Рубль стал самой нестабильной валютой в мире: дойдет ли курс доллара до 100
В день признания Россией Донецкой и Луганской народных республик курс доллара превышал 80 рублей. Во вторник — почти дошел до 81 рубля, после того, как депутат Леонид Калашников заявил, что независимость республик будет признана в границах Донецкой и Луганской областей (сейчас значительная их часть контролируется Украиной). Однако в итоге вторник рубль заканчивает в плюсе к доллару — по состоянию на 20:45 американская валюта торгуется по 79,42 рубля.
Почему рубль «устоял»
То, что рубль сегодня «устоял», несмотря на нервозность инвесторов по поводу границ признания республик, может быть связано с продажей валютной выручки экспортерами для налоговых выплат, говорит руководитель операций на валютной и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук. О том, что рубль укреплялся на продажах валюты экспортерами, говорил и дилер крупного западного банка агентству Reuters. «Может быть, даже Банк России поучаствовал в продажах сегодня», — допустил Романчук. В целом, рынок, особенно во время речи Путина, закладывался на гораздо худший сценарий, говорит он.
Курсовые колебания в последние дни привели к тому, что рубль стал самой волатильной валютой в мире, обогнав даже турецкую лиру, курс которой обвалился из-за политики президента Реджепа Эрдогана. Из-за курсовой нестабильности ЦБ разрешил банкам не проводить валютную переоценку их активов, чтобы избежать давления на нормативы. Что будет с курсом дальше, попробовали спрогнозировать экономисты.
Что будет с рублем
Опрошенные Forbes аналитики сходятся во мнении, что сейчас прогнозировать долгосрочные перспективы рубля проще, чем краткосрочные. При этом даже в случае негативного санкционного сценария доллара дороже 100 никто не ждет. Курс рубля сейчас — в зоне сильного сопротивления (₽80 за доллар), и будет там в ближайшие несколько месяцев, считает управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин.
Многое будет зависеть от того, запретят ли западные страны операции с российским госдолгом. По данным на начало января, в номинальном выражении инвесторы-нерезиденты держали российский рублевый госдолг на 3 трлн рублей. «Если продавать эти ОФЗ будут быстро и стремительно, то рубль унесет глубоко за 80, и с этим ничего нельзя будет поделать», — предупреждает директор региональной сети по работе с состоятельными клиентами «БКС Мир инвестиций» Григорий Сосновский.
Пока признание ДНР и ЛНР без декларированного введения войск было воспринято умеренно, не как начало полномасштабной агрессии, говорит макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Умеренным, по его словам, выглядит и ответ, который анонсируют США и Европа (запрет на торговлю с ДНР и ЛНР, экспортный контроль — Forbes). Если серьезных санкций, которые предлагаются, например, в законопроекте Менендеса, введено не будет, и Россия не будет идти на эскалацию, то у рубля есть шанс укрепиться до уровней конца прошлого года — 70-75 за доллар, особенно учитывая высокие цены на нефть и нефтепродукты.
На короткие периоды при самом негативном сценарии курс может достигать 90 рублей, допускает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Чтобы рубль остался на таких отметках надолго, нужно сочетание нескольких факторов — ряд жестких санкционных мер и инфляция выше нынешней (на 11 февраля составила 8,75%). «Рубль сейчас не переоценен, в отличие от 2014 года, когда ЦБ приходилось расходовать резервы на его поддержание. В этой связи российский фондовый рынок оказался более уязвимым из-за впечатляющего роста последних лет и готовности большого числа инвесторов фиксировать прибыль, убегая от рисков», — считает эксперт.
«Если дальше военные действия не пойдут, ДНР и ЛНР не станут пытаться расширить свои области, нас ждет продолжение укрепления рубля и некоторая коррекция на рынке акций, возврат к росту. Те санкции, которые анонсировали Европа и Великобритания, мягче, чем ожидалось рынком. Однако любое военное обострение поставит нас в другую ситуацию. Я думаю, что мы увидим доллар и по 85, и по 90 рублей — это уже будет зависеть от Банка России», — рассуждает Романчук. В этом случае, считает он, ЦБ начнет продавать валюту, поскольку в противном случае начнется бегство из рубля и вкладов «Обладая колоссальными резервами (объем золотовалютных резервов на 11 февраля составлял $639,6 млрд — Forbes), ЦБ может выбрать произвольный курс и продержать его много месяцев», — говорит Романчук, замечая при этом, что скорее всего, этого не понадобится, и дело ограничится точечными интервенциями.