Бизнес увидел риски в законопроекте о внешнем управлении в иностранных компаниях
Законопроект о внешнем управлении в иностранных компаниях может привести к злоупотреблениям и хищениям, предупредил бизнес. РСПП предложил не давать внешней администрации права запрашивать информацию, представляющую коммерческую или банковскую тайну, запретить торговать акциями компании, а также не вводить внешнее управление, если компания остановила работу по объективным экономическим причинам
Некоторые пункты законопроекта о введении внешней администрации в иностранных компаниях, которые объявили об уходе из России, могут привести к злоупотреблениям и хищениям, а также негативно повлиять на деловой климат в России, следует из письма Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) министру экономического развития Максиму Решетникову. Об этом пишет РБК, в распоряжении которого есть этот документ.
В обращении РСПП предложил несколько поправок:
• не позволять внешней администрации запрашивать данные, представляющие служебную, коммерческую или банковскую тайну организации и ее контрагентов. Иначе создаются риски утечки конфиденциальной информации;
• запретить внешней администрации участвовать в торгах по продаже акций подконтрольной компании, чтобы избежать конфликта интересов и злоупотреблений;
• наделить внешнюю администрацию полной ответственностью за ее действия. Сейчас законопроект предусматривает ответственность для внешней администрации только в случае умышленного нарушения законодательства или грубой неосторожности;
• конкретизировать виды товаров, которые должна производить компания, чтобы соответствовать критериям, по которым вводится внешнее управление;
• поднять планку по доле иностранного владения с 25% до 50%;
• исключить положение, которое позволяет вводить внешнюю администрацию без критерия «существенного значения» для экономики. Сейчас проект документа фактически допускает введение внешнего управления в отношении любой организации, которая приостановила работу. «Подобный подход подрывает уверенность в стабильности гарантий прав собственности, что может негативно повлиять на предпринимательский климат в целом», — считает РСПП;
• исключить критерии, которые позволяют ввести внешнюю администрацию в компаниях, которые остановили работу по объективным экономическим причинам;
• позволить исполнять функции внешней администрации российским акционерам.
Кроме того, о рисках, которые несет в себе законопроект, говорится и в отзыве правового управления комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, пишет РБК. Управление сочло основания для введения внешней администрации и критерии организаций, подпадающих под ее действие, неясными и нечеткими. Подобный подход создает правовую неопределенность и может привести к тому, что применение мер ограничительного характера будет осуществляться произвольно, считает управление.
Законопроект о внешнем управлении в компаниях, которые решили уйти из России после начала «спецоперации»* на Украине, внесли в Госдуму в середине апреля. В проекте документа речь идет о компаниях, соответствующих двум критериям: наличие связей с «недружественными» странами и контроль со стороны таких стран над компанией (на 25%), а также «существенное» значение ее бизнеса для экономики России. На прошлой неделе правительство предложило дополнить перечень компаниями, связанными с топливно-энергетическим комплексом и оборонной промышленностью. Законопроект пока не прошел первое чтение.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.