Безотчетные инвестиции: как ЦБ ограничит вложения в скрывающие отчетность компании
Банк России собирается обязать неквалифицированных инвесторов проходить тестирование перед покупкой бумаг эмитентов, которые раскрывают о себе недостаточно информации, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Регулятор также предлагает создать отдельный котировальный список для таких эмитентов, чтобы предупредить инвесторов о рисках, возникающих из-за нехватки сведений о таких компаниях.
По словам Набиуллиной, некоторые эмитенты под предлогом опасений из-за санкций могут скрывать в том числе агрегированную финансовую отчетность, без которой инвесторам сложно понять, во что они вкладывают деньги. Возрастают и риски инсайдерской торговли, добавила глава регулятора.
Прятки от санкций
Российские публичные компании резко сократили объем раскрытия информации в 2022 году. После начала «спецоперации»* на Украине для них возросли риски санкций, и в середине марта 2022 года правительство разрешило не раскрывать полностью или частично информацию, которую компании должны публиковать на основании законов «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», если она может нести санкционные риски для компании или ее руководства.
Эта мера была временной и перестала действовать с июля прошлого года, но инвесторы по-прежнему сталкиваются с проблемами нехватки информации об эмитентах. С 2023 года постановления правительства №1102 и №1173 позволяют компаниям, попавшим под санкции или рискующим попасть под них, не раскрывать часть информации, например, данные о контрагентах или о сделках с определенными странами. При этом они обязаны предоставлять баланс и финансовую отчетность.
Многие компании публикуют меньше информации, это возможно по действующему законодательству, признавал заместитель директора департамента корпоративных отношений ЦБ Андрей Зорин. Причем, по его словам, компании направляли много обращений в Банк России и Минфин с просьбой позволить скрывать еще больше данных.
Конкретные меры в отношении эмитентов, которые скрывают информацию, ранее уже предлагала глава ЦБ: Набиуллина допустила, что уровень листинга таких компаний на Мосбирже может быть понижен, ведь инвесторы воспринимают наличие бумаг в котировальном списке как знак качества актива. Более того, согласно правилам Мосбиржи, эмитенты из высшего котировального списка должны публиковать отчетность по МСФО за три предшествующих года.
По данным на апрель, полностью раскрывали отчетность не более 50% компаний из индекса Мосбиржи, оценивал независимый аналитик Андрей Бархота. По оценке Ассоциации владельцев облигаций (АВО), не публикуют часть финансовой отчетности, данные о руководителях, крупных сделках, а также важных событиях «сотни публичных компаний». Например, не полностью раскрываются такие эмитенты, как девелопер ПИК, производитель рыбы «Инарктика» и «Аэрофлот».
Чья проблема
От раскрытия отчетности уклоняются эмитенты, однако ограничения в связи с этим появятся для частных инвесторов. Банк России готовит соответствующий документ и хочет внести поправки в закон о рынке ценных бумаг. Поправки обяжут неквалифицированных инвесторов проходить дополнительное тестирование для покупки таких бумаг. Вступить в силу они могут в течение всего нескольких месяцев, рассказал начальник управления поведенческого надзора за субъектами рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций Банка России Петр Ломакин.
Ассоциация розничных инвесторов (АРИ) участвует в обсуждении этой инициативы, сообщает ее глава Илья Херсонцев: «Мы считаем, что такой подход поможет защитить права розничных инвесторов и сделать рынок более прозрачным, не допустить манипуляций на рынке». По его словам, идея маркировки заключается в том, чтобы стимулировать компании разобраться, действительно ли они хотят закрыть всю информацию или часть все-таки можно показывать публично инвесторам.
Член Совета другого объединения инвесторов — Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Алексей Пономарев скептически относится к этой инициативе. «После прохождения тестирования инвесторы не обретут дар ясновидения, не смогут узнать скрытую эмитентом информацию и адекватно оценить изменения в его финансово-хозяйственной деятельности», — говорит он. С его точки зрения, даже после теста в такой ситуации инвесторы станут ориентироваться на недостоверные «сигналы» в Telegram-каналах и в итоге могут стать жертвами манипуляций и обмана.
«По сути, тестирование — это способ перекладывания ответственности за возможные потери на самого инвестора», – подчеркивает Пономарев. Он указывает на то, что крупные институциональные инвесторы все равно могут получить полную информацию от эмитентов, заключив договор о неразглашении (NDA) с компанией, в результате чего возникает «колоссальная информационная асимметрия» и дискриминация частных инвесторов.
Какие альтернативы
АРИ поддерживает инициативу ЦБ, поскольку альтернативой является делистинг части компаний, недопуск новых выпусков ценных бумаг на рынок, а это принесет больше вреда, чем пользы, уверен Херсонцев. А Пономарев считает, что вместо тестирования можно было бы предоставлять доступ к акциям подобных компаний только квалифицированным инвесторам, а доступ к облигациям — всем, но при наличии у эмитента кредитного рейтинга не ниже А- от двух рейтинговых агентств.
«Указанная мера не касается тех эмитентов, которые без разрешений и вне рамок нормативных актов просто нарушают права инвесторов и «забывают» об обязанностях по раскрытию. В отношении таких нарушителей, мы надеемся, регуляторы займут жесткую позицию», — добавляет глава Херсонцев.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.