К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вымирают на глазах: кто будет работать в торговле через 10 лет

Фото Stephen Brashear / Getty Images
Фото Stephen Brashear / Getty Images
Сферу розничной торговли захватывают современные IT-технологии. Как это повлияет на рынок труда?

В ретейле внедряются новейшие технологические изменения, и это не может не сказаться на судьбе торгового персонала. Какие специалисты вскоре окажутся ненужными, а какие, наоборот, понадобятся и для чего?

Профессии навылет

Самыми уязвимыми окажутся профессии продавцов и кассиров. Уже сейчас многие магазины переходят на автоматическую систему оплаты (кассы самообслуживания), что постепенно делает труд кассиров ненужным. Печальны перспективы и у продавцов-консультантов: располагать к себе покупателей в торговых залах, возможно, тоже скоро не придется — это возьмут на себя компьютеры. В своих магазинах мы, например, планируем внедрить систему распознавания лиц посетителей, которая будет интегрирована с системой музыкального сопровождения. Машина, соединенная с экранами, будет подбирать под посетителей музыку с учетом того, людей какого возраста и пола в тот или иной момент больше всего в торговом зале. Эти и многие другие технологии вполне справятся с созданием благоприятной атмосферы в магазине — в таком большом количестве, как сейчас, улыбающиеся продавцы не понадобятся.

Не стоит также забывать о том, что в фазу активного потребления входят миллениалы, или так называемое сетевое поколение. Это люди, рожденные в период с 1980 по 2000 год, то есть в пик развития интернет-технологий. Миллениалы предпочитают самостоятельно, без помощи продавцов-консультантов находить всю нужную информацию о товарах в интернете. Поэтому будущее за такими технологиями, как QR-коды на ценниках, считав которые с помощью телефона, можно просмотреть отзывы о товаре и узнать о его технических характеристиках, составе, производителе.

 

Через три-пять лет до нас дойдут и такие технологии, как cистемы распознавания лиц покупателей с привязкой к банковским картам. Благодаря им пробивать товар на кассе вообще не придется: человек проходит через сканер, и оплата списывается с его карты.

Новейшие IT-технологии, возможно, сделают ненужной и работу менеджера по закупкам. Каждый день поставщики получают электронные отчеты о товарных остатках, но если в них заложить определенные алгоритмы, то система сможет самостоятельно формировать заявки на поставки.

 

Из-за роста электронной коммерции потеряют работу и торговые представители: компании (например, розничные сети) будут закупать товар у производителей напрямую, через интернет. Ретейлеры от этого только выиграют, ведь оптовые поставщики закладывают немалую прибыль в посредничестве между ними и производителями.

Мастера на все руки

Торговле понадобятся универсалы: вместо мерчандайзеров — продавцы-мерчандайзеры, вместо маркетологов — маркетологи-продавцы, вместо пиарщиков — smm-пиарщики и т. д.

Мерчандайзер-продавец — это человек, который следит за наличием товара на полках магазина в выделенном ему отделе. Он не только отвечает за грамотную и профессиональную выкладку товаров, но и консультирует покупателей: что и где можно найти. В отличие от обычного мерчандайзера, который является представителем компании-поставщика и появляется в магазине два-три раза в неделю, мерчандайзер-продавец — штатный сотрудник розничной точки. Если первый приехал и уехал, то второй берет на себя ответственность за наличие товарного ассортимента в отделе в течение всего дня.

 

Совмещать должности придется и в бэк-офисах розничных компаний. Так, сегодня уже недостаточно быть просто PR-менеджером, работать только на имидж и узнаваемость бренда. Такой специалист должен, кроме того, уметь заниматься маркетингом в социальных сетях, отслеживать негативные комментарии и отвечать на них, сглаживать конфликты, делать людей лояльными сети. Он евангелист, пропагандист и психолог в одном лице. Среди ключевых показателей эффективности smm-пиарщика могут появиться показатели, которые есть сейчас у менеджеров магазина: конверсия, трафик, средний чек и т. д.

Виртуально образованные

В скором времени технологии виртуальной реальности (VR) будут широко применяться в ретейле. VR-оборудование уже сейчас используют производственные и торговые компании, которые часто участвуют в выставках или проводят выездные демонстрации товара.

Вслед за VR повсеместно начнут использоваться технологии дополненной (Augmented Reality) и смешанной (Mixed Reality) реальности. Их преимущество перед стандартными инсталляциями товара в том, что они больше завлекают покупателя. Например, в магазинах детских товаров игрушечные персонажи могут оживать при наведении на них смартфона с активированным приложением. Пробовать вино с австралийской винодельни 19 Crimes («19 преступлений», которые в XVIII веке карались в Англии высылкой в Австралию), можно с аудиосопровождением — рассказом одного из австралийских каторжников. Нужно лишь скачать специальное приложение, взять в руки бутылку и навести телефон на этикетку с изображением преступника. Возможность перед покупкой декоративной косметики «примерить» макияж при помощи специального зеркала — еще один новый формат оборудования. А некоторые магазины уже давно дают покупателям возможность примерять одежду в виртуальных примерочных. Инновационные решения появляются не случайно. Исследование, проведенное компанией IBM, показало, что больше половины потребителей (58%) хотят получать информацию о продуктах в магазинах непосредственно перед совершением покупки.

Все это говорит о том, что рынку скоро понадобятся в большом количестве такие специалисты, как VR-редакторы, AR- и MR-дизайнеры, а также ML-инженеры (инженеры по машинному обучению) и специалисты по NLP (нейролингвистическому программированию). Что касается продавцов-консультантов, то они либо научатся разбираться во всех вышеперечисленных технологиях, либо им придется сменить профессию.

Учитесь, пока не поздно

Несмотря на неутешительные прогнозы, люди, решившие делать карьеру в розничной торговле, к потере работы относятся философски. На рынке много интересных компаний и каждый год появляются новые, без работы не останешься — так рассуждают они. Исследования рынка труда в розничной торговле их предположения только подтверждают. Так, недавно специалисты HeadHunter проанализировали вакансии, опубликованные на сайте компании в рубрике «Розничная торговля» в период с января 2016 года по июнь 2017 года, и пришли к следующим выводам. Оказалось, что почти все эти 18 месяцев темп роста числа вакансий в этой отрасли был выше общерыночного, сравнявшись с ним только к лету 2017 года. Основными «фабриками» рабочих мест стали продуктовые сети, на их долю приходится более четверти всех вакансий в отрасли. Выяснилось также, что розничная торговля является одним из лидеров по привлечению молодых специалистов — треть всех вакансий не требует от кандидатов опыта работы свыше одного года. Самой популярной позицией стала профессия продавца-консультанта, причем требования работодателей к этим специалистам не самые высокие: достаточно иметь среднее или неполное высшее образование, грамотную речь, коммуникативные навыки, быть доброжелательным и позитивно настроенным человеком.

 

Рекрутеры отмечают, что технологии технологиями, а запросы кандидатов из года в год растут, причем далеко не у самых опытных. Все хотят достойной зарплаты, перспектив карьерного роста и возможности учиться за счет работодателя. Компании вынуждены идти им навстречу и предлагать не только хорошее вознаграждение, но даже работу вблизи дома. Стали появляться специальные мобильные приложения, позволяющие кандидатам находить «компанию мечты» буквально в своем районе.

Все это прекрасно, но уже скоро работники не смогут диктовать работодателям свои условия. Многим придется сменить квалификацию или приобрести дополнительные навыки. И лучше этим заняться уже сейчас.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+