К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бойцы и лекари. Как World of Warcraft учит собирать толковую команду для бизнеса

Фото DR
Фото DR
Коллективные игры могут научить собирать команду и стать своеобразным тренажером для развития управленческих навыков

Хочешь узнать лучше характер человека — сыграй с ним. Желательно, в коллективную игру, где ярко проявляются черты личности: способность к лидерству, инициативность, умение работать в команде, агрессия, страх, азарт, творческий подход, строгое следование правилам, амбиции, умение проигрывать и так далее.

Верно и то, что через игру можно многому научиться. Например, работать в команде, принимать решения, сдерживать эмоции или, наоборот, проявлять их, добиваться цели. Для этих целей подойдет не только знаменитая Dota 2, но и любимая геймерами всего мира компьютерная многопользовательская тактическая игра World of Warcraft.

Игра и бизнес: точки соприкосновения

В World of Warcraft есть несколько сценариев: можно играть одному, можно стать частью команды, можно ходить в рейд со своей гильдией. Нас интересует последний вариант – сбор собственной команды для выполнения определенной миссии. В бизнесе для достижения разных целей требуются разные компетенции, а значит, и сотрудники. В игре так же: в зависимости от цели («босса», которого нужно победить) нужны разные умения. От них вы и будете отталкиваться, формируя гильдию. Нельзя — и в игре, и в жизни — собирать команду по принципу «они мои друзья», «они красивые» и так далее. Так вы вряд ли чего-то добьетесь. И в игре, в отличие от настоящей жизни, это понимание приходит намного быстрее.

 

Приведу пример из собственной бизнес-практики. Представьте, что в нашей школе проходит массовое мероприятие на тысячу человек, в ходе которого мы должны убедить аудиторию купить продукт (курсы). Правильно распределить задачи, организовать работу команды мне помогает в том числе и игровой опыт. Ресепшен в данном случае — это поле боя, поэтому я «кидаю» на него тяжелую артиллерию: главу группы, за которым стоят еще 4-5 «воинов» (двое работают с аудиторией, двое — на подхвате). Каждый из них проявил себя в игре и каждый  абсолютно четко понимает свою задачу в бизнесе (собрать заявки в максимально короткие сроки).

Если я хочу получить вау-эффект от этого мероприятия, то в игру вступает класс-лидер. Такие есть в любой гильдии (жрец, крутой друид) и в любой компании. В нашем случае — это самый лучший куратор. Нужна ли «звезда» на мероприятии, зависит от поставленных задач, как и в игре: жрец подключается только в критические моменты, чтобы совершить чудо.

 

Таким образом, важно уметь грамотно распределить роли под каждую конкретную задачу. В свою очередь игра, как лакмусовая бумажка, позволит выявить, какой из сотрудников может претендовать на ту или иную роль в компании.

Кого нужно взять в команду?

Второй важный момент — умение сотрудника работать в команде. Давайте остановимся на этом моменте подробнее. Итак, как сформировать команду для World of Warcraft так, чтобы добиться успеха не только на игровом поприще, но и протестировать действующих сотрудников на профпригодность? Для начала определимся с типами персонажей, которые могут быть в вашем арсенале.

Танк берет на себя основной удар, поглощает урон, тем самым не давая противнику (боссу) уничтожить группу игроков. В роли танков могут быть аналитики — немного тяжелые, неповоротливые, решающие одну конкретную задачу, но необходимые в любом успешном деле. Либо это могут быть специалисты по продажам, которые занимаются исключительно привлечением новых клиентов. Их задача — расчистить путь.

 

Три бойца: в идеале один, бьющий вблизи, и парочка на расстоянии. В компании это могут быть технические сотрудники, сотрудники на ресепшен.

Лекарь, соответственно, врачует тех, кому это необходимо. Аналогии с реальной жизнью могут быть самыми разными. Лекарем может быть толковый пиарщик, который умеет вовремя коммуницировать со всеми членами команды и решать вопросы, возникающие во внешнем или внутреннем информационном поле. Например, сделать так, чтобы «танк»-продажник обрабатывал должное количество входящих звонков  или лиды.

Охотники и чернокнижники — по мне, это SMM-специалисты, которые могут вовремя сделать грамотный вброс какого-нибудь заклинания или проклятия.

Класс-лидеры: друиды, жрецы. Они бывают самые разные. Такие люди сразу сигнализируют, если что-то идет не так, если возникает ситуация-огонек: может быть, сотрудник выгорает или какие-то проблемы внутри рабочего процесса.

Рейд-лидер, или гильд-мастер, должен знать, сколько времени требуется каждому игроку на выполнение того или иного задания. Это вы, руководитель компании. Именно от вас зависит, будет ли ваша команда действовать по принципу лебедя, рака и щуки. Что касается моего опыта, то в одну команду я собираю сотрудников с одинаковой скоростью решения задач и темпераментом, либо разделяю группы на более мелкие — под решение каждой конкретной задачи.

 

Что учесть при формировании команды?

Набирать команду для рейда вслепую, на основе лишь внешних показателей — все равно что нанимать сотрудников только на основе просмотра резюме. В игре, как и в жизни, резюме может быть крутым, а в рейде игрок может постоянно не туда убегать, «умирать в луже лавы», не понимать команд и опаздывать, забывать включить опцию разговора и т.д. Поэтому отнеситесь к назначению игроков серьезно и присмотритесь к кандидатам. Чем тщательнее вы подберете себе команду, тем полезнее будет игровой опыт для реальной жизни.

Теперь о лидерах и рейд-лидерах. Их задача — сделать так, чтобы все участники с разными ролями и разными умениями работали как одна команда. Это первое и самое очевидное. Второе — чтобы каждый остался доволен. Об этом не всегда задумываются, но в World of Warcraft этот пункт игнорировать не получится. После успешного рейда команда получает один «шмот» (доспехи) на группу, или класс игроков. Его хотят все, поэтому в игре действует так называемая система ролла, которая работает по принципу «повезет/не повезет». По идее это справедливый механизм, потому что все находятся в равном положении, и рано или поздно игрок получает свою награду. Но жизнь, как обычно, сложнее даже самого умного алгоритма. Бывает так, что от какого-то участника команды постоянно отворачивается удача. Лидер должен вовремя это заметить и придумать, как по-другому поощрить этого игрока.

И еще. В игре очень важно придерживаться заранее оговоренных правил. Здесь не получится добиться слаженной командной работы, если нет мотивации и дисциплины. Рейд-лидер все время должен иметь запасных игроков на случай, если кто-то опоздает. В дальнейшем опыт рейд-лидерства позволит быстро вычислять на работе тех, кто замотивирован, и тех, кто вешает лапшу на уши. Но самое главное, чему учит World of Warcraft, — это, пожалуй, соблюдению правил, границ и четкому выполнению отведенного участникам функционала, ведь когда каждый занят своим делом, то общий успех команды гарантирован.

Школа лидерства

World of Warcraft может дать хорошие уроки и на тему «Как стать лидером». У меня принципиальная позиция: пока вы не пройдете все пути становления начиная с рядового игрока, не нужно метить на лидерское место. На каждой позиции — разные задачи. Танк — это одна история, воины ближнего боя — другая. У дальнобойщиков, охотников и чернокнижников свой функционал. Не поиграв за каждый из этих классов, вы не сможете понять особенности действий разных игроков. И наоборот, изучив возможности каждого на практике, вы будете эффективнее собирать команду и успешнее ею управлять.

 

Я не призываю работать на всех возможных должностях в компании прежде, чем садиться в кресло руководителя. Однако какой-то путь от самых низов карьерной лестницы пройти все же необходимо. Если аккаунт-менеджер сразу прыгнет в кресло директора, из него получится как минимум странный директор.

Таким образом, как мы видим, в бизнесе во многом действуют те же закономерности, что и в командной тактической игре. Наиболее существенная разница в том, что за игровыми ошибками не следуют финансовые потери вплоть до банкротства.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+