Море — отличный учитель. Оно показывает, как эффективно работать с командой, оставаясь при этом лидером, почему нужно выходить за рамки своей роли и чего стоит деловая репутация. Как принципы яхтинга перенести на собственное дело?
Смена ролей и постоянное обучение
В яхтинге есть золотое правило: на палубе нет просто пассажиров. Сегодня тебя назначают боцманом или помощником капитана, а завтра ты становишься младшим матросом. Принцип смены ролей помогает новичкам набираться опыта, а «закаленным» яхтсменам — оставаться в форме. Это же полезно делать и в бизнесе. Помните, что «руководитель» — это не потомственный титул, от вас ожидается серьезная инвестиция в свои знания о рынке. Отправьтесь изучать работу кол-центра или отдела продаж, попробуйте встать за кассу в прямом и переносном смыслах, станьте ненадолго сотрудником, который «ходит по земле», — это поможет лучше понять свое дело и получить свежий взгляд на маркетинговую стратегию.
Оправданный риск
В парусном спорте участники нарабатывают и оттачивают навыки при слабом ветре и небольшой скорости лодки — это оптимальные условия. Так же и в бизнесе: используйте стабильные времена, чтобы внедрить и протестировать нестандартные решения, будь то выход на новые рынки или же посевы для запуска вирусной рекламы. Прежде чем рисковать и тратить все накопления, изучите конъюнктуру рынка и свой проект. Аналитика — наше все. Запустите тест товара, посчитайте экономику, оцените финансовую состоятельность контрагентов и отклик первой аудитории. Спонтанным и эмоциональным решениям нет места в бизнесе. Знаю пример одного технологического стартапа, который запустил свое приложение только на платформе iOS. Проигнорировав пользователей Android, команда потеряла и продолжает терять большую часть своей аудитории. Поэтому если вы задумали развивать какую-то масштабную идею, серьезно подготовьтесь или привлеките к экспертизе компетентных консультантов. Не делайте работу вслепую.
Лидер задает настрой команде
В регатах именно рулевой влияет на атмосферу в экипаже. Чтобы участники стали командой единомышленников и первыми дошли до финиша, за ними должен стоять сильный капитан и безусловный авторитет, готовый при этом слушать и слышать членов экипажа. В бизнесе уже давно прошла эпоха руководителей, которые стали заложниками своего кабинета и раздают указания не глядя. Опытный менеджер — это командный игрок, он не должен тешить себя иллюзиями вроде «боятся — значит уважают». Вкладывайтесь в результат так же, как и ваша команда. Если у вас на повестке дня крупное мероприятие или вы готовитесь к сложному тендеру, сотрудники обедают за компьютером и засиживаются допоздна — вливайтесь в работу вместе с ними. Случай из жизни: команда запускала свой интернет-магазин. На финальном этапе руководитель IT-направления просто «перегорел» и перестал справляться в одиночку. Откладывать запуск на следующий год и уступать конкурентное преимущество другим игрокам рынка было бы просто бессмысленно — две трети работы уже остались позади. Тогда руководитель подключил к проекту дополнительных людей и глубже влился в процесс. Это помогло сгладить рутину основному менеджеру и запустить проект быстрее.
«Свежая кровь» и «морские волки»
В путешествии под парусом без опытного капитана в море лучше не выходить. Говоря на языке предпринимателей: чем больше в команде людей с релевантным опытом, тем выше шансы справиться с нестандартными проблемами. Нанимайте разных людей, в команде должна быть и «свежая кровь», и «морские волки». Кстати, о юных специалистах: практика показывает, что именно они фокусируются, в первую очередь, не на деньгах, а на идеях и нестандартных путях решения рабочих вопросов. Такие сотрудники еще не ограничены профессиональными барьерами и с технической точки зрения могут привнести в команду новые знания. Так что необязательно самому быть «самым умным парнем в комнате», но подбирать в команду лучше именно таких специалистов. Да, рекрутинг блестящих сотрудников требует львиной доли уверенности в себе. Но кто вспомнит, что Стив Джобс ничего не понимал в компьютерах, когда его корпорация разрослась до планетарных масштабов?
Корректировка курса
Ветер — это те обстоятельства, на которые яхтсмен не в силах повлиять. Он одинаково справедлив для всех. Поэтому в гонке первым приходит тот, кто раньше всех уловил изменения ветра и правильно настроил паруса. С бизнес-средой схожая ситуация: рынок меняется гораздо быстрее, чем нас учили учебники по менеджменту. Развивайте в себе предпринимательское чутье, чтобы реагировать быстро, предвидеть возможные барьеры и максимально безболезненно выходить из кризисных ситуаций.