К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вечный дуэт: зачем дизайнеры интерьеров сотрудничают с модельерами и кутюрье

Показ Rick Owens весенне-летней коллекции — 2020 в Париже, 2019 год (Фото Getty Images)
Показ Rick Owens весенне-летней коллекции — 2020 в Париже, 2019 год (Фото Getty Images)
Цветовая палитра, формы и силуэты, текстура и фактура — все эти термины есть в обиходе не только модных дизайнеров, но и тех, кто создает интерьеры и проектирует здания. Дружба архитекторов и модельеров длится не один десяток лет. Редактор Forbes Life Марк Смирнов рассказывает, как формируются эти союзы и где можно увидеть результат их совместного творчества

Дизайнерское братство

Геометрические формы, нетривиальные силуэты, конструктивистские композиции — в описании коллекций модных дизайнеров можно часто встретить эпитеты, которые, казалось бы, скорее формируют представление об архитектуре, нежели об одежде. Дело в том, что связь между этими двумя индустриями гораздо прочнее, чем кажется на первый взгляд.

Индустрии моды и дизайна интерьеров живут по общим правилам: обе сферы зависимы от трендов, которые сменяются каждый сезон, а то и чаще. Источники вдохновения при этом не так сильно разнятся, ведь всем дизайнерам приходится наблюдать за тем, что происходит в социальной, экономической и даже политической сферах. Все это отражается не только в том, что мы носим, но и в том, где мы живем.

«Оба эти направления «говорят на одном языке» — языке эстетики, материалов, текстур и цветов, и тенденции каждого из этих направлений часто отражаются и переплетаются с другим. Оба они стремятся удовлетворить своих клиентов, которые ищут уникальные впечатления и продукт, который отражал бы их индивидуальность, будь то сделанный на заказ предмет одежды или персонализированная мебель», — подтверждает Мануэла Бортоламеоли, совладелица марки Diego M.

 
Церковь Нотр-Дам-дю-О авторства Ле Корбюзье, архитектурой которого вдохновлялась Коко Шанель (Фото Legion-Media)

Как считают Эдуард Еремчук и Катя Пятицкая, основатели бюро Edxxkat, по сути, и мода, и дизайн интерьеров, и архитектура — это многовековая история человеческих ощущений, которые мы испытываем, находясь внутри пространства, около здания или примеряя ту или иную одежду. А Дарья Василькова, ведущий архитектор-дизайнер и основательница студии Art Group, говорит, что и интерьерный, и модный дизайн — это невербальный способ коммуникации, который позволяет человеку транслировать миру свою позицию.

Несмотря на то что обе отрасли зависят от тенденций, отличает их разный «срок годности» тех или иных трендов: если в модной отрасли марафон любви к розовым вещам может через несколько месяцев смениться страстью по гранжу, то в интерьерном дизайне все намного скромнее и менее разнообразно. «Нередко мода и дизайн интерьера идут параллельными курсами, разница только в том, что актуальность интерьера должна «прожить» дольше. То есть необходимо мыслить немного вперед», — говорит Мария Сабитова, архитектор бренда Ekonika.

 

Так же считают Эдуард Еремчук и Катя Пятицкая: «Разница в том, что в интерьере и архитектуре нет сезонности, да, все меняется и есть цикличность, но она имеет больший срок. Поэтому хочется, чтобы архитектура все-таки оставалась каким-то вневременным видом искусства. Мы и сами стараемся не подстраиваться под то, что модно в интерьерном дизайне, а наоборот, идем от обратного».

Но несмотря на разные жизнен­ные циклы, некоторые пересечения в трендах проявляются достаточно ярко. В чем точно похожи модные коллекции и интерьеры, так это в выборе оттенков. «Самый яркий пример пересечения актуальных тенденций наблюдается в цветовых решениях. Как известно, ежегодно Институт цвета Pantone презентует свой прогноз самых актуальных цветов следующего сезона — 10 трендовых оттенков и пять базовых. Хотим мы этого или нет, но они будут заметно влиять на колористику, орнаменты и фактуру продуктов модных брендов. Они появятся на подиумах, и почти моментально тренд распространится на интерьеры и дизайн в целом, а также на рекламный мир», — отмечает Елена Крылова, основатель дизайн­-бюро, член национальной Ассоциации дизайнеров и декораторов интерьера.

А Наталья Корнюхина, архитек­тор-­дизайнер сети магазинов итальянской одежды и обуви «Кашемир и Шелк», добавляет, что для дизайне­ров — и модных, и интерьерных — важ­но уметь применять эти цвета, сохра­няя баланс, чтобы быть стильным, но при этом понимая, что время пройдет и предмет может потерять свою акту­альность. То же касается популярных принтов и текстур, которые всегда находят свое отражение в обивке ме­бели или на стенах в интерьере, а не только в нашем гардеробе.

 

В случае с цветовой палитрой есть ряд трендов, которые живут в обеих сферах долгие годы и не планируют их покидать. Один из таких — базовая палитра оттенков, в универсальности которых просто не приходится сомневаться. «Общие тенденции всег­да остаются одни — это природные цвета, такие как бежевый, коричне­вый, черный, серый, приглушенные оттенки синего, зеленого и голубого. Натуральные материалы в интерье­рах — дерево, камень, металл, живые растения, а в одежде натуральные ткани — хлопок, лен, кашемир, шелк, шерсть, кожа. Все, что неотъемле­мо связано с природой, которая нас окружает», — объясняет Наталья Кор­нюхина. 

Во многом тренд на натуральность связан с устойчивым развитием. «В обеих сферах все больше внима­ния уделяется использованию эколо­гически чистых материалов и приме­нению производственных процессов, которые классифицируются как eco­ friendly. В моде это выражается в ис­пользовании органических материа­лов, применении практики вторичной переработки и большом внимании ко всей производственной цепочке. То же самое происходит и в дизайне интерьеров, где внимание к окружа­ющей среде теперь является обяза­тельным», — подтверждает Мануэла Бортоламеоли. 

Коллекция Comme des garcons на выставке Rei Kawakubo·Comme des garcons: art of the in-Between в Институте костюма Метрополитен-музея, 2017 год (Фото Getty Images)

Интерьерные дизай­неры, по словам Елены Крыловой, отвечают на эту ESG­повестку тем, что вдохновляются такими стилями, как джапанди, классический сканди­навский, ваби­саби, а еще массово используют в производстве мебели и светового оборудования вторичные материалы.

Как говорит Мария Сабитова, ди­зайнеры интерьера — это люди, ко­торые «смотрят» еще и руками. Им важно тактильное ощущение мате­риалов: фактуры и материалы с по­диумов вдохновляют на создание пространств. Естественно, модные дизайнеры им в этом не уступают, так как преображать ткани со сложными фактурами в настоящие фешен­ про­изведения (в том числе и коммерчески успешные) — одна из их главных задач, важная и для истории, и для жизнеспособности бренда. Отсюда и мультидисциплинарность представителей индустрии. 

«Различные сферы дизайна объединяются вокруг смыслов и самовыражаются через коллаборации, используя подчас одни и те же фактуры. Звучит, возможно, сложно, но на примере все просто. Например, аутентичные ковры ручной работы, которые плетут на Востоке, могут быть использованы фешен-дизайнерами для создания новой коллекции сумок. Или потомственный резчик по дереву, сохранивший традиции своей семьи, создает не только наличники для окон, но и пуговицы для модного платья», — уточняет Дарья Василькова.

 

При этом работать лишь с цветом невозможно, потому что не менее важную роль в дизайне играет форма. «Для одежды — фасон и крой, для интерьеров — архитектурные формы и силуэты. И это то, что действительно важно. Если обратиться к историческим памятникам архитектуры разных эпох, то здесь всегда есть необычные формы, а вот цвет со временем уходит, это приходящая и уходящая история, которая характеризует какой-то период времени», — говорит Наталья Корнюхина.

Дело мастеров

Союз дизайнерских сфер уже не раз был подтвержден главными лицами модного сообщества. Некоторые из них говорили в своих коллекциях о связи интерьеров и архитектуры с кутюрным искусством еще в прошлом веке. «Первое, что приходит в голову, — это, конечно, период начала XX века, когда чистые линии и минималистские аспекты в проектах таких архитекторов, как Ле Корбюзье, повлияли на работу модных дизайнеров. Яркий пример — Коко Шанель, которая стала сочетать в своих коллекциях принципы современности и функциональности, создавая модели простые, но чрезвычайно элегантные. Более того, именно в этот период в моде, особенно женской, произошли огромные изменения по сравнению с модой предыдущего века», — вспоминает Мануэла Бортоламеоли.

А креативный дизайнер марки Portal Елизавета Мозгунова уточняет, что Пьер Бальман, основатель одноименного дома моды, и вовсе учился на архитектора и считал пошив одежды «архитектурой движения». «Мне также нравится история культового дизайнера парфюмерных флаконов Пьера Динана. Чтобы создать флаконы для Balmain, Calvin Klein и Armani, он ходил в гости к основателям брендов, чтобы вдохновиться их интерьерами, или просто расспрашивал модельеров об их любимых зданиях», — добавляет дизайнер.

Эдуард Еремчук и Катя Пятицкая акцентируют внимание на тех дизайнерах, в коллекциях которых читаются сложные формы. Например, Рей Кавакубо, основательница Comme des Garcons, часто использует элементы архитектуры в своем творчестве. Ее подход к дизайну одежды, по словам владельцев Edxxkat, — это эксперименты с формой и объемом, а сами коллекции — это архитектурные объекты с акцентом на непропорциональные и нестандартные силуэты. Подобным образом с формами работает и Рик Оуэнс, который вдохновляется брутализмом, массивными силуэтами, простыми геометрическими линиями. Это и минималистичные объемные предметы, и монохромная палитра, и внимание к пропорциям в одежде, которые на показах часто пересекаются с ландшафтом. Так в 2018 году Рик Оуэнс установил пылающий костер в фонтане Токийского дворца для шоу женской коллекции сезона весна-лето — 2019, вдохновившись конструктивистской башней Владимира Татлина. 

 

«Примеров подобных пересечений много, но наша любимая история, когда нам написали из Prada и архитектурного бюро OMA и сказали, что вдохновлены проектом Likeshop в Ростове. Тогда попросили дать контакт, где мы покупали розовый мех, используемый в интерьере, они хотели закупить его для показа. Это было очень забавно, так как материал мы нашли в каком-то магазине в подвале, а тут Prada хочет такой же мех», — рассказывают архитекторы.

Чувствуют связь моды и интерьерного искусства не только мастодонты индустрии, но и нишевые марки, которые нередко вдохновляются неизвестными для обычного обывателя архитекторами и дизайнерами. При этом дуэт двух индустрий может крыться как в самих коллекциях, так и в их креативном окружении. «Arte Antwerp в своих съемках подсвечивает городское устройство Дубровника с фокусом на спортивные площадки, их графический дизайн вдохновлен художественным направлением баухауса, Han Kjobenhavn не раз обращались к абстрактной живописи для создания уникального паттерна трикотажа, а изделия Heresy вдохновлены памятниками и фольклором Британии», — говорит Павел Алексеев, арт-директор концепт-стора NUW Store. Например, Drôle de Monsieur посвящали коллекцию королю поездов — Восточному экспрессу, пристально разбирая его интерьер на паттерны в своих изделиях, модель кроссовок Acumik вдохновлена культурой и умиротворяющей эстетикой сада камней, а Evisen преображает в своих проектах элементы таких пространств, как заброшенные здания и старые теплицы.

Дома с душой

Главное место, где архитекторы и интерьерные дизайнеры встречаются с модельерами, — бутики модных марок, именно в собственных пространствах бренды могут показать, из чего на самом деле складывается их концепция. Как считает Дарья Василькова, в интерьере марка должна подтвердить свое позиционирование: если она транслирует экоповестку и создает кроссовки из морского мусора, то в шоуруме могут появиться, например, стеллажи из переработанного пластика — все потому, что потребитель считывает такие вещи на подсознании. А по словам Елены Крыловой, бренд воплощает личностные ценности покупателя — это относится как к воплощенным продуктам, так и к магазинам марки, где совершается покупка. Поэтому в бутиках должны создаваться запоминающиеся на уровне органов чувств ощущения.

«ДНК брендов находит реальное отражение в интерьерах их бутиков. Так, например, After Pray развернули поп-ап в серферской стилистике под стать своей линии. Флагман Arte вдохновлен знаковым архитектором-модернистом Мисом Ван дер Роэ, а символический магазин Camper Serrano отражает ключевой цвет актуальной коллекции. Шоурум Carne Bollente следует призванию марки разрушать всяческие табу, пока магазины Pompeii устланы роскошными коврами и передают фирменную палитру марки», — говорит Павел Алексеев, который уверен, что интерьер умножает интерес к ассортименту и устанавливает эмоциональную связь с клиентом. Чувство юмора, креативные решения, фотогеничная мебель, эксклюзивные объекты в бутиках захватывают внимание покупателя и завоевывают его лояльность.

 
Магазин Lime, над которым работало архитектурное бюро Castel (Фото DR)

Соглашается с арт-директором NUW Store и Роза Корсакова, коммуникационный директор Morpheus: «Бренд транслирует себя и свои смыслы через физическое пространство и интерьерный проект, в котором он представлен, и то, через какие визуальные коды и формы марка взаимодействует со своей аудиторией в офлайне. Когда масштаб и содержание бизнеса меняются, то и визуальным деталям, начиная от айдентики, цветовой гаммы и окружающего пространства, могут потребоваться обновления». На примере российского бренда можно увидеть, как может формироваться интерьер бренда. Первым пространством марки в 2022 году стал корнерв универмаге TrendIsland, спроектированный совместно с архитектурным бюро Muno.Design в главном на тот момент цвете компании — розовом (по словам эксперта, это был яркий ответ на однотонный базовый текстиль). Тогда в центре корнера появилась кровать, которая по смыслу идеально дополняла проект постельного белья и домашней одежды.

Другой пример работы отечественного бренда с собственными интерьерами — флагманский магазин Lime, который открылся летом 2024 года. Концепцию пространства на Кузнецком Мосту разработало испанское архитектурное бюро Castel. Мастера создали интерьер, отражающий ДНК бренда: сделали акцент на функциональности пространства, особых деталях (например, детский этаж украсили инсталляциями из дерева и яркими керамическими скульптурами, а в лаконичные зоны для шопинга добавили современные детали в стиле индустриального минимализма), при этом сохранили исторический фасад и декор Дома моделей.

Магазин Geox, созданный в концепции X-Store (Фото DR)

Многие бренды создают интерьеры для собственных магазинов в общей концепции. Среди них — Geox, бутики которого оформлены в едином стиле X-Store. Знак X в названии — символ современных технологий, которыми гордится итальянская компания. Ключевые элементы, используемые в коллекциях, стали главными элементами декора и в магазине. Например, входная дверь с круглыми отверстиями — отсылка к фирменной перфорации в подошве Geox, положившей начало инновационному бренду, а архитектурный принцип интерьера сфокусирован на дематериализации пространства.

И, конечно, даже в этом случае не обойти стороной бессмертные тренды — в этом случае на сцену снова выходят природные мотивы. «ДНК некоторых итальянских брендов, представленных в бутиках «Кашемир и Шелк», неразрывно связаны с натуральными цветами. Это тенденция, которая повторяется из коллекции в коллекцию. Вот почему интерьерные решения в магазинах зачастую реализуются также в спокойном и нейтральном ключе, а элементы дизайна являются атмосферным продолжением самого бренда», — говорит Виктория Саава, основатель сети магазинов итальянской одежды и обуви класса люкс «Кашемир и Шелк».

 

Например, оформление пространств Peserico создает ощущение теплоты с помощью деревянных элементов. Fabiana Filippi, напротив, использует холодные цвета, чтобы оттенить натуральность и комфортность представленной коллекции. А в интерьере бренда Ereda можно увидеть люстры, сделанные из стекла с острова Мурано: они создают атмосферу гостеприимного дома, и покупателю хочется как можно дольше находиться в этой атмосфере.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+