К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

The Cure, Beyoncе и Brat: 14 самых ярких музыкальных альбомов 2024 года

Обложка альбома Vampire Weekend — Only God Was Above Us
Обложка альбома Vampire Weekend — Only God Was Above Us
К середине декабря музыкальные медиа и блогеры выпускают списки лучших альбомов года, как правило, размещая на первых местах малоизвестные и экстравагантные релизы. Для Forbes Life историк культуры Святослав Иванов выбрал популярные новинки 2024 года, расположив их в порядке выхода, которые привлекли наибольшее внимание критиков и вызывали обсуждения в меломанской среде
The Smile — Wall of Eyes

The Smile — Wall of Eyes

Два главных ума группы Radiohead — Том Йорк и Джонни Гринвуд — переживают вторую молодость в компании джазового барабанщика Тома Скиннера. В 2024 году их проект The Smile выпустил два альбома. Первый из них, судя по реакции аудитории и критиков, был принят лучше. На Wall of Eyes можно услышать все то, за что принято любить (и не любить) Radiohead, но в более свежем виде: воздушный звук, сюрреалистическая атмосфера, абстрактные тексты об отчуждении в современном мире. Как ни крути, эстетика классических альбомов группы OK Computer и Kid A по-прежнему актуальна.

Beyoncе — Cowboy Carter

Beyoncе — Cowboy Carter

Неминуемо обращающий на себя внимание релиз одной из примадонн современности. Как можно догадаться по обложке, это заход Бейонсе Ноулз на территорию кантри — не то жанровый эксперимент, не то расширение аудитории за счет самого коммерчески надежного жанра для американской аудитории. 80-минутная запись из 27 песен тяжеловесна и неровна, но как вокалистка Бейонсе по-прежнему сильна, и альбом, как минимум, не помешал журналу Billboard в конце 2024 года провозгласить певицу величайшей поп-звездой XXI века.

Vampire Weekend — Only God Was Above Us

Vampire Weekend — Only God Was Above Us

Самая, может быть, солнечная группа хипстерской эпохи стала за последние годы ощутимо сентиментальнее и меланхоличнее. На новом альбоме Эзры Кенига сотоварищи играют нечто в интервале между психоделией и чембер-попом (стиль рок-музыки, характеризуемый акцентом на мелодии и текстуре, обильным применением оркестровой поп-музыки 1960-х. — Forbes Life) и поют о взрослении, поколенческих конфликтах и ходе времени. В общем, пристойный набор для 40-летних нью-йорских модников и одна из самых изящных мейнстримовых записей года.

Taylor Swift — The Tortured Poets Department

Taylor Swift — The Tortured Poets Department

Альбом, предсказуемо набравший больше всего прослушиваний на Spotify, — важнейшее музыкальное произведение 2024 года, по крайней мере, с американской точки зрения. Для того, чтобы в полной мере вникнуть в культурную ценность этого релиза, нужно, во-первых, хорошо понимать английский язык на слух, а во-вторых, быть в курсе мифа, окружающего фигуру Тейлор Свифт: помнить многолетнюю хронику скандалов и слухов, знать темы и мотивы, заданные певицей на предыдущих альбомах. На сегодня вокруг Свифт в англоязычном мире сложился полноценный культ личности — вероятно, это тот случай, когда «есть культ, но есть и личность», однако без искреннего интереса к ее персоне творчество певицы уже не настолько интересно.

Billie Eilish — Hit Me Hard and Soft

Billie Eilish — Hit Me Hard and Soft

Третья, наиболее зрелая и амбициозная работа главной звезды, родившейся в этом столетии. Название подразумевает, что на альбоме нежные и мягкие композиции чередуются с жесткими и энергичными, но и танцевальные боевики у Билли Айлиш наполнены фирменной меланхолией и инертностью. Как и на дебютном альбоме пятилетней давности, ее песни, грамотно аранжированные братом Финеасом О’Коннелом, звучат как бы терапевтично, как бы глубоко и как бы альтернативно — в самый раз для стриминговых алгоритмов, отдающих предпочтение ненапряжной фоновой музыке.

Beth Gibbons — Lives Outgrown

Beth Gibbons — Lives Outgrown

Альбом вокалистки Portishead вышел спустя 16 лет после последнего диска ее легендарной группы; если не считать пары экспериментальных коллабораций, это первый сольный релиз 59-летней певицы. Лучше поздно, чем никогда — Бет Гиббонс выдала десяток интересных песен. Они, как водилось и у Portishead, эстетично-тревожные, зрелищно-мрачные, философски-неспокойные — только в преимущественно акустическом звучании.

Монеточка — «Молитвы. Анекдоты. Тосты»

Монеточка — «Молитвы. Анекдоты. Тосты»

Внесенная Минюстом РФ в список иностранных агентов, Елизавета Гырдымова вновь выпустила альбом, проникнутый любовью к России и русскому языку. Может быть, даже слишком: несомненный композиторский талант Монеточки на этот раз основательно задвинут на второй план ее текстами, действительно выполненными в обозначенных в заглавии жанрах. Ничего не поделаешь: культура у нас текстоцентричная, а иностранный агент Гырдымова — дочь этой культуры, потихоньку трансформирующаяся в одну из ее матерей.

Charli XCX — Brat

Charli XCX — Brat

Бесспорный альбом года, но не в том смысле, что творение британской певицы ощутимо лучше, чем все остальные пункты в этом списке. С музыкальной точки зрения Brat — довольно стандартная танцевальная попса, приправленная элементами гиперпопа — модного и ироничного, нарочито цифрового и футуристичного, местами избыточно сладкого стиля 2020-х.

Однако выпущенный в начале июня альбом завирусился до такой степени, что «само лето» провозгласили в соцсетях Brat summer, а словарь Collins выбрал его словом года. Это главный релиз 2024-го в силу того, что он поставил само понятие «альбом» (а не песню, не клип и не личность исполнителя) в центр всеобщего внимания. Пусть и в качестве мема.

Jack White — No Name

Jack White — No Name

В июле посетители виниловых магазинов Third Man Records получили в подарок к своим покупкам анонимную пластинку с одной только подписью на диске: «Без имени». Разгадать загадку не составило труда: автор альбома — совладелец Third Man, бывший лидер The White Stripes Джек Уайт. Позже, когда сарафанное радио донесло весть до всех заинтересованных, No Name уже был выпущен официально.

Альбом, безусловно, запомнится именно этим маркетинговым решением — но не менее удивительно другое. А именно, что 49-летний Уайт выдал 13 первоклассных рок-номеров, которые превосходят чуть ли не все, что он сделал за последние лет 20.

Magdalena Bay — Imaginal Disk

Magdalena Bay — Imaginal Disk

Пожалуй, самая эстетская поп-запись года — она фигурирует в годовых топах многих музыкальных медиа и уверенно занимает первое место за 2024 год на меломанском сайте Rate Your Music. Это насыщенная, отточенная, иногда слишком совершенная синтетическая поп-музыка. Песни скреплены концепцией о чудодейственном CD, вставляемом в лоб лирической героини и трансформирующем ее личность. Альбом однозначно стоит послушать — хотя бы чтобы составить представление о том, на какой размах способна современная инди-музыка.

Geordie Greep — The New Sound

Geordie Greep — The New Sound

В августе объявил о бессрочном отпуске коллектив Black Midi — самый взбалмошно-авангардный представитель «брекзиткора», дерзкой и злобной волны современного британского рока. Фронтмен и гитарист группы Джорди Грип молниеносно начал сольную карьеру и выпустил альбом, где на фоне хаотичного джаз-рока играет в апокалиптического Синатру. Грип рыдает и неистовствует, на что-то злится и над чем-то сардонически хохочет, а главным образом, красуется и упивается несомненным талантом.

Слава КПСС — «Россия34 / Россия24»

Слава КПСС — «Россия34 / Россия24»

Три года назад Оксимирон (Мирон Федоров, внесен Минюстом РФ в список иностранных агентов) выпустил альбом «Красота и уродство» — качественную, но громоздкую работу, примерно 50 на 50 состоящую из переживаний о России и собственной творческой судьбе. Примерно то же можно сказать о сюрприз-дилогии Славы КПСС — главного оппонента и по совместительству злого двойника Мирона. Если коротко, то на обоих альбомах рэпер под суровые биты читает о стране («Россия будет свободной, а мы уже нет, братва»), не забывая превозносить собственное мастерство («Мы подняли русский рэп, — Я про кого? Я тут один!»).

The Cure — Songs of a Lost World

The Cure — Songs of a Lost World

Возвращение года — пионеры постпанка, новой волны и готик-рока The Cure выпустили первый альбом за 16 лет и лучший — лет за 30–35. Махнув рукой на эксперименты, Роберт Смит и его команда выдали бережную стилизацию под самих себя из 1980-х: тягучие, мелодраматические песни с щепоткой театральщины. Получилось на уровне, который, казалось, уже давно был утерян — редкий случай, когда на классиков сыпятся не обвинения в самоповторах и усталости, а прочувствованные благодарности за то, что сделали «как раньше».

Kendrick Lamar — GNX

Kendrick Lamar — GNX

Главный герой современного хип-хопа Канье Уэст выдал в уходящем году пару малопримечательных релизов в составе дуэта ¥$, а вот Кендрик Ламар (вторая главная фигура) — шестой полновесный альбом, на котором продолжает держать планку. Это не инновационное и концептуальное творение в духе good kid, m.A.A.d city (2012) и To Pimp a Butterfly (2015). Возможно, GNX — еще и наименее претенциозный альбом Ламара, оставляющий ощущение легкости и удовольствия от творческого процесса, и фиксирующий статус автора, уже реализовавшего свои амбиции.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+