К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Особенности национального бизнеса. Как работать с датчанами

Фото Dezeen / Flickr
Фото Dezeen / Flickr
Глобализация меняет корпоративную среду: компании применяют схожие бизнес-практики, а сотрудников-иностранцев становится все больше. Но культура европейцев по-прежнему отличается от российской

Когда попадаешь в новую страну, первый контакт с «местными» всегда происходит на эмоциональном уровне. С датчанами общаться относительно просто: они не склонны к чрезмерной экспрессии и внешним проявлениям, поэтому диалог получается спокойный и конструктивный. Но не стоит рассчитывать и на особенно теплые отношения: здесь редко можно встретить крепкую дружбу внутри коллектива, характерную для многих российских компаний. Это не значит, что люди недружелюбны, просто они в большей степени индивидуалисты, ценят личный комфорт и сосредоточены на собственном развитии.

Медлительность

Еще одна особенность — неспешность в принятии решений. Русские, привыкшие форсировать некоторые ситуации, ошибочно объясняют ее медлительностью, однако это не всегда так. В датских компаниях решения принимают коллегиально, поэтому любой вопрос может долго и неоднократно обсуждаться разными составами. Иногда кажется, что консенсус не будет достигнут никогда. Но вовлечение в процесс широкого круга участников способствует выработке у них единого понимания, поэтому принятое решение очень быстро воплощается. Здесь нельзя не вспомнить поговорку о том, что русские долго запрягают, но быстро едут. Получается, это не совсем о нас.

 

Самоорганизация

Датчане не зациклены на своих доходах, которые у них довольно скромные и слабо дифференцированы из-за больших налогов. В сочетании с высоким уровнем социальной защиты и организацией труда это мотивирует по крайней мере часть людей к постоянному саморазвитию и повышению ценности своего труда для коллег, компании и общества в целом. Поэтому производственные отношения построены в большей степени на доверии, чем на контроле. И здесь мы приходим к еще одному интересному выводу: индивидуалисты эффективны благодаря высокому уровню самоорганизации. Например, часто можно увидеть, что люди начинают работать в семь-восемь часов утра и заканчивают в 16:00, но при этом вечером многие еще пару часов трудятся удаленно.

 

Ответственность

Датчане не склонны к интригам, в большинстве своем они люди открытые и прямые, а их слова не расходятся с делом. Здесь не любят скрытых смыслов и пространных намеков и не приносят с собой на работу политику и посторонние проблемы. Возможность внутренней или внешней коррупции встречает непонимание, порой граничащее с наивностью. Как результат — очень чувствительное отношение к любому «личному интересу», если таковой вдруг обнаруживается. Это отражение всего уклада жизни в скандинавских странах, где фактически построен социализм и отношения в обществе прозрачны.

Планирование

 

Датчане очень организованные, поэтому изощренно планируют рабочее время. Руководители и сотрудники крупных компаний расписывают свои календари надолго вперед, назначение регулярных встреч с горизонтом в один год — совсем не редкость. Иногда в этом «лесу» отмеченных флажками дат сложно найти время для решения периодически возникающих срочных вопросов. И к этому нужно быть готовым. Культура планирования переходит и на частную жизнь: встречи с друзьями и близкими тоже расписаны надолго вперед. Видимо, это относится и к другим скандинавским странам. Например, практически во всем регионе многие компании устраивают Christmas party 1 декабря, несмотря на то что Christmas Eve приходится на 24 декабря. Так происходит потому, что на дни с 1-го по 24-е у сотрудников запланированы встречи с друзьями и членами семьи.

Отсутствие иерархии

Еще одна особенность датских компаний и общества в целом — отсутствие выраженной иерархии между персонами разного уровня. Вертикаль власти здесь порой прослеживается с трудом, а статусный барьер между руководством и рядовым персоналом часто отсутствует вообще. Например, в самом начале своей работы с датчанами я принимал участие в подготовке встречи датского руководства с российским послом. В тот момент CEO был Йорген Клаузен, один из сыновей основателя компании, что в российской корпоративной культуре фактически равносильно небожителю. Мы ждали машину посла, когда Йорген Клаузен подошел ко мне, пожал руку и сказал «Дау» (неформальный вариант приветствия в этой части Дании). При этом в его поведении и манере общения напрочь отсутствовали какие-либо признаки статуса.

С такой простотой и непосредственностью в общении вы сталкиваетесь в Дании повсеместно. Здесь непопулярны самореклама и демонстрация превосходства, а порой даже и явное лидерское поведение. Обратной стороной медали иногда становится недостаток лидеров на средних и низовых уровнях менеджмента компаний. Естественно, приспосабливаться приходится и датчанам в России. Например, им сложно привыкнуть к довольно жестким требованиям российских надзорных инстанций и к тому, что нередко даже за небольшие нарушения могут последовать достаточно серьезные взыскания. Все это влияет на бизнес-климат на российском рынке и вкупе с особенностями формирования спроса объясняет длительную адаптацию.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+