Свободные отношения: настройте бизнес так, чтобы он работал без вас
Если спросить предпринимателя, для чего он пришел в бизнес, почему решил рискнуть и стал работать на себя, то примерно 80% ответят, что им хотелось больше свободы, времени на семью и детей, путешествий и независимости. Но реальность складывается по-другому: мы становимся заложниками собственного дела. Семью и детей видим еще реже, а путешествия если и бывают, то становятся настоящим стрессом для всех. Бесконечные поиски wi-fi на заправке и кафе, совершенно неудобные конференц-коллы из-за разницы во времени. Как результат — за 10 дней отпуска полнейшая усталость и измотанность. К возвращению ситуация в офисе может ужаснуть: часть сотрудников уволилась, часть забрала клиентов с собой, дело встало.
Если в этом описании вы узнали себя, поздравляю, вы в рабстве, куда сами себя и загнали. Так же было и у меня — пока наконец-то я не решилась сделать бизнес самостоятельным. Теперь в путешествиях я провожу 9 месяцев в году. Например, эту статью я пишу из Никарагуа, в том время как мой туристический бизнес растет с каждым годом.
Итак: пока мы не начнем управлять бизнесом, бизнес управляет нами. Секреты свободы собственника кроются в выстраивании бизнес-процессов, грамотном делегировании, сборе команды и умении отпустить процесс, но контролировать результаты.
Вот какие этапы позволят стать свободнее.
Измерить все, что можно
Доктор изучает результаты анализов пациента и ставит по ним диагноз. Так же и в бизнесе — измерьте его, получите реальные цифры, проанализируйте и действуйте. Например, вы можете подсчитать KPI всего бизнеса (какие цифры можно считать нормой), определить, какие процессы на него влияют и улучшить их. Составьте прозрачные и измеримые должностные инструкции. Наладьте регулярную отчетность и выстройте контроль финансов, без этого никуда.
KPI у каждой отрасли и каждого бизнеса свои. Лучше всего не искать по книгам, а устроить со своей командой мозговой штурм, где выписать все ключевые показатели деятельности, которые влияют на прибыль компании прямо и косвенно. Например, в туристическом бизнесе одним из ключевых значений является возвратность клиентов: важно, чтобы клиент возвращался и рекомендовал турагентство своим знакомым. Соответственно, взяв за основу работу лучших сотрудников, одним из показателей KPI можно установить возвратность клиентов.
Подбирайте лидеров
Иногда у руководителя может возникнуть чувство «одиночества бизнесмена». Если вам, например, не с кем из команды обсудить развитие бизнеса — это верный признак такого «одиночества». Стоит дорастить менеджмент до своего уровня. Вам нужны лидеры, у которых вы бы хотели поучиться. Не бойтесь привлекать консультантов со стороны. Внедрите регулярное обучение и аттестации — от этого вы только выиграете. Кроме того, ищите в команду умных и обязательно позитивных, вдохновляющих людей. И сами оставайтесь таким же. Ведь негативное настроение собственника разрушает весь бизнес. Я стараюсь не показывать страх и разочарование, чтобы вся команда не поддавалась этим эмоциям. Ваши лидеры должны придерживаться той же линии поведения: поддерживать людей, за которых отвечают.
Личное общение с каждым, хотя бы раз в год
Сотрудники компании должны знать, что они значимы, что их достижения влияют на рост компании и помогают реализовать личные интересы — карьеру, доход, развитие. Идеально хотя бы раз в год выделить на каждого сотрудника минимум час своего времени. Я, например, делаю я это в начале года перед стратегической сессией и весь процесс общения с 70 сотрудниками занимает около 10 дней. Разговор лучше строить по определенным правилам: в первую очередь, поблагодарите за работу, затем спросите, добился ли человек нужных результатов, с какими проблемами столкнулся и какие у него есть планы и мечты на будущий год.
Когда говорите про мечты, интересуйтесь и личной жизнью: спросите чем вы можете помочь и постарайтесь осуществить мечты. Ведь счастье человека влияет на настроение в коллективе и на результат всей компании в целом. Во время беседы больше слушайте, чем говорите, так получается собрать много полезной информации. Например, как-то руководитель отдела «Контроля и качества» сообщила, что ей наскучили однообразные задачи, и мы разработали программу наставничества для новых сотрудников, которую она и возглавила.
Польза стратегических сессий
Стратегическая сессия — это форма групповой работы коллектива по целям на год. Во время этой встречи транслируйте свое видение развития бизнеса. Дальше каждый из отделов с помощью мозгового штурма должен решить, как он может улучшить показатели и вписаться в стратегическое видение. У каждого отдела формируются свои цели, которые он защищает перед всем коллективом.
Очень важное условие — цели должны быть отсмартованы. То есть они должны соответствовать принципам SMART: должны быть конкретны, измеримы, достижимы, соответствовать общей стратегии компании и у них должен быть дедлайн. Так же важно, чтобы отдел, который ставит себе цели, мог на них влиять. Например, отдел контроля качества не должен ставить цель, которая будет зависит от отдела маркетинга. И, самое главное, после утверждения этой стратегии — придерживаться ее. Например, квартал проводите совещания по глобальным целям, смотрите на прогресс и, при необходимости, корректируйте.
Не ищите совершенства и не вмешивайтесь постоянно
И, наконец, помните, что ваша цель — развитие бизнеса, а не создание шедевров. Не стоит считать, что вы единственный, кто сможет выполнить задачу хорошо. Когда вы установили стандарты, цели и сроки — дайте возможность сотрудникам самим решать, каким путем идти. Всем будет удобно, если вы отойдете в сторону, но поставите контрольные точки для анализа прогресса. И обращайте внимание на результаты, а не на процессы.
Наверное это самое сложное — отпустить контроль. И я знаю, как это: всегда кажется, что я сделаю лучше, эффективнее. Но когда вместо вас работает слаженная команда и у них есть стратегия и понимание, куда идти, то они придут к цели быстрее. Да, команде придется платить. Но у всего есть своя цена. И это цена вашей свободы. Поэтому отпустите контроль, доверьте дело профессионалам и наслаждайтесь жизнью прямо сейчас, не откладывая ее на завтра.