К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Иллюзия развития: чем опасны тренинги личностного роста

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Последние 20 лет в России популярны тренинги личностного роста. Как измерить их эффективность?

Тренинги зародились в 1950-х годах в США и начинались со встреч групп анонимных алкоголиков и невротиков. Принципы проведения тренингов личностного роста были заложены при работе с зависимыми и эмоционально неустойчивыми людьми. Первые успехи в группах стали привлекать большее число участников, и со временем тренинги стали популярны среди широких слоев общества.

Разновидностей тренингов личностного роста очень много, хотя общепризнанной классификации нет, а критерии результативности часто размыты. Например, тренеры обещают повысить самооценку, раскрепостить, развить харизму и так далее. Объективно оценить тренинг по этим критериям невозможно, а эмоциональный всплеск от заданий только создает дополнительные трудности. Качество тренинга могут показать только реальные изменений жизни в лучшую сторону.

Большинство программ разрабатываются под среднестатистического человека, который, по мнению основоположника менеджмента Фредерика Тейлора, глуп, ленив и жаден. Быстрый результат при минимальных усилиях - то, что нужно для целевого клиента. Развиваться каждый день сложная задача, а вот потратить пять дней в году вполне по силам. Секретные знания, которые можно получить только на тренинге, еще больше подогревают интерес. Врачи экономически не заинтересованы в полном выздоровлении пациента, а тренеры в эффективном развитии клиента.

 

После привлечения клиента, его необходимо удержать. Самый простой способ – создать эмоциональную зависимость от тренера или группы. Для этого используются следующие методы:

1. Эмоциональная раскачка. Участника тренинга всеми силами стараются столкнуть в эмоциональную яму при помощи воспоминаний самых тяжелых ситуаций в жизни. Задача упрощается, если удалось довести до слез. После того как участник коснулся эмоционального дна, тренер сообщает ему, что он супер, молодец и может все. Потом опять в яму и на вершину. От таких эмоциональных качелей человек испытывает невероятную эйфорию и подъем сил.

 

2. Движение сквозь страх. Участника тренинга просят выполнить максимально дискомфортное задание. Например, просить милостыню, взять еду у случайных людей в кафе т.д. У среднестатистического человека подобные задания вызовут сильнейший страх, который может достигать по своей интенсивности страха смерти. В таких стрессовых ситуациях организм считает, что существует реальная угроза жизни и, чтобы снизить риск болевого шока, вырабатываются обезболивающие вещества, в том числе эндорфины. Критическая ситуация проходит, организм цел и невредим. Эндорфины связываются с опиоидными рецепторами, и человек испытывает фантастические эмоции. По этой же причине люди подсаживаются на экстремальные виды спорта, поэтому правильнее называть их не адреналиновыми наркоманами, а эндорфиновыми.

3. Ослабление центра критики. Тренинги обычно проводятся в течение нескольких дней с утра до вечера. Участники весь день выполняют задание тренера. Со временем организм устает, центр критики постепенно отключается, тренер получает доступ к подсознанию участников, куда направляет психологические установки. А вот что именно будет заложено в голову участников, решает сам тренер.

После тренинга человек ощущает эйфорию и колоссальный прилив сил. Но постепенно запал проходит, повседневные дела накрывают с головой. В обычной жизни ярких, зажигательных событий не так много. Подсознание требует эмоций и постепенно человек подсаживается на безрезультатные, но эмоциональные тренинги, и завлекает свое окружение туда же. Решить свои проблемы по итогам тренинга удается единицам, для остальных в лучшем случае ничего не поменяется. Но будут и те, чья психика пострадает — в результате эмоциональной раскачки и эндорфиновых манипуляций полезные программы подсознания будут скорректированы в деструктивную сторону, а вредные усугублены: появляются неврозы, депрессия, панические расстройства.

 

Часто в рекламе тренингов заявляют об избавлении от фобий - это обман. Рассмотрим, как устраняет фобию психотерапевт, который просит клиента подумать о проблеме, выявляет неприятное чувство в теле. Он находит критический инцидент в прошлом (например, при полете 20 лет назад самолет попал в зону турбулентности), ставший источником проблемы и выявляет, каких эмоциональных ресурсов не хватает. Далее перерабатывается критический инцидент, устраняется это неприятное чувство, интегрируются эмоциональные ресурсы и фобия исчезает. На тренингах первичные критические инциденты не перерабатываются, а без этого полностью избавиться от тревоги и страха сложно.

К тренингам, где размыты критерии результативности, а эмоциональная составляющая доминирует над смысловой, стоит отнестись с осторожностью. В Японии для совершенствования деятельности компании применяют концепции: Kaizen и Kairyo. Первая фокусируется на непрерывном ежедневном улучшении с минимальными затратами. Вторая - на глобальном краткосрочном улучшении с существенными затратами. Практика показывает, что в конкурентной борьбе доминируют компании, делающие основной упор на первый подход (Kaizen), например, автомобилестроительная корпорация Toyota. В реальной жизни все точно так же — помните, невозможно при помощи тренингов кардинально перестроить свою жизнь, тогда как непрерывная работа над собой способна привести к нужному результату.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+