К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет

10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет
Молодые бизнесмены, которые меняют российский рынок здравоохранения, производят растительное мясо, создают сервисы доставки полезной еды, выращивают овощи и салаты с помощью искусственного интеллекта и производят здоровый попкорн, — во втором рейтинге молодых и перспективных Forbes

Forbes обнародовал список из 100 номинантов в рейтинг самых перспективных россиян до 30 лет. Определение номинантов в категорию «Предприниматели» вновь получилось особенно сложным — сказался кризисный фон в экономике. Итоговый выбор топ-10 отражает специфику карантинного периода: среди претендентов предприниматели, которые развивают сервисы в сфере фудтеха, доставки и производства продуктов питания и других онлайн-услуг. Бизнес в большинстве других сфер переживает период турбулентности. Впрочем, проблемы конкурентов не преуменьшают заслуг кандидатов в «30 до 30» — все эти предприниматели являются лидерами или первопроходцами в своих — как правило, передовых — индустриях. Подробнее о десятке самых перспективных молодых бизнесменов России по версии Forbes — в галерее.

Рейтинг самых перспективных россиян до 30 лет. 100 номинантов

Александр Ожельский, 19
DR

Александр Ожельский, 19

Первые деньги. Свои первые деньги сын миллиардера заработал еще в школе: сбегая на перемену до звонка, он скупал завтраки и перепродавал их старшеклассникам, которые не хотели стоять в очереди. Затем ему пришла идея продавать старшеклассникам алкоголь с большой наценкой. Заработанные деньги Саша закапывал во дворе дома.

Образование. Александр Фридман несколько лет проучился в британской школе Seven Oaks, и планирует продолжить образование в Нью-Йорке, в школе бизнеса Штерна.
Бизнес. Несмотря на папу миллиардера, Фридман-младший не сидит на месте. В 18 лет он вместе с друзьями — Денисом Антоновым и Михаилом Фридманом (тезкой отца), создал компанию AFF Hookah, поставляет паровые коктейли в ресторан Sixty. До этого у друзей было booking-агентство Artist-Bank, которое устраивает вечеринки для детей богатых родителей. А в конце 2019 года Александр с партнерами занялся поставками жвачки Love Is…, средства от похмелья Morning Care, йогуртов Venn's и лимонадов «Вкус Года» в магазины сетей X5 Retail Group, «Магнит» и «Дикси». В созданной для этого компании SF Development сыну миллиардера принадлежит 50%.

Георгий Железный, Юлия Марсель, Артем Пономарев, 29, 25, 28
DR

Георгий Железный, Юлия Марсель, Артем Пономарев, 29, 25, 28

Бэкграунд. Любовь к «зеленым» технологиям у Артема Пономарева и Юлии Марсель родилась в 2016 году, когда они вместе поехали учиться на юристов в Лейденский университет в Нидерландах. Там оба настолько прониклись культурой сортировки мусора, передвижением на велосипедах и органической пищей, что после окончания магистратуры в 2017 году переехали в город Малоярославец в Калужской области.

История развития. В Малоярославце у отца Пономарева был свой завод «Партнер-М» по глубокой переработке растительных белков. На базе этого производства Артем и Юлия вместе с несколькими технологами путем проб и ошибок вывели состав «мяса», максимально похожего на реальное, но из переработанных растительных продуктов — сои, пшеницы и гороха. В начале 2018 года к составу владельцев Greenwise присоединился Георгий Железный, выпускник Финуниверситета с опытом работы в сфере FMCG, который помог с разработкой стратегии выхода на рынок.

Объем бизнеса и перспективы. Чтобы обратить внимание на инновационный продукт и получить фидбек от потенциальных клиентов, партнеры год ездили по международным пищевым выставкам. Встать на полки крупных сетей помогла слава знаменитых западных аналогов — брендов искусственного мясо Beyond Meat (в который вложились Билл Гейтс и Леонардо ди Каприо), Impossible Foods и Memphis Meats (основной инвестор — Ричард Брэнсон), а также резиденство в немецком стартап-инкубаторе ProVeg.

Продажи Greenwise за 4 квартал 2019 составили 3,3 млн рублей, за 1 квартал 2020-го — 6,5 млн. Сейчас искусственное мясо под этим брендом можно найти в X5 Retail Group, «ВкусВилле», «Азбуке Вкуса», «Джаганнате» и в магазинах других крупных ретейлеров.

Михаил Беляндинов и Марк Саневич, по 26
DR

Михаил Беляндинов и Марк Саневич, по 26

Старт бизнеса. Марк Саневич и Михаил Беляндинов познакомились во время учебы на факультете фундаментальной медицины МГУ. Совместный бизнес однокашники задумали после третьего курса, когда закончилась интенсивная теоретическая программа и началась практика в больницах. Студенты-медики обсудили планы на будущее на одной из вечеринок.

Поиск идеи. Проект решили запустить на стыке медицины и IT. Полгода искали идею, смотрели, что есть в американском Apple Store. Сначала Саневич с Беляндиновым пытались сделать сервис онлайн-записи к врачам. Программировать сайт позвали студента Физтеха и однокурсника Саневича — Филиппа Кузнецова. Но идея не взлетела.  Тогда в 2015 году Марк и Михаил решили попробовать делать цифровой ДМС. Сегодня основной продукт BestDoctor — это  технологичный ДМС для компаний с системой по управлению здоровьем сотрудников.

Первый офис: Денег на офис у партнеров не было. На помощь пришел дедушка Беляндинова. Он работал охранником на заводе и выделил внуку с другом служебную комнату.

Инвесторы: Первым инвестором стартапа в 2017 году стал фонд AddVenture, который вложил 32 млн рублей. В 2018 году BestDoctor привлек раунд посерьезнее  — $3 млн от группы инвесторов. Лид-инвесторами выступили международный венчурный фонд Target Global под управлением Александра Фролова и Михаила Лобанова и фонд AddVenture.

Даниэль Гальпер, 26
DR

Даниэль Гальпер, 26

Начало. Даниэль Гальпер заинтересовался бизнесом в 19 лет, а к 26 годам успел попробовать себя в разных сферах и даже привлек инвестиции в несколько проектов. Одним из первых стартапов был онлайн-сервис для подбора мужской одежды, в который венчурный фонд iDealMachine инвестировал $20 000. Среднемесячный оборот сервиса достигал 500 000 рублей.

Партнеры. С будущим партнером по Grow Food Павлом Паскарем Гальпер познакомился через инвесторов. Однажды вечером, сидя в баре, приятели придумали сервис по доставке здоровой еды. Оба они занимались спортом и следили за питанием, но готовить не любили. Уже на следующий день была готова первая коробка Grow Food. На старте сооснователи вложили 100 000 рублей в запуск компании: сами развозили заказы, просили друзей помочь, а продвигались по CPA-системе через Instagram-блогеров. Гальперу тогда был 21 год.

Цифра. Сейчас у Grow Food $9 млн инвестиций, сервис производит 24 млн коробок в год. Гальпер рассчитывает по итогам 2020 года нарастить оборот до 2,2 млрд. В 2019 году оборот составил 890 млн рублей.

Кирилл Родин, 27
Даниил Примак для Forbes

Кирилл Родин, 27

Бэкграунд. Сооснователь сервиса доставки еды «Кухня на районе» Кирилл Родин до 14 лет профессионально занимался бальными танцами: был двукратным чемпионом Москвы, финалистом чемпионата России, полуфиналистом чемпионата мира. Но в период переходного возраста пережил «бунт против всего» и бросил танцы. В качестве воспитательной меры отец отправил его в Военно-технический университет в Балашихе. В 2012 году Кирилл отчислился и пошел ремонтировать квартиры и балконы. А в 2014-м резко сменил род занятий: устроился в SMM тогда еще начинающего «Рокетбанка».  В «банке для хипстеров» Родин провел пять лет: дорос сначала до главы SMM, потом стал руководить всем маркетингом компании. В 2015 году «Рокетбанк» купило «Открытие» (основатели Алексей Колесников, Олег Козырев и Михаил Провизион продали доли, но остались в качестве управленцев), а еще через три года, после объявления санации «Открытия», его перекупила группа Qiwi.

Новый этап. В 2019-м основатели Колесников и Козырев совсем ушли из проекта — развивать еще в 2017-м запущенную по модели dark kitchen «Кухню на районе», которая выросла из самописного приложения для заказа еды внутри офиса «Рокетбанка». Позже к ним присоединился нынешний гендиректор проекта Антон Лозин. Родин оставался руководить маркетингом в «Рокете» до 2019 года, но параллельно исполнял роль сооснователя и в «Кухне» (за это в компании его в шутку называют «квази-фаундером»). В феврале 2019-го полностью перешел в стартап — отвечать за маркетинг.

Бизнес-модель. «Кухня на районе» — это сервис доставки еды собственного приготовления в радиусе 2 км. У проекта нет ресторанных залов, только цеха готовки, разбросанные по разным районам города, и курьеры, которые передвигаются пешком или на велосипедах. За счет этого удается сократить время доставки до 15-30 минут (что в среднем быстрее, чем у агрегаторов), отказаться от издержек на содержание залов, снизить розничные цены и одновременно увеличить маржинальность, уверяют основатели.

Достижения. За два с лишним года работы «Кухня на районе» сумела привлечь несколько миллионов долларов инвестиций, в том числе от сооснователя Qiwi Сергея Солонина и группы компаний ПИК Сергея Гордеева, довести годовую выручку до 800 с лишним миллионов рублей, открыть 27 кухонь, несколько из которых уже приносят операционную прибыль. В ближайший год-два основатели надеются выйти за рубеж, начав с Лондона и Берлина, глобальная цель — достичь статуса «единорога» — стартапа с оценкой от $1 млрд. Родин сконцентрировался на экологической стороне проекта — предложил и реализовал программу переработки остающегося после доставки пластика. Посуду и приборы можно отдать обратно курьеру, доплатив за услугу 9 рублей.

Дарья Мингалиева, 30
DR

Дарья Мингалиева, 30

Образование. Соосновательница одного из немногих российских стартапов, покоривших глобальный рынок, Дарья Мингалиева училась в Московском государственном университете печати. С третьего курса начала работать по специальности и за несколько лет успела побывать арт-директором в крупных рекламных компаниях Grape, BBDO и Leo Burnett.

Идея. В 2014 году Мингалиева оставила карьеру ради участия в новом стартапе — создании компактного беспроводного проектора в форме кубика, который позволял смотреть советские диафильмы и цифровые мультики. Автор идеи Михаил Буховцев обратился к Дарье за консультацией, они проговорили 7 часов и решили строить бизнес вместе.

Бизнес. За прошедшие три года стартап привлек $10 млн инвестиций от группы институциональных инвесторов: Фонд Развития Интернет Инициатив, Российско-Белорусский Фонд венчурных инвестиций, Дальневосточный фонд высоких технологий и нескольких частных инвесторов.  Компания вышла на рынок США — там аналогов советских диафильмов не было, и идею восприняли на «ура». С момента старта продаж Сinemood реализовал 60 000 кубиков в 147 странах мира. В 2019 году оборот стартапа достиг $10 млн.

Артем Большаков, 29
Олег Яковлев для Forbes

Артем Большаков, 29

Бэкграунд. Артем Большаков — сын Аркадия Большакова, учредителя «Золоторудной компании «Павлик» и президента инвестиционной компании «Арлан». После школы Большаков поступил в Финансовую академию при правительстве России, во время учебы проходил практику в консалтинге Ernst & Young. После выпуска из академии Артем продолжил учебу в бостонском Brandeis University.

Первый успех. С будущим партнером по бизнесу Александром Черняком, сыном украинского мультимиллионера Евгения Черняка, Большаков познакомился в спортзале в Бостоне. Вернувшись после учебы в Россию, Большаков вместе с основателем дискаунтера одежды KupiVIP Оскаром Хартманном и еще несколькими партнерами запустил аукцион подержанных автомобилей CarPrice. Чуть позже к команде присоединился и Черняк. Выручка сервиса доросла до 14 млрд рублей, операционное управление передали команде менеджеров.

Новый стартап. Тогда Большаков и Черняк решили развивать новый проект — продажу подержанных телефонов по аналогии с автомобилями. Сооснователи решили не соединять частных покупателей и продавцов, а продвигать услугу трейд-ин в салонах мобильной связи. Владелец подержанного телефона может прийти в точку продаж МТС, «МегаФона», «Связного» и других сетей и отдать старый телефон в обмен на скидку на новый. Размер скидки покрывает SmartPrice, который затем выкупает у салонов сданные мобильники, ремонтирует их и продает конечному потребителю на собственном сайте.

Достижения. За два года работы SmartPrice привлек $5,25 млн инвестиций. Поменять телефон по программе трейд-ин можно в 10 500 салонах, выручка ООО «Мобитех», от имени которой работает сервис, за 2019 год составила более 600 млн рублей. Прошлым летом сервис вышел в плюс. Предприниматели запустили продажу подержанных телефонов под брендом SmartPrice в онлайне (например, на Ozon), а также вывели проект в Белоруссию и Казахстан.

Максим Чижов, 30
DR

Максим Чижов, 30

Бэкграунд: Чижов — выпускник факультета прикладной информатики в экономике МПСИ. До того, как Максим стал предпринимателем, он пять лет проработал в системном интеграторе КРОК. А когда уволился, занялся медицинскими VR-проектами для реабилитации больных после инсультов. С партнерами по IFarm — Александром Лысковским и Константином Ульяновым — познакомился в 2017 году во время работы над совместными проектами в сфере разработки и IT.

Бизнес-идея: Изначально идея выращивать овощи и салат в вертикальных фермах с помощью искусственного интеллекта принадлежала Лысковскому. Чижов увидел пост Александра в Facebook о том, что тот хочет «выращивать вкусные овощи в Новосибирске», и решил вложиться в проект.

Роль в компании: В iFarm Чижов является директором по развитию. За время работы стартап привлек более $1 млн инвестиций, в том числе от американского фонда с российскими корнями Gagarin Capital. В 2019 году iFarm вошел в TOP500 FoodTech стартапов планеты. У Чижова масштабные планы — к 2026 году он рассчитывает расширить географию проекта, привлечь клиентов по всему миру, которые с помощью технологий iFarm смогут произвести более 3 960 000 кг зелени и овощей.

Алиса Басырова, 27
DR

Алиса Басырова, 27

Карьера. Выпускница МГИМО и финалистка телеолимпиады «Умники и умницы» Алиса Басырова променяла карьеру в McKinsey на собственный стартап по производству здорового попкорна. За год работы в McKinsey девушка успела довести до реализации проект, связанный с агропромышленностью, который привлек 5 млрд рублей инвестиций и функционирует до сих пор. В ходе работы над ним Алиса познакомилась с темой функционального (правильного с точки зрения нутрициологии) питания, и решила запустить собственный бизнес — производство здорового попкорна.

Стартап. Алиса просчитала потенциал рынка и решила стартовать — в одиночку, вложив в стартап 1 млн рублей. Название для компании — Holy Corn — она придумала во время десятидневного курса випассаны (молчаливой медитации), который решила пройти перед запуском бизнеса.

Производство. Рецепты зожного попкорна 23-летняя Алиса тестировала на собственной кухне. Несколько месяцев потратила на консультации с технологом, переговоры с поставщиками и регистрацию торговой марки за рубежом (бизнес сразу позиционировался как глобальный). Запустить производство удалось в 2017 году на заводе в Дмитрове. В составе — только кукуруза, кокосовое масло и натуральные добавки (например, черный перец или какао), в одной пачке около 100 килокалорий.

Результат. За три года к команде Holy Corn присоединились сотрудники с опытом работы в Mars, Pepsi, McKinsey, Яндекс и Unilever. В 2019-м Holy Corn заключил контракт на коллаборацию с артисткой Black Star Клавой Кока и онлайн-кинотеатром Оkko (Rambler). Попкорн продается в 15 000 розничных точек в России («Перекресток», «Карусель», «Пятерочка», «Магнит», «Дикси», Metro, О'кей, «Ашан») и СНГ, сейчас стартуют поставки в Европу, Китай и США. В 2020 году компания продает до 500 000 пачек попкорна в месяц, годовой оборот вырос до $1 млн.

Игорь Коропов, 30
DR

Игорь Коропов, 30

Бэкграунд. До того, как запустить образовательный стартап, Игорь Коропов вместе с другом Дмитрием Крутовым владел маркетинговым агентством Mokselle. В 2015 году партнеры столкнулись с проблемой: бизнесу не хватало квалифицированных диджитал-специалистов. Хантить их на полную занятость было дорого, и они решили растить кадры внутри компании.

Суть идеи. Поначалу образовательный проект существовала в виде подразделения в Mokselle, где сотрудники могли обучаться цифровым специальностям на конкретных кейсах от партнеров агентства, получая представление об актуальных задачах рынка. В 2016-м проект выделился в отдельную компанию Skillbox.

Объем бизнеса и перспективы. За 4 года из двух курсов по веб-дизайну и веб-разработке Skillbox вырос до 150 программ, на которых обучаются 40 000 студентов. Оборот проекта за 2018 год составил 340 млн рублей, в феврале 2019-го совладельцем Skillbox стала Mail.ru Group. В конце того же года корпорация нарастила свою долю в стартапе с 10% до 60,33%. По прогнозам основателей, к 2021 году выручка Skillbox достигнет 5 млрд рублей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+