К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Штраф и выгода: подводные камни перехода на онлайн-кассы

Фото Kirsty Wigglesworth / AP / TASS
Фото Kirsty Wigglesworth / AP / TASS
С 31 марта онлайн-кассы станут обязательными для «пивной» розницы. Остальным надо успеть подготовиться до 1 июля 2017 года

17 млн электронных чеков, успешно переданных в ходе прошедшего несколько лет назад эксперимента с облачными кассами, укрепили налоговиков в решении внедрить их повсеместно. С 1 февраля 2017 года поставить на учет можно только кассы нового образца. С 31 марта применять онлайн-кассы обязана все розничные магазины и ларьки, где продаются слабоалкогольные напитки. А к 1 июля 2017 года должны быть обновлены все кассовые аппараты в стране.

Иными словами, c 1 июля 2017 года любые расчеты наличными и банковскими картами можно вести только через онлайн-кассы, которые оснащены фискальными накопителями и способны передавать данные налоговикам. Модернизация системы кассовых расчетов затрагивает практически все сферы: розничную торговлю, общепит, фармацевтику, туризм, медицинские услуги. Не сделали исключения и для интернет-магазинов: они обязаны применять ККТ (контрольно-кассовая техника. - Forbes) и направлять чеки покупателям даже при расчетах через платежные системы, например,  Webmoney, Qiwi или  Яндекс-деньги.

Отсрочку на год, до 1 июля 2018 года, получили лишь вендинговые компании, индивидуальные предприниматели на «вмененке» и на патенте, а также те, кто оказывает бытовые услуги населению. С этой же даты обязаны обзавестись новыми кассами организации, которые сейчас применяют бланки строгой отчетности (к примеру, продают авиа- и железнодорожные билеты).

 

Бизнес пугают расходы, но предприниматели, похоже, смирились с неизбежным. Другое дело, что из тех, кто обязан работать по-новому, пока полностью готовы к работе по новым требованиям не более 10%. Причем на долю малого и среднего бизнеса приходится не более 4%. Что же они должны сделать?

Прежде всего, иметь онлайн-кассу, соответствующую новым требованиям Закона № 54-ФЗ.

 

Она должна:

  • быть оборудована фискальным накопителем (вместо ЭКЛЗ);
  • иметь возможность подключения к интернету;
  • отправлять информацию о расчетах с покупателями оператору фискальных данных для последующей передачи в налоговую инспекцию,
  • печатать чеки с детальными реквизитами (наименование товаров или услуг и выполненных работ, ставка и сумма НДС и другие);
  • печатать QR-код на чеке для поиска документа покупателем через мобильное приложение «Проверка чеков», выпущенное ФНС.

Как адаптируется бизнес

Как только в сентябре 2016 года в реестре ФНС появились первые операторы фискальных данных, активизировались крупные ретейлеры. Несмотря на то что им приходится перестраивать отлаженные бизнес-процессы, справляются они довольно успешно. Так, в группе «Дикси» уверены, что закончат переход на онлайн-кассы к 1 июля. Сибирская сеть «Мария Ра» провела пилотный проект в ноябре прошлого года и теперь по накатанной схеме ежемесячно переводит в онлайн 400-500 касс.

 

Малый бизнес в силу обычной инертности и недостатка информации осознал необходимость перемен ближе к декабрю 2016 года, поэтому сейчас переходит к онлайн-кассам ускоренными темпами. Но из-за дефицита оборудования (на рынке сейчас около 20% от необходимого) компаниям иной раз приходится заключать договоры отсрочкой на полтора-два месяца. На учете в ФНС уже числится около 60 000 кассовых аппаратов, соответствующих новым требованиям. Общее же количество кассовых аппаратов в стране — около 2 млн штук.

Ощущается острая нехватка комплектов для модернизации касс и фискальных накопителей.  Цены на них недобросовестные продавцы уже взвинтили в полтора-два раза от изначальных 6000 рублей. Так, торговая сеть «Красный Яр» (Красноярский край) планировала модернизировать по 100 касс в месяц, но из-за дефицита пока оснастила новой техникой только 6 торговых точек. Фискальные накопители подорожали в регионе до 10 000 рублей и покупать их по старой цене в 6000-7000 рублей ретейлеру удается только благодаря большому объему закупок.

Малому бизнесу рассчитывать на скидки не приходится. И главным остается финансовый вопрос.  По самым скромным подсчетам, чтобы соответствовать требованиям закона, придется потратить 35 000-40 000 рублей.

За новую кассу и подключение к оператору фискальных данных Светлана, хозяйка маленького пивного магазина из Северска, Челябинской области, уже заплатила 35 000 рублей. В месяц магазину удается заработать 20 000-30 000 рублей, чтобы купить оборудование ей пришлось влезть в долги и взять кредит. «Новые правила сложны и обременительны, — делится Светлана — Мы привыкли к простым кассам, если в новом оборудовании случится сбой, работа встанет. Сейчас интернет у нас от провайдера телефонной связи, но если и здесь начнутся проблемы, то придется проводить интернет в магазин, прокладывать отдельный кабель. Очень надеемся, что государство не обманет с вычетом».

Санкции за работу без онлайн-кассы

 

Штрафы за применение касс старого образца введены с 1 февраля 2017 года. Должностным лицам и предпринимателям грозит штраф от 1500 до 3000 рублей. Организациям, вовремя не сменившим технику, — от 5000 до 10 000. Если покупка оплачена в обход кассы, размер санкции зависит от суммы такой покупки. Для должностных лиц — от ¼ до ½ суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей. Для юридических лиц — от ¾ до 1, но не менее 30 000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). За чек, не отправленный в электронной форме, контролеры могут оштрафовать ИП или должностное лицо организации на 2 000 рублей. Для организаций штраф составляет 10 000 рублей.

Будут ли налоговики ограничиваться предупреждениями в течение какого-то условного переходного периода или сразу начнут штрафовать, сказать сложно. В устных разъяснениях контролеры настаивают на выполнении закона «здесь и сейчас». Цель государства прозрачна – вывести из тени обороты торговли. Правительство планирует дополнительно получать в бюджет до 200 млрд рублей ежегодно, поэтому рассчитывать на снисходительность не стоит.

Утешением малому бизнесу могут послужить очевидные выгоды от онлайн-касс, пусть даже отложенные, как всегда бывает при автоматизации. Кассу можно зарегистрировать самостоятельно через сайт ФНС, обойтись без визита в инспекцию. Менять фискальный накопитель достаточно раз в три года. Заметно снизится объем документооборота, прежде необходимого при работе с ККТ. Если чек потеряется, то подтверждение операции всегда имеется в электронном виде.

Товароучетные системы помогут не только печатать номенклатуру товаров в чеке – это одно из требований закона – но и контролировать остатки, и своевременно заказывать новый товар.  В сервисах операторов фискальных данных имеются новые инструменты для анализа. Например, онлайн-мониторинг поступлений и возврата товаров в целом по организации, по всем ее торговым точкам и кассам.

 

Насколько все вышеописанное сможет компенсировать расходы на внедрение онлайн-касс, покажет будущее.

Читать также: Кассовый разрыв: кто монополизировал рынок оборудования для онлайн-касс

Читать также: Фискальное облако на пальцах: мечты и реальность онлайн-касс

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+