В какой стране лучше начать бизнес? Советы сооснователя Qiwi Сергея Солонина
Forbes представляет второй материал в нашей новой постоянной рубрике «Вопрос по делу», в которой мы даем читателям возможность задавать вопросы самым влиятельным инвесторам и бизнесменам. Вопросы мы собирали через группу «Forbes. Идеи для бизнеса» в Facebook и по электронной почте success@forbes.ru.
Новый герой «Вопроса по делу» — Сергей Солонин, сооснователь одного из самых известных в России платежных сервисов Qiwi. Также Солонин вложил в ICO Telegram $17 млн личных средств, инвестировал в сервис «Кухня на районе» и ряд других стартапов. Он руководит ассоциацией «Финтех», учрежденной Центробанком, Сбербанком и ВТБ, а недавно вернулся из кругосветного путешествия, которое затеял, чтобы укрепить отношения с семьей.
Имя следующего героя «Вопроса по делу» мы назовем в самое ближайшее время, следите за обновлениями в наших группах в Facebook и «ВКонтакте», а также в Telegram–канале «Forbes. Идеи для бизнеса».
— Если ты молодой человек или девушка 25-35 лет, хорошо разобрался в своей профессии, знаешь иностранный язык и полон энергии заняться предпринимательством — в какой стране сегодня вы бы рекомендовали начать? (Владелец одной из российских технологических компаний, анонимно)
— В России. На Западе и в Азии все-таки другие инвестиционные механизмы, есть своя история и традиции. Да, у нас есть некоторые недоработки в регуляторике, но, насколько мне известно, инициативы по их решению тоже есть. А наш рынок относительно новый и возможностей здесь больше.
— Не знаю, вопрос ли это, но расскажу. Я разработал уникальную технологию строительства — могу строить в два раза дешевле и в десять раз быстрее, при этом намного более экологично, чем сегодня. Технологии допускают массовое тиражирование, а значит, можно создать очень большой проект. Но в России я не могу найти деньги — у меня с зарубежными фондами больше продвижения, чем здесь. Как найти разумного партнера? (Игорь Ставрулов, основатель стартапа на строительном рынке «Аматек»)
— Иди в фонды, а не на человека. Плюс работы с фондом в том, что они дадут реальную оценку твоему проекту, финансовой и бизнес-модели, а также назовут сумму инвестиций. В случае, если проект интересный, они помогут найти инвестора. С частными инвесторами сложнее, обычно там плотный график и смотреть бумажки нет времени. Так что дерзай. Фонд может оказаться отличным партнером.
— Расскажите, каким транспортом вы пользовались, когда делали кругосветку, — это было как положено, без перелетов? Как ваше отсутствие повлияло на бизнес? (Иван Алексеев, владелец барбершопов «СуперМен»)
— Мы пользовались разными видами транспорта, это были и обычные регулярные рейсы, и частные перелеты, особенно в те места, куда регулярка не летает. Если говорить о цене, то мы не особенно привередливы и брали, что дают. Посмотри мой инстаграм — дорогих яхт там точно нет.
Ну а Qiwi без меня сработали гораздо круче, чем со мной. Так что бизнес только вырос.
— Я индивидуальный предприниматель, продаю бытовую химию. Мой доход составляет всего $50 в день. Работаю с 9 утра до 11 вечера. Как развить бизнес до больших масштабов? Хочу зарабатывать $10 000 в месяц (Ринат Нугуманов, владелец малого бизнеса в сфере торговли)
— А что мешает зарабатывать такие деньги? Ответь себе честно на этот вопрос, там кроются твои барьеры. Работай с ними и стартуй как ракета.
— Были ли в вашем портфеле стартапы, в которые вы проинвестировали на уровне идеи, без выстроенных бизнес-процессов? Если да, то почему вы эту идею «купили»? (Василий Котик, руководитель одного из маркетинговых стартапов)
— Обычно я покупаю идею и команду. Я верю в людей, это 70% успеха бизнеса. Однако я не совсем «за» покупать только идею, должна все-таки быть работающая бизнес-модель с первыми клиентами. Тогда есть шанс на успех.
— Нет ли у вас желания вложиться в индустрию мужской красоты? (Иван Алексеев, владелец барбершопов «СуперМен»)
— Проект в сфере мужской красоты уже есть в задумке, но пока не могу об этом рассказать.
— Вы уже попрощались с деньгами, которые вложили в ICO Telegram? (Журналист, специализирующийся на телеком-рынке, анонимно)
— Я всегда прощаюсь с деньгами, когда инвестирую. Это предпринимательская и инвесторская сущность. Иначе можно и с ума сойти. Но конкретно про Telegram я говорить не могу. Проект непростой.