Сцена или гардероб: как люди с аутизмом работают в сфере культуры
Самая известная в мире женщина с РАС, специалист по поведению животных Темпл Грандин (кстати, героиня одноименного фильма, получившего премии «Эмми» и «Золотой глобус») разделяет всех аутистов на мыслителей — словесных, схематичных и визуальных — и математиков. По ее мнению, самое главное предложить человеку с РАС такую деятельность, которая соответствует его индивидуальным способностям, а не нашим представлениям о нем. В реальности же аутистам «достается» скучная низкооплачиваемая работа, не требующая особой квалификации и приводящая к хронической депрессии. Даже если речь идет о творчестве, людям с ментальными особенностями часто предлагают не творить самим, а «обслуживать» творцов. Если они и работают в музее, то смотрителями, а в театре их, скорее, встретишь в гардеробе, где они подают одежду зрителям.
Между тем, люди с РАС — отличные лицедеи. Они любят играть и в большинстве случаев не боятся привлекать к себе внимание. При этом в силу особого устройства сознания, они не умеют дистанцироваться от персонажа и если уж вживаются в роль, то «намертво». Говоря проще, люди с РАС охотнее всего играют самих себя, но в определенных обстоятельствах. Это очень интересно наблюдать со стороны, даже если актер испытывает сложности с произнесением текста, потому что аутисты в большинстве своем не умеют притворяться, но зато одарены способностью находиться в конкретном моменте, быть «здесь и сейчас». Они органичнее и дисциплинированнее многих талантливых актеров, которые могут выйти на сцену разобранными или отвлекаться во время спектакля. Словом, относительно свободный график работы, наличие режиссерских «указаний» и зрительские аплодисменты делают актерскую профессию доступной и даже желанной для тех людей с аутизмом, которых не смущает публичность.
В мире это уже давно поняли — профессиональные и полупрофессиональные театральные коллективы, в труппах которых есть актеры с РАС, исчисляются десятками. В России несколько лет назад люди с аутизмом тоже вышли на свет, то есть на сцену. Если в конце девяностых — начале двухтысячных интеграционные творческие студии (московские «Круг» и «Круг II», например) предлагали людям с особенностями ментального развития приобщиться к творчеству, чтобы социализоваться и стать более коммуникабельными, то сегодня речь идет о полноценной работе, за которую и гонорары платят, и профессиональные премии дают. На российскую театральную премию «Золотая маска» уже который год номинируют спектакли с участием людей с аутизмом («Отдаленная близость», «Язык птиц», «Я Басе»), правда, пока исключительно в категории «Эксперимент».
Между тем, работа людей с аутизмом в творческой группе режиссера Бориса Павловича давно перестала быть лабораторной. Участники «Языка птиц» (выпущен в 2015 БДТ им. Г.А. Товстоногова совместно с Центром «Антон тут рядом») не просто занимаются совместными театральными поисками, но и репетируют спектакль, премьера которого вот-вот состоится в Петербурге. Более того, по инициативе фонда поддержки арт-инноваций «Альма Матер» в центре Питера, в двух шагах от Невского проспекта, создается пространство «Квартира», где на постоянной основе будут проходить спектакли с участием людей с расстройством аутистического спектра. Планируются, что они будут получать такое же вознаграждение за актерский труд, что и профессиональные артисты.
Важнейшим из искусств для нас является…
Если с так называемым «особым театром» дела обстоят все-таки более или менее, то с кино ситуация гораздо сложнее. И дело тут не в том, что никто так и не снял отечественную версию «Человека дождя» (зато Любовь Аркус выпустила документальный хит «Антон тут рядом»), а в том, что о трудоустройстве в нашем кинематографе человек с РАС пока может только мечтать. Можно сколько угодно смеяться над тем, что Хелена Бонем Картер во всеуслышание заявила, будто обнаружила аутичные черты у своего супруга — знаменитого режиссера Тима Бертона, но факт остается фактом: в Голливуде работает все больше людей с РАС. Это не значит, что они играют главные роли в блокбастерах или пишут оскароносные сценарии, в основном сфера их реализации — анимация и компьютерная графика, где требуется индивидуальная, а не групповая работа, что особенно подходит замкнутым интровертам и схематичным/визуальным мыслителям из типологии Грандин.
Так, именно люди с аутизмом трудились над сериалом «Игра престолов» и фильмами о «Мстителях». Выпускники калифорнийской образовательной программы «Исключительные разумы» (основанной, как это часто бывает матерью человека с РАС) прежде чем начать создавать компьютерные эффекты таких громких проектов, как «Голодные игры: Сойка-пересмешница», «Планета обезьян. Революция», телефильм Мартина Скорсезе «Винил» и т.д., осваивали анимацию и простейшие навыки общежития (не опаздывать, следить за своей внешностью и одеждой, разговаривать, как бы сложно это ни было). Теперь у большинства из них постоянные высокооплачиваемые контракты, а сотрудники студий, где они работают, говорят, что это не просто талантливые специалисты по компьютерным эффектам, но и самые надежные сотрудники на свете.
Не говоришь? Рисуй!
Визуальные мыслители хороши не только в компьютерной графике и рисовании комиксов, но и в живописи. Пожалуй, изобразительное искусство — единственная сфера культуры, где людям с РАС действительно удалось реализоваться. Феноменальная память, способность «с лету» зарисовать огромное количество объектов, отличные чертежные способности, склонность к абстрактному мышлению и любовь к одиночеству помогли многим из них стать если не знаменитыми, то хотя бы профессиональными художниками. Впрочем, некоторых из них ожидало и признание: картины шотландца Ричарда Вауро покупали для своих личных собраний Маргарет Тэтчер и Папа Иоанн Павел II; Стивен Уилтшир, в детстве вместо слов «изъяснявшийся» на языке живописи, окончил Колледж искусств и был награжден Орденом Британской империи; пейзажи самоучки Джессики Парк хранятся во многих музеях мира.
Это лишний раз доказывает, что люди с РАС способны создавать не только чисто прикладные вещи (хотя в работе на гончарном круге или инфографике для футболок нет ничего плохого), но и высокохудожественные произведения. Однако, несмотря на то, что выставки их работ проходят в петербургском Эрмитаже («Одними красками», 2017) и московском Царицыно («Люди должны быть разными», 2017), ни в общественном сознании, ни в классификаторе профессий аутизм с изобразительным искусством пока не ассоциируется.
Сначала было слово
То же и с литературой. Миру будут в сто первый раз твердить, что у Ханса Кристиана Андерсена и Эмили Дикинсон симптомы РАС не диагностировали только потому, что в их времена такой диагностики не существовало, но на общее скептическое отношение к писателям-аутистам это никак не повлияет. Так, Соня Шаталова прославилась в Рунете как «девочка с аутизмом, которая пишет стихи», а не как человек, который просто хорошо пишет. На обложках бестселлеров австралийки Донны Уильямс всегда подчеркивается, что сначала ее считали глухой и только потом поставили верный диагноз.
Между тем, словесные мыслители умеют точно формулировать, подмечать детали и видеть абсурд там, где мы его попросту не замечаем. Сильны они, скорее, в малых формах (афоризмы, скетчи, короткие эссе и устные рассказы), а вот написать большой роман человеку с РАС будет трудно из-за невозможности долго держать концентрацию и эмоционально подключиться к вымышленной реальности. Тем же из аутистов, кто написанию текстов предпочитает чтение, прекрасно подходит работа библиотекаря, в которой на сто процентов реализуется способность математиков к структурированию и раскладыванию по полочкам.
Факты
Согласно исследованиям, 10% детей, у которых диагностировано РАС, уже в детстве проявляют незаурядные способности к искусству, музыке или точным наукам.
Многие люди с РАС имеют абсолютный музыкальный слух, художественные таланты и хорошо ладят с техникой, поэтому им подходят такие профессии, как дизайнер или настройщик фортепиано.
По результатам исследования американских ученых (2014), наличие работы существенно уменьшает симптомы РАС и повышает способность к социализации.
Рабочие места для людей с РАС обязательно должны быть интеграционными: в культуре это организовать особенно просто, потому что творчество, как правило, процесс совместный.