Рисунок Цоя побил рекорд, «Заправка» Эда Рушея оценена в $50 млн: новости арт-рынка
Новости рынка: миллениалы экономят, с Рыболовлева сняли обвинения
Согласно новому исследованию Art Basel и UBS, расходы коллекционеров, которые тратят на искусство как минимум $10 000 в год, сократились на 32% по итогам 2023 года. Миллениалы урезали расходы ровно вполовину, в то время как представители поколения X, наоборот, нарастили их до средней отметки в $578 000. В этом году 95% опрошенных в основном покупали искусство прямо в галереях. 67% коллекционеров участвовали в аукционах, а 41% — покупал на ярмарках.
Швейцарская прокуратура прекратила расследование в отношении миллиардера Дмитрия Рыболовлева (№28, $6,4 млрд). Арт-дилер Ив Бувье, много лет покупавший искусство для Рыболовлева, обвинял своего бывшего клиента в том, что тот был инициатором ареста Бувье в Монако в 2015 году в связи с другим судебным разбирательством, которое было урегулировано в конце прошлого года. В нем шла речь о совершенных в 2003 и 2014 годах при посредничестве Бувье сделках на общую сумму в €2 млрд. Как утверждал Дмитрий Рыболовлев, Бувье обманом выманил у него почти половину этой суммы. «Спаситель мира», приписываемый Леонардо да Винчи, из коллекции Рыболовлева, купленный при посредничестве Ива Бувье, был продан в 2017 году на Christie’s за $450 млн, став самым дорогим произведением искусства в мире, когда-либо проданным на аукционных торгах.
Портал Artprice решил проанализировать динамику мирового рынка фотографии за последние 10 лет. Как выяснилось, на смену громким аукционным рекордам 2010-х пришла пора более осторожных приобретений и переоценки прошлых кумиров. Впервые аукционный рекорд на фотографию превысил символический рубеж в $1 млн в 2005 году. Тогда на нью-йоркских торгах Christie’s «Ковбой» Ричарда Принса был продан за $1,2 млн. С тех пор Принс, а также Синди Шерман, Андреас Гурски и дуэт Gilbert & George (Гилберт Прош и Джордж Пассмор) прочно обосновались на верхних строчках в рейтингах самых дорогих продаж в жанре фотографии. Их работы регулярно уходили с молотка за суммы в несколько миллионов. Но с тех пор многое изменилось. Например, фотография Шерман «Без названия №93» (1981), проданная за $3,8 млн в 2014 году, к 2021 году стала стоить $3,1 млн. Суммарный оборот аукционных продаж каждого из этих авторов заметно просел в период с 2014 по 2023 год. Для Шерман спад составил 78%, для Гурски — 87%, для Принса — 80% (только в отношении фотографии). Зато в топ рейтингов вернулись классики фотографии — такие мастера, как Ричард Аведон, Ман Рэй или Диана Арбус.
Предстоящие торги: «Комедиант» Каттелана и «Заправка» Рушея за $50 млн
Sotheby’s планирует продать версию знаменитой работы Маурицио Каттелана «Комедиант». Художник впервые показал этот арт-объект в виде прикрепленного скотчем к стене банана на ярмарке Art Basel Miami Beach в 2019 году. Тогда галерея Perrotin просила за «Комедианта» $120 000. С тех пор было официально продано три версии этой работы. Эстимейт версии, которая будет продаваться на Sotheby’s 20 ноября, составляет $1–1,5 млн. По данным The Art Newspaper, для предаукционной выставки в Нью-Йорке сотрудники Sotheby’s купили обычный банан в ближайшем магазине. Помимо самого банана, покупатель лота получит инструкции по его экспонированию, рулон скотча и сертификат подлинности.
Топ-лотом намеченных на 19 ноября нью-йоркских торгов Christie’s, посвященных искусству ХХ века, станет масштабная (полтора на три метра) картина классика американского поп-арта Эда Рушея. Созданная в 1964 году картина «Заправка Standard. Разорванный на две части десятицентовый комикс» оценена в $50 млн. Как утверждают представители Christie’s, это последняя из крупномасштабных работ художника, до сих пор находящихся в частных руках. Образ заправки стал одним из центральных в творчестве Рушея в самом начале его пути. В 1960-х он создал фотопроект, в который включил все заправки, которые можно встретить по пути из Лос-Анджелеса в Оклахому (он часто ездил навещать своих родителей). «Они задают музыкальный ритм поездки, оставаясь своего рода островами культуры или ее отрыжкой, посреди бесконечного пейзажа», — говорил Рушей. Прошлым летом его «Горящая заправка» из коллекции семьи Пресс была продана на Christie’s за $22 млн.
Прошедшие торги: рекордный Перуджино, коллекция Гурьянова за €294 000
На торгах Dorotheum установлен рекорд на произведения Перуджино. Пара работ художника, продававшихся единым лотом 22 октября в Вене, ушла с молотка за €842 800. Речь идет о созданных приблизительно в 1490 году работах «Христос, увенчанный терновым венцом» и «Дева Мария». Они были куплены коллекционером, делавшим ставки по телефону.
Посмертная маска Эгона Шиле продана на Sloane Street Auctions с десятикратным превышением эстимейта за $24 600. Художник умер в 1918 году от испанки, которая свирепствовала в Европе в последние месяцы Первой мировой войны. Гипсовая форма была снята спустя два дня после кончины Шиле. Сама маска была изготовлена скульптором Гастинусом Амбрози в четырех экземплярах: для себя, для матери художника, для Артура Ресслера (коллекционер и меценат, покровитель Шиле) и для Ричарда Ланьи (печатник тиражных работ Шиле).
Суммарная выручка проходивших 26 октября торгов Vladey «Коллекция Гурьянова» составила €294 000 (эта и остальные суммы указаны с учетом комиссии аукциона, которая составляет 25%). На продажу было выставлено более 30 произведений из собрания барабанщика группы «Кино» и художника Георгия Гурьянова. Реализовать удалось 85%. За рекордные €76 972 с молотка ушел выполненный в 1980-е рисунок фломастерами работы Виктора Цоя. Цена лота превысила верхнюю планку эстимейта в пять раз. Написанный в 2000 году живописный «Штурвал» самого Гурьянова был продан за €75 000. Еще один топ-лот аукциона — портрет Михаила Горбачева из серии «Политбюро» Владислава Мамышева-Монро (€21 932). Выручку от торгов обещают направить на создание музея-квартиры Гурьянова в Санкт-Петербурге, которую планируют открыть в феврале 2026 года, к 65-летию художника. Победители аукциона войдут в список благотворителей новой институции.
Одним из топ-лотов проходивших 26 октября торгов Important Sale аукционного дома «Литфонд» стала датированная 1926 годом акварель Аристарха Лентулова. Работа, происходившая из собрания режиссера, потомственного коллекционера Соломона Шустера (на подрамнике есть приписка владельца о том, что акварель получена от дочери художника в середине 1970-х), ушла с молотка за 2,3 млн рублей. Пейзаж Анны Остроумовой-Лебедевой «Павловск. Розовопавильонный пруд» (1922) был продан за 1,2 млн рублей, а «Купальщицы» (1910-е) Петра Кончаловского — за 1 млн рублей. На торги также выставлялась подборка балетной обуви из итальянской коллекции. В прошлом эти предметы экспонировались в Третьяковской галерее. Пара балетных туфель Владимира Васильева, пуанты Екатерины Максимовой и Майи Плисецкой с автографами были проданы за 950 000 рублей.
Итоги ярмарки Cosmoscow: 50 000 посетителей и цензура
Проходившая в «Тимирязев Центре» с 25 по 27 октября 12-я ярмарка современного искусства Cosmoscow собрала в этом году рекордное число посетителей — более 50 000 человек. По словам организаторов, было продано порядка 500 работ, то есть ровно треть от заявленного числа представленных произведений. Топ самых дорогих продаж, по данным Cosmoscow, возглавляет работа Александра Косолапова под названием Malevich, ушедшая со стенда Syntax Gallery за 7,4 млн рублей. Elohovskiy Gallery подтвердила покупку работы Сергея Шеховцова за 4,5 млн рублей. Галерея Iragui продала «Ноты» Ольги Чернышевой за 4 млн рублей. Цена работы «Весь мир вверх тормашками» арт-группы «Провмыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов), представленной на стенде нижегородской галереи «9Б», составила 1,6 млн рублей.
В этом году представители Департамента культуры Москвы накануне открытия ярмарки процензурировали содержание стендов. Одной из снятых оказалась работа Ирины Затуловской «Пиджак» со стихами Осипа Мандельштама: «Я человек эпохи Москвошвея, смотрите, как на мне топорщится пиджак». Как пишет журналист Екатерина Вагнер в Art Focus Now, со стендов некоторых галерей снимали по пять работ. Как рассказал Вагнер владелец галереи 11.12 Александр Шаров, цензоры не объясняли причин своих решений.
На стенде Ассоциации галерей (АГА) покупатели, которые присматривались к работам в секции «Тираж», могли ознакомиться с подготовленным экспертами АГА документом, посвященным вопросам ценообразования в тиражном искусстве. Об этом же основатель галереи Пиранези LAB Алексей Веселовский рассказывал на тематической дискуссии в рамках образовательной программы ярмарки. По его словам, сегодня тираж рассматривается как единое произведение искусства, представленное в определенном количестве копий. Как правило, его цена сопоставима с ценой крупной живописной работы того же автора, а цена одной тиражной работы рассчитывается путем деления общей цены на количество выпущенных копий.
Сравнивая свои продажи с прошлогодними, соосновательница ArtTube Editions Анна Зыкина сообщила, что в этом году они лучше. «Развеску некоторых авторов мы меняли четыре раза за ярмарку», — говорит Зыкина. Куратором стенда галереи выступила Алина Глазун, чью серию из 20 работ начали раскупать до открытия Cosmoscow. Еще на монтаже был продан ковер Дарьи Сурмило, после чего галерея принимала предзаказы на будущие тиражи художницы. В секции «Тираж» была представлена и галерея Set Projects c искусством от 5 000 до 150 000 рублей. В этом диапазоне продавались как работы классиков современного искусства (Хаим Сокол, Ольга Чернышева), так и молодых авторов.
В секции «Дизайн» одной из самых дорогих продаж стала работа Ольги Солдатовой «Над Москвой», ушедшая за 3,6 млн рублей со стенда Atelier Choutko. 3L Gallery продала вдохновленный творчеством Льва Бакста ковер Ирины Бойко VOL за 2,1 млн рублей.
Музейные новости: пополнение коллекции Центра Помпиду, тестовое открытие Большого Египетского музея
Собрание Центра Помпиду пополнилось работами 15 современных китайских авторов. Произведения оказались в коллекции музея при поддержке Chanel. Об этом было объявлено на открытии временной выставки «Китай: новое поколение художников» (до 3 февраля 2025). До нового приобретения в коллекции Центра Помпиду было представлено всего 58 работ современных китайских художников, теперь их число выросло на 20%. Половина из отобранных авторов — женщины.
Недавно в тестовом режиме открыл свои двери для посетителей Большой Египетский музей в Гизе. Проект музея, строительство которого продолжалось более 10 лет, оценивается в сумму более $1 млрд. Ожидается, что во время пробного открытия через 12 залов музея, посвященных истории Древнего Египта, пройдет 4000 посетителей. В общей сложности в полный состав экспозиции войдет свыше 100 000 артефактов. Залы с коллекцией сокровищ Тутанхамона, планируется открыть позднее. Точную дату руководство музея пока не называет.
Новые выставки в Москве и Лондоне
31 октября Artwin Gallery откроет в Лондоне персональную выставку современного нижегородского художника Владимира Чернышева. В экспозицию войдет семь графических работ, два деревянных объекта и фотодокументация инсталляций художника. Кроме того, специально для лондонской выставки Чернышев создаст временный мурал. Проект под названием Heavy Water («Тяжелая вода»), реализованный при поддержке коллекционера Зои Галеевой, будет работать до 16 ноября в выставочном пространстве Frieze на Корк-стрит.
До 22 ноября в Q-ART Gallery демонстрируется вторая часть выставочного проекта «Беляево — Измайлово. Нонконформизм из коллекции Q-ART», приуроченного к 50-летию Бульдозерной выставки. Новая экспозиция «Зеленый свет андеграунду» объединила произведения реальных участников легендарной выставки 1974 года: Александра Юликова, Лидии Мастерковой, Евгения Рухина, Риммы Заневской, Никиты Алексеева, Игоря Кислицына. Особое внимание уделено редким живописным полотнам, которые экспонировались в Измайлово. Их дополнили работами других знаковых мастеров советского андеграунда разных направлений из коллекции галереи: Виктора Пивоварова, Василия Ситникова, Олега Целкова, Петра Беленка, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Яковлева, Эдуарда Штейнберга, Игоря Вулоха, Франциско Инфанте.
Выставку «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные» до следующей осени можно увидеть в Музее Международного нумизматического клуба, созданного в 2015 году по инициативе миллиардера (№1, $28,6 млрд), коллекционера Вагита Алекперова. Музей располагается в историческом здании палат Зиновьевых-Юсуповых XVII века. Новый проект рассказывает об истории и искусстве древней Византии через экспозицию, в которой объединены коллекция византийских монет, предметы декоративного искусства, миниатюрная резьба по камню, художественный металл, живопись, архитектурные детали и предметы археологии. В общей сложности на выставке собрано свыше 500 экспонатов.