К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Боевой дух: как правильно признаваться в своих ошибках


Forbes публикует отрывок из книги Нейта Региера «Конфликт—это подарок. Как направить энергию разногласий в мирное русло», которая выходит в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»

Автор книги — эксперт по коммуникациям, совладелец и СЕО консалтинговой компании Next Element Consulting, обучающей руководителей по всему миру. Нейт предлагает убедительную концепцию: использовать энергию конфликта для позитивных перемен и дает четкие советы, как это сделать. Например, в ситуации, когда вы совершили ошибку и должны в этом признаться.

Вы оплошали. В чем-то ошиблись. Ваши последующие действия могут все исправить или, наоборот, погубить отношения с боссом, подчиненным, другом или близким человеком. Достойное извинение требует смирения, фантазии и мастерства. От того, как вы попросите прощения, зависит, вернется все на круги своя или ситуация усугубится. Формула О-Н-Н-О как нельзя лучше подходит для извинений. Она позволяет всем вовлеченным в конфликт сохранить чувство собственного достоинства и перейти к конструктивному решению проблемы. Воспользуйтесь предлагаемым шаблоном, чтобы научиться брать на себя ответственность или научить этому других.

Шаг 1. Поделитесь своими чувствами (открытость)

Вы оплошали. В чем-то ошиблись. На душе кошки скребут. Прежде всего вам следует разобраться в себе и поделиться с другими своими чувствами по поводу того, что вы совершили. Вы смущены? Вам стыдно? Страшно? Вы злитесь? Будьте честны. Ваша прямота наверняка вызовет уважение у человека, которому вы приносите извинения. Никому не нужны наигранные эмоции или ложное покаяние — фальшь всегда бросается в глаза. Людям важны ваши подлинные чувства. Не всегда легко в них признаться, но искренность работает. Прятаться или дистанцироваться от собственных чувств бесполезно, это путь в никуда. Предупреждаю сразу: короткое «сожалею» не считается открытостью, поскольку это в большей степени констатация ответственности за поведение (настойчивость), чем чувство.

 

Шаг 2. Оцените свое поведение и его последствия (находчивость)

Вы оплошали. В чем-то ошиблись. Что именно вы сделали? Опишите свой поступок. Воздержитесь от оправданий или рациональных объяснений. Просто опишите его. В подробностях. Пока вы не дадите четкое определение своему поведению, вы избегаете ответственности. Если вы толком не знаете, что сделали, расспросите других. Люди хотят знать, что вы понимаете, за что просите прощения. Туманные высказывания — «Я приношу извинения за то, что, возможно, вас задело» — бессмысленны и отдают неуважением. Заявления иного характера — «Я так и не позвонил Джонсону до пятницы, и вы остались без нужной вам информации» — подтверждают, что вы отдаете себе отчет в своих действиях и осознаете их негативные последствия.

Шаг 3. Исправьте ошибки (настойчивость)

Вы оплошали. В чем-то ошиблись. Исправьте промах. Это покажет, что вы способны превратить собственные ошибки в ступени к успеху. Самое время принести искренние извинения. Они не имеют ничего общего со стыдом. Они говорят о ваших добрых намерениях и желании двигаться вперед. Что вы готовы сделать, чтобы исправить ошибку или проступок? Возможно, от вас потребуются самые простые действия, которые вы в состоянии контролировать. Или придется обратиться к кому-то за помощью, чтобы узнать нечто но- вое. Не исключено, что понадобится изменить отношение к жизни и подход к решению проблем. Не разглагольствуйте об абстрактных или возможных в далеком будущем изменениях. Вместо этого пред- ложите линию поведения или действия, которые вы готовы осуществить уже сегодня, чтобы начать работать над исправлением ситуации. Сосредоточьтесь только на собственном поведении, а не на тех переменах, которые вам бы хотелось видеть в поведении других.

 

Шаг 4. Проявите восприимчивость (открытость)

Здорово, что вы продвинулись так далеко. Искренние и конкретные извинения означают, что вы пытаетесь восстановить отношения с другим человеком. Так что пришло время сделать остановку и дождаться отклика. Удовлетворены ли другие тем, что вы предложили в качестве извинений? Каких действий ждут от вас для исправления допущенных вами ошибок? Остановитесь и прислушайтесь.

Вот пара примеров, иллюстрирующих процесс четырех шагов на практике:

«Я чувствую себя неловко (Шаг 1. Открытость) из-за того, что отправила протокол совещания тем, кто не входит в исполнительную команду, и тем самым раскрыла информацию, не предназначенную для распространения за пределами этой группы (Шаг 2. Находчивость). Мне очень жаль. Я готова лично связаться с каждым, кому выслала протокол, объяснить свою ошибку и попросить удалить полученное сообщение (Шаг 3. Настойчивость). Как вы относитесь к такому решению (Шаг 4. Открытость)?»

«Я злюсь (Шаг 1. Открытость) на себя за то, что пропустил совещание по продажам на этой неделе, поскольку знаю, насколько участие в нем важно для успеха нашей команды (Шаг 2. Находчивость). Я виноват и прошу прощения. Обещаю изучить протокол совещания и посоветоваться с вами о том, какие меры мне следует принять, чтобы наверстать упущенное (Шаг 3. Настойчивость). Я открыт для любых ваших замечаний (Шаг 4. Открытость)».

 

Только представьте себе, какие возможности открываются для улучшения обслуживания клиентов, согласованности в команде и поднятия боевого духа! Применение формулы помогает нам осознать, почему попытки заставить кого-то просить прощения по горячим следам бывают контрпродуктивными. Коучинг эффективного извинения можно кардинально усовершенствовать с помощью этой формулы, позволяющей направлять потоки вашей энергии в конструктивное русло. Вот несколько наводящих вопросов, которые можно использовать, помогая другому человеку двигаться в сторону извинений, а также развивать ваши собственные навыки в этой области.

Вопросы, побуждающие к открытости

— Что ты чувствуешь в связи с произошедшим?

— Если отвлечься от других, какие эмоции испытываешь сейчас ты?

— Что говорит тебе твое тело?

 

Вопросы, побуждающие к находчивости

— Что ты такого сделал, что причинило столько вреда или ущерба?

— Какие твои действия или решения усугубили проблему?

— Как повлияли на окружающих твое поведение или поступки?

 

Вопросы, побуждающие к настойчивости

— Что ты хочешь сказать тем, кого огорчил своим поступком, что могло бы показать серьезность твоих намерений исправить ошибку?

— Что бы ты мог сделать, чтобы минимизировать нанесенный вред или исправить свою ошибку?

— Какие принципиально важные для тебя вещи поставлены на карту?

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+