Репетитор для всей семьи: как взрослые и дети учатся тайм-менеджменту
Среди бесконечно растущего количества электронных писем и навязчивых звонков все больше людей обращаются за помощью, чтобы преодолеть хаос будней. Детей учат с раннего возраста оставаться сфокусированными на одном деле, быть ответственными, уметь распределять задачи на день. Однако не только дети сталкиваются с проблемами в организации своего времени и внимания. Взрослые, пытаясь успевать поддерживать современные тренды и справляться с большим объемом информации, также испытывают трудности с фокусировкой, самоорганизацией и управлением задачами. В результате все больше людей обращаются к тренерам, обучающим исполнительным функциям, чтобы научиться эффективно планировать день, справляться с перегрузкой и улучшать свою продуктивность.
Если кратко, EF-учителя (executive functions — исполнительные функции) помогают развить три основных навыка:
- рабочую или краткосрочную память;
- ингибиторный контроль, который включает в себя удержание побуждений и импульсов;
- когнитивную гибкость, способность планировать, рассуждать, решать проблемы и управлять несколькими задачами.
На практике коучи обучают студентов разбивать задания и проекты на небольшие части и оценивать время, которое потребуется для выполнения каждой. А еще — устанавливать ежедневный график с учетом времени на учебу, упражнения, общение и сон. Или же разрабатывать план, чтобы не отвлекаться на технологии и социальные сети.
Зачем детям тайм-менеджмент
Изначально учителя, помогающие развивать исполнительные функции, требовались детям с нейроотличными особенностями, но сегодня они стали такими же важными для формирования ребенка специалистами, как и психолог. Причины классические для быстро меняющегося мира: цифровизация и объем быстрого контента фрагментируют внимание с самого раннего возраста. А вот учеба с каждым годом становится все сложнее и сложнее — сегодня среднестатистический школьник младших классов учится куда больше своего сверстника в начале тысячелетия. Спортивные секции, логические кружки, уроки в школе, цифровизация обучения — все это помогает ребенку развиваться, правда, если его мозг не перегружен. В противном случае чрезмерное количество дополнительных занятий пойдет во вред: дети, которые мало отдыхают, становятся рассеянными, теряют интерес к учебе, перестают быть активными, ответственными и трудоспособными в будущем.
Таким образом, перегрузка информацией приводит к тому, что дети все чаще испытывают сложности с концентрацией, в то время как требования учебных заведений становятся все более жесткими. В результате тренеры по исполнительным функциям помогают не только детям с особыми потребностями, но и большинству студентов, чтобы они могли эффективно справляться с многозадачностью и организовывать свое время.
«Количество вариантов развития, доступных молодым людям, значительно возросло за последнее время. При этом их мозг не готов так рано делать постоянный выбор и формировать план действий», — объясняет Грант Лейберсбергер, основатель и директор бостонской компании Focus Collegiate, помогающей детям с трудностями в обучении при поступлении в колледж. Раньше развитие навыков исполнительных функций было ключом к поддержке детей с СДВГ, расстройством аутистического спектра или другими отклонениями в обучении. Но в 2023 году Международная классификация болезней (ICD-10), система, которую врачи используют для кодирования и классификации диагнозов и процедур для страховых исков, добавила дефицит исполнительных функций в список медицинских проблем.
Лорен Экерт, основательница Life Solved Coaching, коучингового бизнеса EF, рассказала, что десять лет назад 95% клиентов были дети с СДВГ. Теперь в основном это подопечные с несколькими диагнозами — СДВГ, тревожностью и депрессией, — которые борются с повседневной организацией и постановкой задач. При этом у некоторых детей нет диагнозов: им просто нужна помощь в том, чтобы научиться управлять стрессом, бытовыми задачами или сложными жизненными событиями. Ведь подростки не могут научиться этому сами из-за перегруженности. У них нет времени практиковаться в принятии решений о том, как планировать день и справляться со своими обязанностями.
Исполнительные функции развиваются медленно, прогрессируя примерно до 25 лет. Путь взросления может быть очень изнурительным, а внешние обстоятельства — слишком стрессогенными, из-за чего ребенок просто не успеет сформироваться, с чем ему стоит немного помочь. При этом многие из признаков плохого исполнительного функционирования — неспособность уделять пристальное внимание деталям, совершение ошибок по неосторожности, невыполнение инструкций или задач в целом, трудности с организацией, потеря вещей — стали привычными не только для подрастающего поколения, но и для взрослых людей.
Одной из проблем остается высокая стоимость таких услуг, отмечает WSJ: сессии EF-коуча стоят от $125 до $225 за час и редко покрываются страховками — далеко не все семьи могут позволить себе такие занятия.
Внимательность для взрослых
Хотя изначально развитием исполнительных функций занимались детские специалисты, сейчас они переквалифицировались в коучей по самоконтролю для взрослых.
Так, клинический психолог Анна Леви-Уоррен изначально основала компанию Organizational Tutors в Нью-Йорке в 2005 году, которая специализируется на помощи детям в развитии исполнительных функций, таких как организация, тайм-менеджмент и саморегуляция. Однако через некоторое время Леви-Уоррен начала замечать, что ее клиенты, в основном родители детей, также нуждаются в помощи. Эти взрослые — юристы, руководители и высокопрофильные профессионалы, — несмотря на успехи в карьере, сталкивались с трудностями в управлении повседневными задачами — с постоянным потоком электронных писем, текстовых сообщений и дел. Понимая, что проблемы с исполнительными функциями затрагивают не только детей, но и взрослых, в 2017 году Леви-Уоррен и ее коллега Челси Сондерс основали сервис Steel Advising, который теперь помогает взрослым — сотрудникам компаний и топ-менеджерам.
Процесс обучения начинается с анализа поведения клиентов, который Леви-Уоррен называет «точкой роста». Понимание этой точки позволяет специалистам продвигаться вперед, учитывая возможные когнитивные задержки, мешающие прогрессу. Например, 30-летний человек может быть зрелым в навыках письма, но его подход к выполнению рабочих проектов может быть на уровне 13-летнего подростка. «Многие взрослые сегодня вынуждены работать и обрабатывать информацию быстрее, но у них нет нужных навыков. Нас этому не учили в школе», — подчеркивает Леви-Уоррен.
По словам Лилии Абраменко, эксперта Moscow Business School и бизнес-тренера по управленческим компетенциям и личной эффективности, интерес к подобным преподавателям наблюдается последние 10-15 лет. С ростом автоматизации и распространением технологий стало очевидно, что для успешной конкуренции на рынке труда необходимы не только профессиональные навыки, но и «человеческие» качества: планирование, адаптивность и контроль внимания. Это особенно актуально в условиях перегруженности информацией и многозадачности, которые стали неотъемлемой частью современного рабочего дня.
Корпоративный мир уже давно стал уделять особое внимание развитию soft skills, поскольку сотрудники с развитыми исполнительными функциями демонстрируют более высокую продуктивность и приносят больше пользы бизнесу в долгосрочной перспективе. «С середины 2010-х годов наблюдается повышенный интерес к нейропсихологии и когнитивным тренингам, которые объясняют, как можно улучшить работу мозга через обучение. Программы развития когнитивных навыков начали активно внедряться в корпоративный сектор», — описывает современное развитие профессионального сотрудника Абраменко.
При этом спрос наблюдается как за границей, так и в России, где «тенденция проявляется через растущий интерес к теме благополучия и выгорания, а также через внедрение передовых образовательных технологий в процесс управления персоналом», — поясняет эксперт. По словам Лилии Абраменко, тренд на развитие так называемых мягких навыков, таких как работа в команде, управление вниманием и стратегическое планирование, непосредственно связан с совершенствованием управленческих функций.
При этом больше всех заинтересованы в развитии исполнительных функций сотрудников крупные компании, которые выделяют средства на внутренние EF-курсы. Например, в «Яндекс Практикуме» обучают студентов оттачивать исполнительные навыки в рамках командных проектов, что помогает развить тайм-менеджмент, фокусировку, делегирование и умение отделить главное от второстепенного. «А еще развивать исполнительные навыки можно в «Мастерской», где студенты «Практикума» помогают бизнесу и НКО создавать проекты по программированию, дизайну, маркетингу и анализу данных. Для аналитика данных важны бизнес-мышление и умение работать в условиях неопределенности. А для Python-программистов — работа в команде, планирование и стрессоустойчивость», — говорит Илья Курмышев, CEO «Яндекс Практикума».
Стать эффективнее
Навыки управления временем, концентрации внимания и способности отличать важное от неважного могут казаться врожденными талантами и дарами судьбы. Однако это не так. Ведь речь идет о навыках — а их нужно осваивать через практику и повторение. «Успешное развитие управленческих функций возможно лишь при условии систематического обучения и постоянной практики. Систематическое обучение, практика, анализ и корректировка результатов — основа для успешного развития навыков управления», — говорит эксперт Moscow Business School.
Исследования подтверждают, что обучение навыкам управления временем и концентрации помогает повысить производительность на 20-30%. При этом уменьшить стресс, связанный с постоянным ощущением давления и нехватки времени, и улучшить способность принимать решения, выделять приоритеты и организовывать свою работу.
«Как коуч и бизнес-тренер, я заметила один интересный лайфхак: начинать обучение стоит с работы над эмоциями, управления мотивацией. И только потом переходить к более «жестким» инструментам тайм-менеджмента и организации рабочего процесса», — рассказывает Лилия Абраменко. Дело в том, что инструменты сами по себе не заставят человека себя использовать. Необходимо достичь внутреннего и ментального состояния, когда появится тяга, необходимость и даже невозможность работы без этих инструментов. А за это ощущение отвечают скрытые от внимания внутренние процессы — эмоциональный фон, внутренние барьеры и убеждения.
И все же методики преподавания в этом направлении включают как теоретические подходы, так и обсуждения, групповую работу и практические упражнения.
Пообщавшись с экспертами, мы собрали некоторые из них:
- Когнитивно-поведенческий подход, групповой и индивидуальный коучинг учат работать с внутренними барьерами, осознанно отслеживать свои мысли, чувства и реакции, чтобы управлять неосознанными импульсами и в моменте выбирать продуктивные решения и действия.
- Геймификация и интерактивные игры хорошо развивают гибкость мышления, концентрацию и способность к многозадачности, притом сохраняя вовлеченность. Однако обучение через практику и примеры может быть не менее эффективным. Например, в методиках проектного обучения, когда создаются групповые или индивидуальные проекты с акцентом на управление временем и планирование и сотрудники могут применять навыки долгосрочного планирования, координации действий и распределения ресурсов.
- Обучение через метакогнитивные стратегии помогает сотрудникам осознавать свои когнитивные процессы (как они думают, учатся или решают задачи). Этот способ можно внедрять как в рамках корпоративного обучения, так и в качестве проектов HR по mindfulness и управлению стрессом.
- Менторинг и внутренние эксперты: многие компании создают профессиональные сообщества внутри организации, где сотрудники делятся опытом и обучают друг друга. Это помогает снизить затраты на привлечение внешних тренеров и укрепляет корпоративную культуру, однако требует внимания HR и сильной управленческой воли для организации и поддержания таких процессов.
- Классическое аудиторное и онлайн-обучение все так же пользуется популярностью, поскольку направлено не только на повышение осведомленности сотрудников о существующих техниках тайм-менеджмента и организации работы, но также на разбор кейсов с преподавателем и отработку новых навыков на практике.
В условиях постоянного информационного потока и многозадачности навыки эффективного управления временем и вниманием становятся жизненно важными как для детей, так и для взрослых. Обучение исполнительным функциям помогает развить важнейшие качества — концентрацию, самоконтроль и способность к планированию, что не только способствует повышению продуктивности, но и уменьшает стресс и улучшает качество жизни. Важно понимать, что эти навыки можно развивать на протяжении всей жизни, и чем раньше начать, тем легче справляться с вызовами современного мира.