К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Репетитор для всей семьи: как взрослые и дети учатся тайм-менеджменту

Фото Getty images
Фото Getty images
Сегодня в непрерывном потоке информации людям любого возраста тяжело концентрироваться, поэтому некоторые обращаются к профессиональным EF-коучам (от англ. executive function coaching) — специалистам, помогающим развить исполнительные функции — когнитивные навыки, необходимые для организации, планирования, принятия решений, управления временем и контроля эмоций. Forbes Life пообщался с экспертами и разобрался, почему взрослым и детям нужны курсы по самоконтролю и можно ли улучшить свои исполнительные функции

Среди бесконечно растущего количества электронных писем и навязчивых звонков все больше людей обращаются за помощью, чтобы преодолеть хаос будней. Детей учат с раннего возраста оставаться сфокусированными на одном деле, быть ответственными, уметь распределять задачи на день. Однако не только дети сталкиваются с проблемами в организации своего времени и внимания. Взрослые, пытаясь успевать поддерживать современные тренды и справляться с большим объемом информации, также испытывают трудности с фокусировкой, самоорганизацией и управлением задачами. В результате все больше людей обращаются к тренерам, обучающим исполнительным функциям, чтобы научиться эффективно планировать день, справляться с перегрузкой и улучшать свою продуктивность.

Если кратко, EF-учителя (executive functions — исполнительные функции) помогают развить три основных навыка: 

  • рабочую или краткосрочную память; 
  • ингибиторный контроль, который включает в себя удержание побуждений и импульсов;
  • когнитивную гибкость, способность планировать, рассуждать, решать проблемы и управлять несколькими задачами.

На практике коучи обучают студентов разбивать задания и проекты на небольшие части и оценивать время, которое потребуется для выполнения каждой. А еще — устанавливать ежедневный график с учетом времени на учебу, упражнения, общение и сон. Или же разрабатывать план, чтобы не отвлекаться на технологии и социальные сети.

 

Зачем детям тайм-менеджмент 

Изначально учителя, помогающие развивать исполнительные функции, требовались детям с нейроотличными особенностями, но сегодня они стали такими же важными для формирования ребенка специалистами, как и психолог. Причины классические для быстро меняющегося мира: цифровизация и объем быстрого контента фрагментируют внимание с самого раннего возраста. А вот учеба с каждым годом становится все сложнее и сложнее — сегодня среднестатистический школьник младших классов учится куда больше своего сверстника в начале тысячелетия. Спортивные секции, логические кружки, уроки в школе, цифровизация обучения — все это помогает ребенку развиваться, правда, если его мозг не перегружен. В противном случае чрезмерное количество дополнительных занятий пойдет во вред: дети, которые мало отдыхают, становятся рассеянными, теряют интерес к учебе, перестают быть активными, ответственными и трудоспособными в будущем. 

Таким образом, перегрузка информацией приводит к тому, что дети все чаще испытывают сложности с концентрацией, в то время как требования учебных заведений становятся все более жесткими. В результате тренеры по исполнительным функциям помогают не только детям с особыми потребностями, но и большинству студентов, чтобы они могли эффективно справляться с многозадачностью и организовывать свое время.

 

«Количество вариантов развития, доступных молодым людям, значительно возросло за последнее время. При этом их мозг не готов так рано делать постоянный выбор и формировать план действий», — объясняет Грант Лейберсбергер, основатель и директор бостонской компании Focus Collegiate, помогающей детям с трудностями в обучении при поступлении в колледж. Раньше развитие навыков исполнительных функций было ключом к поддержке детей с СДВГ, расстройством аутистического спектра или другими отклонениями в обучении. Но в 2023 году Международная классификация болезней (ICD-10), система, которую врачи используют для кодирования и классификации диагнозов и процедур для страховых исков, добавила дефицит исполнительных функций в список медицинских проблем. 

Лорен Экерт, основательница Life Solved Coaching, коучингового бизнеса EF, рассказала, что десять лет назад 95% клиентов были дети с СДВГ. Теперь в основном это подопечные с несколькими диагнозами — СДВГ, тревожностью и депрессией, — которые борются с повседневной организацией и постановкой задач. При этом у некоторых детей нет диагнозов: им просто нужна помощь в том, чтобы научиться управлять стрессом, бытовыми задачами или сложными жизненными событиями. Ведь подростки не могут научиться этому сами из-за перегруженности. У них нет времени практиковаться в принятии решений о том, как планировать день и справляться со своими обязанностями. 

Исполнительные функции развиваются медленно, прогрессируя примерно до 25 лет. Путь взросления может быть очень изнурительным, а внешние обстоятельства — слишком стрессогенными, из-за чего ребенок просто не успеет сформироваться, с чем ему стоит немного помочь. При этом многие из признаков плохого исполнительного функционирования — неспособность уделять пристальное внимание деталям, совершение ошибок по неосторожности, невыполнение инструкций или задач в целом, трудности с организацией, потеря вещей — стали привычными не только для подрастающего поколения, но и для взрослых людей.

 

Одной из проблем остается высокая стоимость таких услуг, отмечает WSJ: сессии EF-коуча стоят от $125 до $225 за час и редко покрываются страховками — далеко не все семьи могут позволить себе такие занятия.

Внимательность для взрослых 

Хотя изначально развитием исполнительных функций занимались детские специалисты, сейчас они переквалифицировались в коучей по самоконтролю для взрослых.

Так, клинический психолог Анна Леви-Уоррен изначально основала компанию Organizational Tutors в Нью-Йорке в 2005 году, которая  специализируется на помощи детям в развитии исполнительных функций, таких как организация, тайм-менеджмент и саморегуляция. Однако через некоторое время Леви-Уоррен начала замечать, что ее клиенты, в основном родители детей, также нуждаются в помощи. Эти взрослые — юристы, руководители и высокопрофильные профессионалы, — несмотря на успехи в карьере, сталкивались с трудностями в управлении повседневными задачами — с постоянным потоком электронных писем, текстовых сообщений и дел. Понимая, что проблемы с исполнительными функциями затрагивают не только детей, но и взрослых, в 2017 году Леви-Уоррен и ее коллега Челси Сондерс основали сервис Steel Advising, который теперь помогает взрослым — сотрудникам компаний и топ-менеджерам.

Процесс обучения начинается с анализа поведения клиентов, который Леви-Уоррен называет «точкой роста». Понимание этой точки позволяет специалистам продвигаться вперед, учитывая возможные когнитивные задержки, мешающие прогрессу. Например, 30-летний человек может быть зрелым в навыках письма, но его подход к выполнению рабочих проектов может быть на уровне 13-летнего подростка. «Многие взрослые сегодня вынуждены работать и обрабатывать информацию быстрее, но у них нет нужных навыков. Нас этому не учили в школе», — подчеркивает Леви-Уоррен. 

По словам Лилии Абраменко, эксперта Moscow Business School и бизнес-тренера по управленческим компетенциям и личной эффективности, интерес к подобным преподавателям наблюдается последние 10-15 лет. С ростом автоматизации и распространением технологий стало очевидно, что для успешной конкуренции на рынке труда необходимы не только профессиональные навыки, но и «человеческие» качества: планирование, адаптивность и контроль внимания. Это особенно актуально в условиях перегруженности информацией и многозадачности, которые стали неотъемлемой частью современного рабочего дня.

 

Корпоративный мир уже давно стал уделять особое внимание развитию soft skills, поскольку сотрудники с развитыми исполнительными функциями демонстрируют более высокую продуктивность и приносят больше пользы бизнесу в долгосрочной перспективе. «С середины 2010-х годов наблюдается повышенный интерес к нейропсихологии и когнитивным тренингам, которые объясняют, как можно улучшить работу мозга через обучение. Программы развития когнитивных навыков начали активно внедряться в корпоративный сектор», — описывает современное развитие профессионального сотрудника Абраменко. 

При этом спрос наблюдается как за границей, так и в России, где «тенденция проявляется через растущий интерес к теме благополучия и выгорания, а также через внедрение передовых образовательных технологий в процесс управления персоналом», — поясняет эксперт. По словам Лилии Абраменко, тренд на развитие так называемых мягких навыков, таких как работа в команде, управление вниманием и стратегическое планирование, непосредственно связан с совершенствованием управленческих функций. 

При этом больше всех заинтересованы в развитии исполнительных функций сотрудников крупные компании, которые выделяют средства на внутренние EF-курсы. Например, в «Яндекс Практикуме» обучают студентов оттачивать исполнительные навыки в рамках командных проектов, что помогает развить тайм-менеджмент, фокусировку, делегирование и умение отделить главное от второстепенного. «А еще развивать исполнительные навыки можно в «Мастерской», где студенты «Практикума» помогают бизнесу и НКО создавать проекты по программированию, дизайну, маркетингу и анализу данных. Для аналитика данных важны бизнес-мышление и умение работать в условиях неопределенности. А для Python-программистов — работа в команде, планирование и стрессоустойчивость», — говорит Илья Курмышев, CEO «Яндекс Практикума». 

Стать эффективнее

Навыки управления временем, концентрации внимания и способности отличать важное от неважного могут казаться врожденными талантами и дарами судьбы. Однако это не так. Ведь речь идет о навыках — а их нужно осваивать через практику и повторение. «Успешное развитие управленческих функций возможно лишь при условии систематического обучения и постоянной практики. Систематическое обучение, практика, анализ и корректировка результатов — основа для успешного развития навыков управления», — говорит эксперт Moscow Business School.

 

Исследования подтверждают, что обучение навыкам управления временем и концентрации помогает повысить производительность на 20-30%. При этом уменьшить стресс, связанный с постоянным ощущением давления и нехватки времени, и улучшить способность принимать решения, выделять приоритеты и организовывать свою работу.

«Как коуч и бизнес-тренер, я заметила один интересный лайфхак: начинать обучение стоит с работы над эмоциями, управления мотивацией. И только потом переходить к более «жестким» инструментам тайм-менеджмента и организации рабочего процесса», — рассказывает Лилия Абраменко. Дело в том, что инструменты сами по себе не заставят человека себя использовать. Необходимо достичь внутреннего и ментального состояния, когда появится тяга, необходимость и даже невозможность работы без этих инструментов. А за это ощущение отвечают скрытые от внимания внутренние процессы — эмоциональный фон, внутренние барьеры и убеждения.

И все же методики преподавания в этом направлении включают как теоретические подходы, так и обсуждения, групповую работу и практические упражнения. 

Пообщавшись с экспертами, мы собрали некоторые из них:

 
  • Когнитивно-поведенческий подход, групповой и индивидуальный коучинг учат работать с внутренними барьерами, осознанно отслеживать свои мысли, чувства и реакции, чтобы управлять неосознанными импульсами и в моменте выбирать продуктивные решения и действия. 
  • Геймификация и интерактивные игры хорошо развивают гибкость мышления, концентрацию и способность к многозадачности, притом сохраняя вовлеченность. Однако обучение через практику и примеры может быть не менее эффективным. Например, в методиках проектного обучения, когда создаются групповые или индивидуальные проекты с акцентом на управление временем и планирование и сотрудники могут применять навыки долгосрочного планирования, координации действий и распределения ресурсов.
  • Обучение через метакогнитивные стратегии помогает сотрудникам осознавать свои когнитивные процессы (как они думают, учатся или решают задачи). Этот способ можно внедрять как в рамках корпоративного обучения, так и в качестве проектов HR по mindfulness и управлению стрессом.
  • Менторинг и внутренние эксперты: многие компании создают профессиональные сообщества внутри организации, где сотрудники делятся опытом и обучают друг друга. Это помогает снизить затраты на привлечение внешних тренеров и укрепляет корпоративную культуру​, однако требует внимания HR и сильной управленческой воли для организации и поддержания таких процессов.
  • Классическое аудиторное и онлайн-обучение все так же пользуется популярностью, поскольку направлено не только на повышение осведомленности сотрудников о существующих техниках тайм-менеджмента и организации работы, но также на разбор кейсов с преподавателем и отработку новых навыков на практике. 

В условиях постоянного информационного потока и многозадачности навыки эффективного управления временем и вниманием становятся жизненно важными как для детей, так и для взрослых. Обучение исполнительным функциям помогает развить важнейшие качества — концентрацию, самоконтроль и способность к планированию, что не только способствует повышению продуктивности, но и уменьшает стресс и улучшает качество жизни. Важно понимать, что эти навыки можно развивать на протяжении всей жизни, и чем раньше начать, тем легче справляться с вызовами современного мира. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+