К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Косметика из КНДР, дешевые аптеки и автосервис: какой бизнес развивают кандидаты в депутаты Мосгордумы


Среди кандидатов в депутаты Мосгордумы есть не только профессиональные политики, но и предприниматели. Что продают потенциальные избранники народа и зачем баллотируются в депутаты?

Нынешняя предвыборная кампания в Мосгордуму оказалась на редкость скандальной. Отказ избирательных комиссий зарегистрировать независимых кандидатов привел к самым масштабным со времен Болотной площади массовым протестам москвичей. К участию в выборах, которые пройдут 8 сентября, в итоге допущено 228 человек. Среди них оказалось и несколько предпринимателей. Forbes рассказывает истории трех кандидатов-бизнесменов.

Привет от Ким Ир Сена: Сергей Курганский, КПРФ

«Моя компания — это место, где объединяются две Кореи», — говорит кандидат в депутаты Мосгордумы от КПРФ Сергей Курганский. Параллельно с политической карьерой  он развивает бизнес по оптовой торговле косметикой из Северной и Южной Кореи. Красивые формулировки — его конек: прежде, чем стать предпринимателем, Курганский 20 лет работал маркетологом.

За свои 45 лет он успел побывать и преподавателем английского языка в Доме пионеров, и лепщиком гипсовых изделий, и гитаристом в составе группы «Бархатный сезон», с которой объездил все постсоветское пространство. В 1998 году попал на стартовую позицию в маркетинговое агентство и остался в отрасли до 2018 года. В последние несколько лет работает как ИП — самостоятельно ведет рекламную стратегию нескольких компаний. 

 

Идею для нового бизнеса подали постоянные клиенты. «Я работал с интернациональной клиентурой — то турки, то китайцы, то вот корейцы. Был знаком со всей корейской диаспорой Москвы: «Доширак», гиганты Lotte и LG, — рассказывает Сергей. — И вот они стали мне предлагать — попробуй, мол, продавать нашу косметику в России. Я поначалу отшучивался, но вселенная подала мне столько знаков, что сопротивляться в какой-то момент стало невозможно». Главным сигналом мироздания стало приглашение в Северную Корею на День солнца — государственный праздник в честь дня рождения Ким Ир Сена. 

«Бизнес и политика как правая и левая нога — должны идти в одну сторону, но по разным колеям»

В поездку Курганский попал благодаря статусу члена партии КПРФ, в которую вступил в 2016 году. «Я думал, что попаду на обратную сторону Луны, но там живут такие же люди. Конечно, есть много особенностей — мне Пхеньян по атмосфере напомнил Москву моего детства, конец 70-х», — делится впечатлениями кандидат.

 

Среди прочих пунктов обязательной программы была поездка на Пхеньянскую косметическую фабрику, которая выпускает средства для кожи под брендом Unhasu. Согласно местной легенде, Ким Чен Ын как-то раз съездил в Европу, увидел уровень развития западной косметической индустрии и, вернувшись, наказал наладить производство «лучшей в мире косметики». Утверждают, что получилось: «Наш лидер прислал нам 138 видов косметических продуктов от разных брендов, и мы провели их подробный анализ. Оказывается, многие наши продукты уже догнали и даже превзошли крупные международные компании», — рассказывал главный технолог фабрики Ли Сон Хи изданию Global Times.

Курганский познакомился с руководством и взял несколько кремов на пробу домой. «Жена и ее подруги были в восторге», — заверяет он. После отзывов еще нескольких знакомых предприниматель возобновил переговоры с фабрикой. 

Курганский не скрывает, что в успешном исходе ключевую роль сыграла его принадлежность к коммунистической партии. «В социалистической модели мира отношение к бизнесу немного другое. В капитализме во главе угла извлечение прибыли, в социализме — качество и сама идея продукта, ради которого можно поступиться выгодой», — рассуждает кандидат. По его словам, руководство фабрики предоставило ему «серьезную скидку», благодаря которой он может продавать продукты Unhasu в среднем на 15% дешевле конкурентов.

 

В апреле 2019 года Курганский прошел процедуру сертификации, создал интернет-магазин Korean Care и заказал первую партию кремов. На старт ушло около 1 млн рублей. «Результаты лабораторных анализов меня удивили: в составе ингредиенты небывалой чистоты. Кроме того, во всех кремах присутствовала знаменитая корейская фишка — очень дорогой корень женьшеня», — уверяет предприниматель.

Как опытный маркетолог, Курганский решил забросить удочку сразу на крупные интернет-площадки. Сейчас продукция под брендом Unhasu продается на его собственном сайте Korean Care, в Wildberries, Ozon, «Беру.ру», «Яндекс.Маркете» и еще нескольких онлайн-и офлайн-магазинах. Первая партия разошлась за несколько месяцев и принесла Курганскому, по оценкам Forbes, несколько миллионов рублей выручки. Он дополнил ассортимент еще и южнокорейскими продуктами — с их закупкой и доставкой меньше проблем, поэтому в структуре продаж сейчас они занимают большую часть. На прибыль Курганский планирует выйти к весне 2020 года. «Российские женщины знают о корейской косметике — для них это одновременно высокое качество и приемлемая цена, а продукты из Северной Кореи — еще и экзотика, поэтому проблем со спросом нет», — говорит предприниматель.

«Жена часто жалуется, что я женат не на ней, а на партии»

В политику он пришел несколько лет назад — вступил в партию, стал помощником депутата Мосгордумы от КПРФ Елены Шуваловой, в сентябре 2017 года поучаствовал в выборах депутатов в совет муниципального округа Котловка, но не прошел. Решение баллотироваться в Мосгордуму Курганский называет «естественным шагом для укрепления позиций фракции». «Нужно вернуть Москве статус крупнейшего научного и промышленного, а не торгово-развлекательного центра, в который город превращается в последние годы. И сделать так, чтобы слова о том, что не надо кошмарить бизнес, перестали быть просто словами с высоких трибун», — рассуждает Курганский.

Бизнес и политику, за редким исключением вроде переговоров с северокорейцами, предприниматель старается не мешать: «Они как правая и левая нога — должны идти в одну сторону, но по разным колеям». В последнее время рабочий день Курганского длится не меньше 12-14 часов. «Жена часто жалуется, что я женат не на ней, а на партии, — смеется кандидат. — Но город нуждается в изменениях, и если не мы, то кто?» 

Аптечная империя: Евгений Нифантьев, самовыдвиженец

Евгений Нифантьев — самовыдвиженец, член генерального совета общественной организации «Деловая Россия» и по совместительству крупный предприниматель из фармацевтической индустрии. За двадцать лет ему удалось построить одну из самых крупных аптечных сетей в стране с выручкой около 35 млрд рублей в год.

 

Нифантьев окончил фармацевтический факультет Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Еще во время учебы устроился медицинским представителем в один из фармпроизводителей, после выпуска из мединститута решил открыть свое дело. В 2000 году в Красногорске у него появился первый небольшой аптечный киоск, в котором предприниматель сам стоял за прилавком.

Одна точка не оправдывала вложенных в бизнес сил, и Нифантьев решил растить сеть. Через пять лет он владел уже девятью аптеками под брендом «Неофарм» — в расширение реинвестировал почти всю прибыль. В этот момент предпринимателю предложили должность в управлении Росздравнадзора — он согласился. «Это был бесценный опыт, — вспоминает он. — Мне как бизнесмену было полезно узнать, что такое государственная служба изнутри».

В статусе чиновника Нифантьев пробыл два года, а потом вернулся к развитию бизнеса. По его словам, сеть росла органично вплоть до 2013 года, пока «голубой океан» не превратился в «красный». «Не могу сказать, что мне на пятки наступал кто-то конкретный, просто среда стала очень конкурентной», — вспоминает предприниматель. 

«Люди съели слишком много вранья, им кажется невероятной сама возможность того, что от наших решений что-то может зависеть»

Чтобы остаться на плаву, он запустил еще один бренд с новой концепцией — «душевные аптеки» с низкими ценами. Аптеки «Столички» с самого начала ориентировались на пенсионеров, малообеспеченных граждан и всех тех, кто «не хочет переплачивать за лекарства« — предоставляя скидки и привязывая клиентов с помощью программ лояльности. Наценку на лекарства Нифантьев намеренно сделал беспрецедентно низкой — в некоторых регионах она могла составлять всего 5% (в среднем — 10-11%). Для этого он резко увеличил объем закупок, сократив, таким образом, свои издержки, и сделал ставку на поток постоянных покупателей.

 

Кроме дешевизны, «Столички» привлекали необычной для индустрии инфраструктурой. В некоторых точках оборудованы «детские уголки» и стеллажи с книгами, чтобы людям не было скучно в очереди. «Столички» даже издают собственный одноименный журнал, который можно купить в аптеках сети за 29 или 15 рублей в зависимости от наличия скидочной карты. «Сначала надо мной посмеивались, но журнал действительно продается», — настаивает Нифантьев.

«Неофарм» и «Столички» не конкурируют друг с другом, потому что принципиально отличаются концепцией. Первая сеть состоит из крупных аптек, ориентированных на продукцию раздела «красота и здоровье». Ее точки расположены в местах импульсного спроса — торговых центрах, у выходов из метро и основных магистралей. Социальные «Столички» заполнили первые этажи многоэтажек в спальных районах.

Сегодня аптечная империя Нифантьева насчитывает 700 точек. За 2018 год совокупная выручка обоих брендов составила 34,5 млрд рублей, 85% из которых приносят «Столички». 

В политику Нифантьев, по его словам, пришел из светлых побуждений — решил, что может помогать городу, не только отчисляя налоги от бизнеса. «Меня многие спрашивают: «Зачем ты идешь в Мосгордуму? У тебя ведь все есть». Мне это интересно, потому что моя семья живет в Москве. И я хочу влиять на то, куда тратятся налоги, которые платит моя компания, — поясняет предприниматель. — Но объяснить, что в парламент можно баллотироваться с честными намерениями, трудно. Люди съели слишком много вранья, им кажется невероятной сама возможность того, что от наших решений что-то может зависеть. Представляя интересы жителей округа в Мосгордуме, я хочу показать и людям, и самому себе, что бывает иначе».

 

«Новая газета» относила Нифантьева к числу кандидатов, имеющих на выборах косвенную поддержку «Единой России». Однако партия эту информацию за все время кампании никак не комментировала, Нифантьев в разговоре с Forbes связь с «Единой Россией» опроверг.

Либеральный автосервис: Антон Егоров, ЛДПР

34-летний Антон Егоров — настоящий бунтарь: в интервью он то и дело ругает власть и рассказывает, как государство «душит бизнес». Это не просто поза: Егоров сам развивает две небольшие компании, а несколько лет назад из-за изменений в законодательстве был вынужден закрыть свое любимое детище — автошколу. 

Егоров отучился на юриста в Московской финансово-промышленной академии и работать пошел по профессии — помощником юриста в газету «Известия». Но быстро понял, что хочет развивать что-то свое. Чтобы подтянуть матчасть, поступил еще и на отделение менеджмента в РУДН. 

В 2008 году Егоров решился запустить первый бизнес — автошколу. «У отца было несколько знакомых автоинструкторов, которые говорили, что это очень интересный и прибыльный бизнес», — объясняет свой выбор предприниматель. Он взял кредит, закупил 13 подержанных автомобилей, нанял инструкторов — и дело пошло. По словам Егорова, за несколько лет школа «Адреналин Драйв» выросла до восьми площадок, каждая из которых приносила ему по 350 000 рублей выручки ежемесячно. 

 

Через несколько лет белая полоса закончилась: конкуренция выросла, а поправки законодателей закрыли путь к дальнейшему развитию. «В конце 2013 года правительство постановило, что для существования автошколы должен работать полноценный автодром, который содержать очень дорого — только на строительство одного такого ушло бы несколько миллионов рублей», — рассказывает предприниматель.

«Государство душит малый бизнес, но мы еще живем»

В 2014 году автошколу пришлось закрыть, но этот опыт натолкнул его на новую идею для бизнеса. «Еще во время работы школы машины у нас постоянно ломались, приходилось возить в автосервис. Я понял, что эта услуга востребована и решил открыть свой сервис», — объясняет Егоров.

В отличие от школы, автосервис не приносит большой прибыли, поэтому предпринимателю пришлось вспомнить об основной профессии. Параллельно с ремонтом машин он развивает собственную юридическую компанию. Оба бизнеса приносят не больше 1 млн рублей прибыли в год. «Государство душит малый бизнес, но мы еще живем», — невесело констатирует предприниматель.

Именно из-за неправильного, на его взгляд, отношения государства к малому бизнесу Егоров и решил заняться политикой. Еще в 2011 году он вступил в партию ЛДПР, которую «любил с детства». В 2012 году баллотировался в депутаты муниципального собрания, в 2017-м — в Совет депутатов муниципального округа Печатники, но выборы оба раза проиграл. В этот раз он надеется на победу благодаря поддержке предпринимательского сообщества: «Малый бизнес — движущая сила экономики, и кто-то должен представлять его интересы».

 

При участии Кристины Кулиджанян

Марш, на котором никого не задержали. Фоторепортаж

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+