К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Засланный казачок. Иностранцам все реже доверяют управлять розничными продажами

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Зарубежный опыт полезен не всегда — например, ежедневные отчеты продавцов о проделанной работе, принятые на Западе, никак не способствуют повышению производительности труда и улучшению продаж в России

Российские ретейлеры стали все реже приглашать на ключевые позиции экспатов. И дело вовсе не в кризисе, который заставляет компании экономить на дорогих управленческих кадрах.

Не просят надбавки и не уходят

До сих пор экспаты были востребованы как знатоки уникальных технологий в ретейле. Они могли организовать омниканальные продажи и повысить долю интернет-торговли в любой розничной сети. Впрочем, их ценность не только в этом, выяснила кадровая компания Antal Russia, которая с марта по июль прошлого года проводила опрос 8000 менеджеров и специалистов из России, работающих в Москве и в регионах. 146 респондентов оказались экспатами, их ответы компания изучила отдельно. Оказалось, что экспаты более лояльны к работодателю, чем их российские коллеги. Так, каждый пятый иностранный сотрудник не рассматривает возможность смены работы, тогда как среди российских менеджеров не планируют менять работу лишь 15%.

Выяснилось также, что за последние годы иностранцы снизили свои ожидания по зарплате. Если в 2015 году лишь у 36% экспатов доход был привязан к местной валюте, то в 2017-м рублевую зарплату получает большинство иностранных сотрудников (52%) и, по данным компании «Контакт» (InterSearch Russia), в таком же размере, что и российские топы, — в среднем это 600 000–700 000 рублей в месяц. Кстати, большинство экспатов (38%) едет в Россию из-за интересных задач, а каждый пятый — из-за  финансовой мотивации.

 

Расчеты и просчеты

За последние 10 лет иностранных менеджеров приглашала каждая вторая крупная российская розничная сеть. На ключевые должности иностранцев нанимали сети «Азбука вкуса», X5 Retail Group, «Мосмарт», «Эльдорадо»,  «О’Кей» и многие другие ретейлеры. Российские акционеры рассчитывали на то, что экспаты повторят профессиональные подвиги и принесут с собой успех компаний, в которых работали раньше. Например, в последний кризис в розничной торговле стало актуально развивать популярную в Европе модель дискаунтеров. Неслучайно президентом группы «Дикси» в марте 2016 года стал португалец Педро да Сильва, который до этого 10 лет работал управляющим директором в польской сети дискаунтеров Biedronka.

Его опыт казался неоценимым, на него возлагали большие надежды. Но оправдать их он не смог: уже к концу 2016 года, в декабре, розничные продажи сети упали, и с Педро да Сильва досрочно расторгли контракт. Должность после его ухода вообще сократили. Та же участь постигла и другого иностранного менеджера — главного исполнительного директора сети «М.Видео» Майкла Тача. Из компании он ушел в 2016 году, проработав всего четыре месяца. А до этого семь лет возглавлял сеть салонов связи «Связной», в которой развивал инновационные проекты. Оказалось, что его опыт не слишком  вписывался в управленческую модель «М.Видео» — немного консервативную, основанную на анализе и расчетах, не предполагающую рискованных решений и быстрых изменений. Так зачем же компании понадобился экспат с навыками и опытом, неприменимыми в ее бизнес-модели?

 

Возможно, отечественные работодатели и сами стали чаще задумываться над тем, насколько им может оказаться полезным тот или иной иностранный опыт. Так, по данным кадровой компании ManpowerGroup, за последние два-три года она получила не более пяти запросов на подбор экспатов, да и те в основном на инженерные и IT-позиции в сфере высокотехнологических разработок. Работодатели начинают осознавать, что экспат не панацея.

Но даже если компания и решилась позвать иностранного специалиста, то лучше заранее обсудить с ним все те новшества, которые он намерен реализовать. В частности, будет нелишним, если эффективность его планов, то есть то, насколько они соответствуют российским реалиям, оценит сторонний эксперт. В ретейле, например, иностранцы любят внедрять фотоотчет рабочего времени, полагая, что это дисциплинирует сотрудников. И не учитывают при этом местные нюансы. В западных розничных сетях штаты продавцов — это 20 и более человек на 500 кв.м. Там, пока одни сотрудники заполняют таблицы и протоколы, другие работают. А в России, особенно в регионах, директор магазина чаще всего и продавец: если он каждый час будет отвлекаться на отчет о проделанной работе, продажи встанут.

Трудности перевода

Немногие экспаты могут поддержать даже обычную беседу с подчиненными на русском языке. Есть, конечно, и такие, кто, приезжая в Россию, берется за изучение языка и уже через год-два осваивает его. Однако таких единицы. Языковой барьер — серьезная проблема, особенно в рознице, где экспату приходится общаться не только с руководителями отделов, но и с большим количеством рядовых сотрудников — продавцами, кассирами, работниками торговых залов. Даже если в компании в качестве корпоративного языка используется английский, линейный персонал, как правило, им не владеет.

 

В 2002-2004 годах я была директором розницы сети магазинов «Модный базар», где многие ключевые позиции занимали иностранцы. Некоторые из них общались с подчиненными через переводчика, но их поручения быстро забывались и не выполнялись. Переводчик не сотрудник конкретного отдела, он может не придать значения тому, что кажется важным, например, менеджеру по продажам или бухгалтеру. Чтобы избежать подобных ситуаций, я бы посоветовала работодателям включать в контракты условия, обязывающие экспата выучить в течение определенного времени русский язык. Это серьезно облегчит жизнь и руководству компании, и самому иностранцу.

Заменить экспатов

Экспаты все чаще приравниваются в доходах к местным сотрудникам, но они по-прежнему имеют более привлекательные соцпакеты. Иностранным сотрудникам, например, компенсируют расходы на жилье, автомобиль и обучение детей, предоставляют медицинскую страховку для всех членов семьи и акции компании, а некоторые компании даже доплачивают им за сложные условия работы в России. За примерами далеко ходить не надо — тому же Педро да Сильва руководство «Дикси» выплатило большой приветственный бонус перед вступлением в должность.

Во многих случаях такая щедрость работодателей не оправдана. Особенно в розничной торговле, где в кризис из-за урезанных расходов многие менеджеры вынуждены совмещать несколько должностей. Экспаты быть универсалами, как правило, не готовы. И, кстати говоря, с большим вниманием относятся к тому, что написано в должностной инструкции. Выполнять они будут только то, о чем вы с ними договорились «на берегу», не более. Подготовьтесь к этому заранее. Взвесьте все за и против и хорошенько подумайте: что лучше — иметь дело с педантичными и дорогими иностранцами, пусть даже и редкими специалистами, или все-таки с российскими менеджерами, которые, между прочим, за долгие годы общения с экспатами уже много чему научились и в квалификации ничуть не уступают им. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+