К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цена ошибки: четыре признака мнимого лидера

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Мнимый лидер может быть харизматичнее и обаятельнее истинного, но он дорого обойдется вашей компании

Однажды я взял на работу яркого, харизматичного лидера на позицию тoп–менеджера. Я был уверен, что сделал отличный выбор, но, к сожалению, я принял мнимого лидера за истинного. Он был увлечен продажей своих достижений, рассказывал об успехах, сделках и переговорах, как об уже случившихся фактах. В результате мы упустили ряд бизнес-возможностей и проиграли несколько тендеров, так как подготовка к ним была очень поверхностной. Воздушные замки, которые мнимый лидер строил, но не планировал воплощать в жизнь, привели к тому, что нам пришлось восстанавливать пошатнувшиеся отношения с клиентами, которые были недовольны пустословием. Спустя время мы поняли, кто перед нами, но к этому моменту команда уже потеряла доверие к самой позиции, которую занимал мнимый лидер в компании.

Этот опыт позволил мне четко сформулировать разницу между истинным и мнимым лидером, осознать, как дорого может обойтись такая ошибка, и сформировать понимание, как избежать попадания мнимых лидеров в команду. Для меня лидер — это человек, осознанно отдающий свою энергию на благо компании, его интерес к людям, событиям и задачам нарастает вместе с жизненным опытом, а не угасает. Уметь отличать мнимого лидера от истинного важно: внешняя грань почти неуловима, а цена ошибки может оказаться велика. Основная обманка мнимого лидера в том, что он, возможно, будет даже более харизматичным, обаятельным и вовлекающим, чем лидер настоящий. И все-таки такие люди обладают рядом черт, которые их выдают при более пристальном рассмотрении.

Личные амбиции важнее результата

 

Во-первых, мнимые лидеры на самом деле не готовы брать на себя ответственность. Они не нацелены на результат, ими движут большие амбиции. Самое интересное, что такие люди уверены в том, что со всем справятся. Они транслируют эту уверенность вовне, часто не имея никакого злого умысла, и вызывают у окружающих естественное доверие.

Постоянная работа на свой имидж

 

Настоящему лидеру нет нужды осознанно поддерживать харизму — она естественная. Мнимый всегда будет осознанно или подсознательно нацелен на собственное позиционирование, формирование желаемого восприятия его другими людьми, проговаривание своих заслуг. При этом цели у таких лидеров разойдутся. У истинного они будут созидательными, у мнимого — направленными на собственную выгоду.

Режим экономии энергии

Энергию мнимые и истинные лидеры тоже тратят по-разному. Лидер настоящий будет распределять свою энергию, заботясь о ее восполняемости. Так как его цель долгосрочна, ему нужно будет пронести ее через долгий период, много и часто отдавая. У мнимого лидера процесс энергопотребления и энергосбережения направлен в первую очередь на себя. Он ставит себе задачу получать желаемое при минимальных моральных и физических затратах и «лишнего» не отдаст.

 

Отсутствие системы и процесс ради процесса

У мнимого лидера нет продуманной системы подходов к выполнению рабочих задач. Ему нужно быть рупором, добиваться признания и чувствовать свое влияние. Он не нацелен на результат, поэтому таким вещам, как контроль, делегирование, описание системного подхода и его внедрение, он не будет уделять достаточно внимания.  Но видимость активной деятельности будет создавать всегда.

Истинный лидер, наоборот, стремится держать важные операционные задачи в фокусе своего внимания, поскольку его стратегическая цель — достижение результата вместе с командой, и процесс ради процесса в его системе ценностей не котируется. Лидеры зачастую не любят углубляться в детали, но истинный будет стараться создать систему, в которой за каждый участок будут отвечать компетентные люди. Ему важно быть уверенным, что система работает и компания идет от одной общей цели к другой. Именно на возможности вести за собой слаженную команду будет фокусироваться истинный лидер.  Лидера же мнимого больше волнует внешняя сторона процесса и его PR-составляющая.

Как не ошибиться?

Есть методики ведения интервью, которые позволяют определять лидерские качества. В первую очередь это заранее подготовленные открытые вопросы, запрашивающие цифры и примеры. Стоит потратить время и углубиться, а позже собрать рекомендации, подтверждающие то, что человек рассказал в ходе интервью. Важно помнить, что рекомендации нужны не от тех людей, которых назвал кандидат на интервью, а от независимых. Проанализируйте профессиональный опыт кандидата с точки зрения конкретных достигнутых им результатов, выполненных проектов, выстроенных систем взаимодействия в командах, которыми он управлял. Вся эта информация скажет вам о человеке гораздо больше, чем его умение красиво себя преподнести. Потратьте время и усилия — сведите риски к минимуму. Главное — не очаровываться сразу, а прислушиваться к своей бизнес-интуиции и тщательно проверять предоставленную информацию.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+