Эффект Галицкого. С чем остаются компании после ухода яркого лидера
Несколько дней назад свои посты в компаниях покинули Олег Дерипаска и Сергей Галицкий. Первый покинул должность под рассуждения прессы о резонах такого шага, второй — под аплодисменты сотрудников.
Грамотный руководитель после своего ухода должен оставить выстроенную систему, которая будет работать и без него. Смена руководства в любом случае будет стрессом: может поменяться стиль управления, значительная часть команды, курс развития компании и связанные с этим оперативные задачи. Но бизнес в итоге должен продолжить свое существование.
Все сложнее, если уходит не просто лидер, а харизматичный лидер. Когда сотрудники подпадают под обаяние личности — это сплачивает коллектив. Шеф может транслировать идеи и ценности, практически не встречая сопротивления со стороны команды — она с удовольствием разделяет его представления о работе компании. Минус харизматичного лидера — тот же человеческий фактор. После ухода человека, к которому команда привязана на личностном уровне, любой новый управленец будет какое-то время приниматься в штыки просто потому, что он другой.
Тут вспоминается не бизнесовый, но очень яркий пример: уход Бориса Ельцина и назначение Владимира Путина. После яркого и даже немного эпатажного Ельцина первое время Путин смотрелся не более чем технической заменой, и только со временем он смог раскрыться и продемонстрировать силу обаяния личности.
Лидеры-харизматики бывают разными. И их уход из бизнеса по-разному сказывается на бизнесе.
Командир «Магнита»
Сергей Галицкий, безусловно, харизматичный управленец. За плечами — служба в армии, затем банковский сектор и логистика. Опыт определил стиль руководства: розничную сеть «Магнит» Галицкий строил напористо, агрессивно, постоянно работал со штатом. Его характеризуют как жесткого директора, который, однако, хорошо мотивирует своих людей. Про свой бизнес он знал абсолютно все, вникал во все детали — поэтому мог компетентно говорить и с кассирами, и с топ-менеджерами. Галицкий неоднократно подчеркивал, что бизнес должен быть в одних руках, поэтому, привлекая инвестиции, сохранял у себя основную долю акций.
Дело Галицкого строилось на следовании регламентам, строгой внутренней дисциплине и выверенной логике всех процессов. Но у почти армейского стиля управления есть обратная сторона: дефицит гибкости, мобильности и трендовости. После того как лидер покинул компанию, команде придется приспосабливаться к новому управлению и трендам на рынке ретейла, следование которым основатель сети долгое время считал необязательным для «Магнита».
«Я всегда говорю: люди не потребляют продукты питания, люди потребляют калории», — отмечал Галицкий и отказывался от экспериментов в дискаунтерах «Магнита». В 2017 году у сети впервые упала прибыль. Новый владелец «Магнита» — банк ВТБ — с большой долей вероятности займется обновлениями. Прорыв на рынке это не гарантирует, а вот стресс для команды — да.
Вконтакт потерян
Еще один пример харизматичного лидера — основатель сети «ВКонтакте» и мессенджера Telegram Павел Дуров. Динамичный, независимый, современный — лидер этого типа легко создает вокруг себя креативную команду, которая работает на одной волне с ним и выдает интересные рынку продукты. «Принимай решения быстро, действуй незамедлительно, не откладывай на потом. Все дела либо делай, либо делегируй кому-то» — одно из правил Дурова. Впрочем, он достаточно регулярно делился с аудиторией личными инсайтами, целями и планами, что вызывало симпатию.
Проблема заключается в том, что с уходом такого руководителя компания быстро теряет часть привлекательности.
Павел Дуров не просто создал сеть «ВКонтакте», он был ее идеологом и лицом. Как только конфликт интересов с инвесторами в 2014 году вынудил Дурова покинуть проект, «ВКонтакте» стал стремительно выходить из моды. Финансовые показатели пока на уровне, но негативных отзывов все больше. Впрочем, нельзя забывать, что у любого продукта есть свой срок жизни. Возможно, «ВКонтакте» просто отжил свое, как, например, некогда популярные «Одноклассники».
Покинув «ВКонтакте», Павел Дуров создал Telegram, который лучше отвечает сегодняшним запросам аудитории и поэтому стал одним из самых популярных каналов для обмена информацией. Энергия лидера пошла в другое русло.
Магазины «Евросеть» — лидер просто… обалдеть
Если Павел Дуров — модный лидер, то Евгений Чичваркин — эпатажный. Под его руководством «Евросеть» была самым узнаваемым брендом в сегменте. «Когда конкуренты видят слово «Евросеть», они должны понимать, что им ***ец!», — писал сотрудникам бизнесмен в 2005 году. По данным исследовательской компании «Ромир», в 2007 году «Евросеть» была самым популярным брендом среди сотовых ретейлеров — 74,7% респондентов во время опроса без подсказки («спонтанное знание») вспомнили о компании.
Массированная реклама на грани фола, громкие заявления в прессе — команда «Евросети» была похожа на пиратский корабль под предводительством лихого капитана. С уходом которого все и закончилось. Бренд остался на рынке, но несмотря на желтый логотип, ярким быть перестал. Да и сам рынок изменился. На смену сотовым ретейлерам пришли операторы со своими точками продаж техники. По данным исследования TMT Consulting, в 2017 году из 25 000 ретейловых точек 17 000 — монобрендовые, то есть принадлежащие конкретному оператору или работающие под его вывеской по франшизе. В прошлом году «Евросеть» собиралась влиться в этот тренд, но на рынке бренд остался явно с утерянными лидерскими позициями.
И как тут не вспомнить Сергея Полонского и его проекты. Постоянный герой газет, журналов, радио и телевидения, Полонский неустанно давал прессе инфоповоды, причем в такой форме, что его слова разбирали на цитаты, и те еще долго жили своей жизнью. А вот бизнес не выжил. За Полонским, кроме харизмы, не оказалось ничего: дело исчезло вместе с лидером.
Как показывает мировая практика, харизматичный лидер легче выстраивает команду и бизнес-процессы, но затем он должен отрегулировать все механизмы так, чтобы компанией могли управлять наемные менеджеры, оперативно принимающие решения, каким бизнес будет в моменте. Выживают мобильные. Те, кто способен быстро менять парадигму мышления, а привязанность к харизматичной личности якорит.
В России пока харизматичный владелец бизнеса, единолично принимающий ключевые решения,скорее норма, чем исключение. Мы только приходим к понимаю, что полномочия надо делегировать, а мнение создателя бизнеса не должно быть истиной в последней инстанции. Стив Джобс был настолько харизматичным лидером, что после ухода из Apple из-за конфликта с инвесторами его попросили вернуться. До того как уйти навсегда, Джобс успел создать такие продукты и такую систему работы, которая еще не один год будет держать компанию в лидерах рынка. Не харизмой единой…