Эра Тейлор Свифт: чем одна из главных поп-артисток вдохновляет женщин по всему миру
Говорит, что думает
«Наверное, некоторые мысли мне не стоит озвучивать», — эта строчка из песни The Tortured Poets Department буквально описывает, почему творчество Тейлор Свифт так популярно именно сегодня. Каждый текст артистки отличается искренностью и честностью. Кажется, что она говорит обо всем так, как есть, не приукрашивая действительность. Стоит вспомнить, что свой карьерный путь Тейлор начинала с кантри-сцены, в которой особенно ценится смысловая нагрузка текстов. А музыка — как правило, легкая гитара — уходит на второй план.
В кантри будущая 14-кратная обладательница «Грэмми» пришла в 17 лет и не только сразила наповал взрослую аудиторию жанра и музыкальных критиков, но и вызвала интерес к этой музыке у молодого поколения. Она честно писала о любви (чаще — о несчастной), и это быстро нашло отклик у слушательниц. «You're a redneck heartbreak who's really bad at lying» («Ты разбивающая сердце деревенщина, не умеющая врать») или «He leaves you out like a penny in the rain 'cause it's not his price to pay» («Он оставляет тебя, как монетку под дождем, потому что не он платит эту цену») — поет Свифт о том, что человеку могут быть совсем не важны чувства другого. Критик издания The Guardian увидел успех альбома в том, что Тейлор Свифт, несмотря на юный возраст, удалось создать искренние и мудрые зарисовки о подростковой любви. В 2006 году такой подход сильно выделял ее среди сверстников, предпочитавших воздушные поп-баллады.
Можно говорить о том, что аудитория кантри пополнилась зумерами и миллениалами именно благодаря Тейлор Свифт. Сегодня интерес к жанру заметно вырос, а многие именитые артисты даже обращаются к нему в качестве эксперимента, пример — кантри-альбомы Beyoncé (Cowboy Carter) и Post Malone (F-1 Trillion). Последний даже привлек к записи пластинки звезд жанра кантри Тима Макгроу (про которого, кстати, пела Тейлор Свифт в 2006 году), Долли Партон, Блейк Шелтон и других.
Пока интерес к кантри продолжает расти, Тейлор Свифт расширяет жанровые границы своего творчества. Она заняла место лидера на более крупной и раскованной поп-сцене. И хотя тема любви осталась в ее творчестве, в текстах появилось место вопросам о социальных проблемах.
Трек The Man вышел в 2019 году в составе седьмого студийного альбома Lover. В нем Тейлор Свифт рассматривает гендерные предубеждения в отношении успешных женщин: «I'm so sick of running as fast as I can // Wondering if I'd get there quicker if I was a man» («Я так устала бежать изо всех сил и думать, добежала бы я быстрее, если бы была мужчиной»). В том же треке артистка поет о двойных стандартах: «If I was out flashing my dollars I'd be a bitch not a baller // They'd paint me out to be bad» («Если бы я разбрасывалась своими деньгами, то была бы «сучкой», а не «трудягой», меня бы выставили в дурном свете»).
Феминистская The Man стала одной из самых громких работ Тейлор Свифт — ее даже цитировали политики. Сама же Тейлор преодолела очередной барьер благодаря клипу к The Man, который срежиссировала самостоятельно, — артистка получила премию MTV Video Music Awards 2020 в номинации «Лучшая режиссура», что сделало ее первой женщиной-режиссером, получившей эту награду. А ведь это был ее дебют.
Поддерживает пострадавших от сексуализированного насилия
В 2017 году в пользу Тейлор Свифт завершился судебный процесс между ней и радио-диджеем Дэвидом Мюллером. Во время тура певицы в поддержку альбома Red в 2013 году диджей сфотографировался со Свифт. Почти сразу она заявила о том, что в тот момент его рука была под платьем и касалась ее ягодицы. Мюллера немедленно уволил его работодатель — диджей и продюсер Kygo. В 2015 году Дэвид Мюллер подал иск против Тейлор Свифт за клевету. По его словам, из-за ложного обвинения артистки он лишился не только работы, но и репутации. Через месяц Свифт подала ответный иск, запросив вознаграждение всего в $1. Как позднее объяснил адвокат артистки, так она хотела показать, что любая женщина заслуживает уважения и имеет право на защиту. Показания Тейлор Свифт против Мюллера подтвердила фотограф Стефани Симбек, которая сделала тот самый снимок.
В том же 2017-м Свифт примкнула к движению #MeToo, участники которого заявляют о пережитом сексуализированном насилии и борются за справедливость для пострадавших.
В декабре того же 2017-го журнал Time посвятил спецвыпуск «Человек года» участницам движения #MeToo. Выпуск был назван The Silence Breakers («Прервавшие молчание»), а на его обложку редакция поместила актрис Эшли Джадд и Алиссу Милано, экс-инженера Uber Сьюзан Фаулер, корпоративного лоббиста Адаму Иву, продавца из Мексики Изабель Паскуаль (она выступила под псевдонимом), медсестру техасской больницы (на обложке видна лишь ее рука, так как девушка попросила об анонимности) и Тейлор Свифт. В журнале героини поделились личными историями о том, что им приходилось замалчивать долгие годы. Цель проекта была в том, чтобы поддержать пострадавших от насилия и повысить осведомленность общества о нем, а также привлечь внимание руководителей к корпоративной этике.
Позднее Тейлор Свифт дала интервью, в котором объяснила важность движения #MeToo и материала Time тем, что такие инициативы могут помочь проработать свои психологические травмы. «Храбрые женщины и мужчины, которые выступили в этом году с признаниями, заставили людей увидеть, что злоупотребление властью не должно замалчиваться. Несмотря на то, что осведомленность о сексуальных домогательствах на рабочем месте выше, чем когда-либо, все еще есть очень много людей, которые чувствуют себя жертвами обстоятельств и своих обидчиков», — заявила певица.
Кроме того, с 2012 года она активно участвует в благотворительных акциях. Тейлор Свифт щедро поддерживает школы США, приюты для животных, фонды для больных раком, людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. В 2024 году артистка отправила $5 млн в фонд Feed America после того, как на Флориду обрушились ураганы «Хелен» и «Милтон», а также $100 000 в фонд GoFundMe, созданный после массовой стрельбы в Канзасе в феврале 2024-го.
Выступает за гендерное равенство в индустрии
Тейлор Свифт поддерживает не только социальные инициативы, направленные на защиту женщин, но и активно борется за права артистов. Например, в 2014 году она удалила весь свой каталог со стриминг-площадки Spotify, объяснив это тем, что подобные платформы недостаточно платят артистам за их музыку. Годом позже, в 2015-м, артистка отказалась от выпуска альбомов в Apple Music, так как сервис не учитывал прослушивания во время пробного бесплатного доступа. Буквально через пару дней один из руководителей площадки написал в Twitter (теперь X, заблокирована в России), что Apple будет платить артистам за музыку, которую пользователи слушают в течение пробного периода. С того конфликта прошло почти 10 лет, и музыкальная экономика действительно изменилась для артистов в лучшую сторону: сегодня они могут достаточно зарабатывать на стриминге, а сами площадки регулярно предлагают новые программы, которые помогают расширить аудиторию и увеличить доход.
Также Тейлор Свифт обратила внимание на проблему гендерного неравенства в музыкальной индустрии в благодарственной речи на мероприятии Billboard Women in Music в 2019 году. Она отметила, что женщины в музыкальном бизнесе наиболее подвержены критике и придиркам, которые затрагивают не только музыку, но и их стиль и личную жизнь: «Вы когда-нибудь слышали, как кто-то говорит об артисте-мужчине: «Мне нравятся его песни, но есть в нем что-то, что мне не нравится…»? Нет! Эта критика оставлена для нас!» Также в своей речи Тейлор Свифт поддержала других артисток, которые с этим сталкиваются, упомянув Лану Дель Рей, Билли Айлиш, Дуа Липу, Lizzo и других.
«Женщинам в музыке, на сцене или за кулисами не разрешается передохнуть. Мы держим более высокую планку, которой иногда практически невозможно достичь. И мы приняли этот вызов», — добавила Тейлор. Она завершила речь призывом бороться с таким положением дел: «Мы должны защищать женщин в студиях звукозаписи, за микшерным пультом, на встречах A&R (то есть с менеджерами лейблов, ответственными за поиск артистов и подписание с ними контрактов. — Forbes Woman), потому что эти женщины все еще борются за шанс просто писать свою музыку».
Артистка также напомнила о случае, когда в 2019 году американский продюсер и директор Big Machine Records Скутер Браун выкупил лейбл и вместе с ним шесть первых альбомов Тейлор Свифт без ее согласия. Это означало, что Свифт не могла исполнять песни с этих альбомов на тех выступлениях, которые не были одобрены Big Machine Records, а также использовать их в некоторых рекламных и кинопроектах — среди них был и документальный фильм Netflix о жизни артистки, и записи альбомов Reputation и Lover «Мисс Американа». Более того, Тейлор Свифт не могла получать роялти с прослушиваний этих альбомов. «Он (Скутер Браун) знал, что делает. Он получил контроль над женщиной, которая больше не хотела работать с ним. И этот контроль навсегда», — сказала тогда певица.
В ноябре 2020 года Тейлор Свифт объявила о планах перезаписать свою музыку и вернуть права на свое творчество (ее контракт подразумевал такую возможность, в этом случае старые права теряли бы свою силу). Уже в апреле 2021 года вышло новое издание альбома Fearless (Taylor's Version), а позднее и остальных пластинок. «Я думаю, артисты заслуживают владеть собственными работами. Для меня это очень важно», — сказала певица во время интервью на шоу Good Morning America. До сих пор на стримингах можно найти альбомы, выкупленные Скутером Брауном, а новые диски идут с пометкой Taylor’s Version.
Тейлор Свифт для всех
Многие ошибочно полагают, что творчество Тейлор Свифт направлено только на молодых женщин. Однако данные опроса Morning Consult в 2023 году показали, что ее аудитория охватывает самые разные группы людей по всему миру. Около 53% взрослых американцев заявили, что они поклонники Свифт. По данным опроса, фан-база Тейлор Свифт равномерно распределена по полу: 48% — мужчины и 52% — женщины.
На сайте Reddit пользователи анонимно объясняют свою любовь к Тейлор Свифт и ее творчеству:
«Она подробно обрисовывает, почему кто-то ведет себя так или иначе, и помогает понять, как поступки людей влияют на других»;
«My Tears Ricochet помогла мне пережить развод, когда я потеряла свой дом. У нее так много текстов, подобных этому, где она намекает на невероятно глубокие темы, о которых нечасто говорят. Happiness с альбома Evermore— самая зрелая песня о расставании, которую я когда-либо слышала. Ее тексты — как дневник, который соотносит тебя со многими людьми»;
«Мне нравятся ее тексты, потому что всегда кажется, что она писала их от всего сердца. Я ненавижу дерьмовые песни о наркотиках, алкоголе, сексе, женщинах, ненужных ругательствах и т. д.».
Свифт можно назвать героиней нашего времени: она не боится высказываться даже на самые табуированные темы, поддерживает тех, кто в этом нуждается, и при помощи своей музыки помогает миллионам слушателей переживать то, с чем раньше приходилось справляться в одиночку. Благодаря своей популярности и узнаваемости она помогает обратить внимание на разные актуальные проблемы, но путь к их решению по-прежнему остается за обществом. Для женщин Тейлор Свифт выступает тем самым примером подражания, благодаря которому они могут обрести свой голос, быть смелыми и прокладывать свой путь к успеху. Они знают, что в своей борьбе они не одиноки.