ФАС пригласила Минобороны и ФСБ к одобрению иностранных инвестиций
Федеральная антимонопольная служба предложила Минобороны и ФСБ участие в процессе одобрения иностранных инвестиций. Минобороны, ФСБ и профильные ведомства должны будут проинформировать ФАС о своей позиции по поводу необходимости одобрения инвестиционной сделки правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала проект поправок к положению о правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Служба предлагает Минобороны и ФСБ вместе с профильными ведомствами представлять в ФАС обоснования того, нуждается ли инвестиционная сделка в одобрении правкомиссией, обратил внимание РБК.
Документом предусматривается, что федеральные органы власти в области обороны и безопасности и другие ведомства будут получать запросы: следует ли о сделке проинформировать председателя правкомиссии и получить ее согласование. За 30 дней ведомства должны предоставить ответ, в котором будут учтены последствия сделки для той области, которую они курируют.
В июне ФАС решила усилить контроль над компаниями с иностранными инвестициями, которые занимаются стратегически важной для России деятельностью. Так, согласования со службой может потребовать, например, установление иностранного контроля над бизнесом, если его владелец получит второе гражданство или откажется от российского паспорта, сообщил РБК со ссылкой на разработанные ведомством поправки, внесенные в правительство. Поправки будут распространяться только на вновь возникающие отношения и не коснутся 95% инвестиций, осуществляемых в открытые сферы экономики, сказали в пресс-службе ФАС.
В службе добавили, что они затронут только сферы деятельности, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности государства (предприятия ОПК, недра, порты, добыча (вылов) водных биоресурсов и другие). Законопроект предлагает следующие нововведения:
- Если компания контролируется иностранным инвестором, для осуществления одного из стратегических видов деятельности (прописаны в 6-й статье 57-ФЗ) ей потребуется согласовать с ФАС получение лицензии, сертификата или другого разрешительного документа.
- Со службой необходимо будет согласовывать и установление иностранного контроля над стратегической компанией за счет смены гражданства российским бизнесменом, например, в результате получения второго гражданства или отказа от российского паспорта. Соответствующее ходатайство необходимо подать в течение трех месяцев после получения иностранного гражданства. Уведомлять ФАС о смене гражданства должны будут и владельцы 5% и более акций стратегической компании.
- Кроме того, согласования с ФАС потребуют сделки по предоставлению права на добычу российских водных ресурсов компании под контролем иностранного инвестора, если в результате сделки в одних руках будет сконцентрировано право на вылов более 35% общего допустимого улова соответствующего вида водных биологических ресурсов в границах рыбохозяйственного бассейна.
К признакам контроля над компанией, согласно документу, относится владение долей более чем 50% от количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставном капитале, а также косвенный контроль — через аффилированных лиц, акционерные соглашения и т.д. За невыполнение требований компаниям будет грозить аннулирование лицензий и разрешений на стратегические виды деятельности.
В марте секретарь генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак призвал национализировать активы компаний, которые объявили о закрытии производства в России, а премьер Михаил Мишустин позже заявил, что правительство предлагает ввести внешнее управление, если зарубежные собственники «необоснованно закроют компанию». Эту инициативу поддержал и Владимир Путин. Соответствующий законопроект внесли в Госдуму 12 апреля. В мае его приняли в первом чтении.
В проекте документа перечислен ряд условий, при которых на предприятии может быть введена внешняя администрация. Некоторые из них вызвали серьезные опасения у Российского союза промышленников и предпринимателей. Союз считает, что отдельные пункты из законопроекта могут привести к злоупотреблениям и хищениям, а также негативно повлиять на деловой климат в России.