К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вражда в офисе: как с ней бороться?

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
В российских компаниях офисные ссоры встречаются заметно чаще, чем в западных. Исправление ситуации надо начинать с одного простого вопроса

Гоббс утверждал, что война — наиболее естественное состояние человека. Сегодня, по прошествии трехсот с лишним лет, хочется верить, что это не так и что Гоббс, вообще-то не самый оптимистичный и человеколюбивый философ, имел в виду нечто  иное. Хотя нельзя отрицать и того, что тотальная война против всех по-прежнему остается точным описанием внутреннего психологического состояния многих внешне вполне адекватных и дружелюбных людей. Об этом, собственно, я и хотел поговорить.

В бизнесе, когда ты общаешься с большим количеством людей, нередко находятся те, кто тебе не нравится. И почти всегда это отношение в итоге оказывается взаимным. Вообще такую эмоцию довольно сложно скрыть. Взять, к примеру, мимику и проксемику: многие люди, которым кажется, что они ничем и никак не выдают своего эмоционального отношения и идеально подбирают слова в диалоге с несимпатичным собеседником, нередко полностью демаскируют свое отношение невербально. Так или иначе, вражду не скроешь.

В результате обе стороны становятся участниками этих крайне непродуктивных эмоциональных отношений. Вы обмениваетесь колкостями в переписке, на совещаниях, отвлекаетесь от действительно важных дел на размышления об этой своей войне.  Разумеется, на это тратится огромное количество сил и времени, которые можно было бы использовать для работы.

 

Ни в коем случае не хочу обижать российские компании, но отмечу, что вражда как средство организации взаимоотношений отдельных сотрудников или подразделений в них встречается несколько чаще, чем в международных. До некоторой степени это связано с тем, что исторически у России было мало времени на разработку компромиссного мышления. Впрочем, это тема для отдельного поста. Что касается моего опыта боевых действий в офисе, то уже достаточно давно я отказался от такого видения, постаравшись извлечь из него максимум пользы. Каким образом?

Как только я замечаю, что испытываю неприязнь или антипатию к какому-либо сотруднику, коллеге, партнеру, я в первую очередь задаюсь вопросом о первопричинах такого моего отношения. Главное — ответить на этот вопрос максимально искренне, что подчас бывает непросто, ведь в основе любой враждебности лежит страх, а его преодоление — дело нелегкое. В итоге ответ, как правило, дает больше возможностей задуматься о себе, чем о потенциальном «враге». Часто оказывается, что критика, которая тебя раздражает, была справедливой и тебе действительно стоит что-то поменять в своем подходе к работе, приобрести новые знания или как-то иначе усовершенствовать себя.

 

Часто человек не нравится тебе просто потому, что он сильно отличается от тебя. Так, поклонник детального планирования может испытывать антипатию к неструктурированному творческому человеку, который делает все в последний момент и подходит к работе непоследовательно. Это тем более веская причина для работы над собой, поскольку общеизвестно, что именно разные типы взаимодополняющих специалистов необходимы для успешной работы над любым проектом. И таких примеров множество. Любой опытный HR-менеджер расскажет о том, зачем и почему в команде должны присутствовать различные типы игроков с различным национальным, возрастным и культурным бэкграундом, лучше меня.

Чтобы закончить тему, я хотел бы сказать о том, что эффективность работы, нормализация взаимоотношений в коллективе и личный психологический комфорт не единственные причины для того, чтобы прекратить вражду с кем бы то ни было. Есть еще одна, не менее важная причина, которую я мог бы назвать кармической. Мой опыт говорит, что если ты не готов поменять свое восприятие, то постоянно будешь сталкиваться с новыми и новыми «врагами». Сегодня ты избавился от одного, завтра придет другой. Причем если прошлый был твоим коллегой, новый может оказаться твоим начальником.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+