней в маске и в перчатках, я не могу принуждать к этому кого-то из своих коллег, потому что несу за них ответственность». Штейнман также обратила внимание на то, что режим самоизоляции пока не отменен, а это значит, что людям потребуется приезжать на Красную площадь по пропускам. «Почему людям не разрешают пойти, например, на прогулку в парк, где свежий воздух и много свободного пространства, но при этом предлагают мероприятие в закрытом и ограниченном пространстве, пусть и на улице?» — спрашивает Штейнман.
Ждать и надеяться: главные художественные книги 2020 года
Отдельный вопрос у книжных издательств к срокам. Как говорит Штейнман, обычно они начинали готовиться к фестивалю на Красной площади за два месяца, а не за две недели. «И я-то поначалу подумала, что организаторы просто ошиблись цифрой и имеется в виду август, — и страшно обрадовалась. Но 6 июня проводить фестиваль совершенно бессмысленно и небезопасно», — говорит она.
Впрочем, есть и компании, которые поддерживают инициативу. Как заявили Forbes в пресс-службе книжного холдинга «Эксмо-АСТ», «если все будет продумано, проведение такого мероприятия могло бы стать демонстрацией того, что книжная торговля может быть разморожена». «С соблюдением всех необходимых эпидемиологических норм, с предварительной регистрацией, с социальной дистанцией и необходимыми средствами защиты, люди могут выбирать бумажные книги», — уверен представитель издательства.
Книжная отрасль сильно пострадала от пандемии: по прогнозам, возможные потери отрасли составят 15 млрд рублей. Правительство включило книгопечатание в перечень наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики. «Книжные магазины были включены в список пострадавших отраслей 18 апреля. По волшебному совпадению именно вчера, 26 мая, в этот список внесли книгоиздание. Если фестиваль — это первый шаг для поддержки издателей, то шаг этот противоречит здравому смыслу и сегодняшней ситуации», — комментирует Якунина.
Массовые мероприятия в Москве с участием больше 50 человек запретили еще в середине марта, а с 29 марта в столице действует режим самоизоляции. Часть ограничений в мае начали снимать: например, с 12 мая заработали все промышленные и строительные предприятия, с 25 мая — часть МФЦ и каршеринг. В среду мэр Сергей Собянин сообщил, что с 1 июня откроются непродовольственные магазины и заведения сферы бытовых услуг. Тогда же москвичам планируется разрешить гулять — но только по графику. Возобновлять массовые мероприятия в Москве планируется «в самую последнюю очередь», сообщила на прошлой неделе заммэра Москвы Анастасия Ракова.
При участии Андрея Злобина