Судьба отдела новейших течений Третьяковки и Дали за €4 млн: новости арт-рынка
Предстоящие аукционы: шедевры модернизма и Ferrari Анджелины Джоли
На ноябрь Sotheby’s планирует сразу несколько громких аукционов, посвященных работам из выдающихся частных собраний. Уже объявлены топ-лоты коллекции Сиделл Миллер с суммарной оценкой в $200 млн, которую будут распродавать 18 ноября в Нью-Йорке. Вместе с мужем Миллер была соучредительницей двух косметических брендов: Ardel и Matrix Essentials. В 1994 году супруги продали оба бизнеса, объединенные в конгломерат Bristol Myers Squibb, получив за них $400 млн. С молотка обещают пустить порядка 90 шедевров, включая «Кувшинки» Клода Моне, оцененные в $60 млн, и полотно Пабло Пикассо под названием «Статуя» с эстимейтом в $30 млн. На продажу также выставят «Белый овал» Василия Кандинского, последний раз появлявшийся на рынке более полувека назад и участвовавший в знаковых американских ретроспективах художника ($15–20 млн).
Еще одна знаковая распродажа Sotheby’s будет частично посвящена работам из собрания американского бизнесмена, политика и мецената, внука Соломона Гуггенхайма, Гарри Фрэнка Гуггенхайма, активно участвовавшего в создании Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. На нью-йоркские торги 18 ноября выставят три принадлежавших Гуггенхайму-внуку шедевра. Один из них — датированная 1913 годом картина Франца Марка «Длинная желтая лошадь» ($8–12 млн), ознаменовавшая переход художника от эстетики немецкого романтизма к чистой абстракции. Бронзовый «Бюст» Альберто Джакометти аукционисты оценили в $10–15 млн, а картину Поля Гогена «Черная женщина» — в $1 млн.
На 20 ноября запланированы парижские «Выдающиеся торги», традиционно посвященные ярким образцам декоративно-прикладного искусства. Но топ-лотом на этот раз будут не рамки Фаберже или позолоченные канделябры, а винтажная модель Ferrari, принадлежавшая голливудской звезде Анджелине Джоли. Оценочная стоимость черного купе 250 GT 1958 года составляет порядка $800 000.
Прошедшие аукционы: Сальвадор Дали за €4 млн и вещи из «Игры престолов»
Топ-лотами парижских торгов Sotheby’s стали работы Сальвадора Дали и Жана Дюбюффе. Дом провел две сессии в один день, 18 октября. Выручка аукциона, посвященного шедеврам модернизма, составила €36 млн. Самым дорогим лотом оказалась написанная в 1947 году картина Жана Дюбюффе под названием «Ликующий Франсис-губка». Она ушла с молотка за €6 млн. Тем же вечером прошли и отдельные торги, посвященные работам сюрреалистов, собравшие €23 млн. В этом разделе топ-лотом оказалась «Мечтательная роза». Ее цена почти в четыре раза превзошла эстимейт, составив €3,9 млн.
Аукцион вещей, связанных с сериалом «Игра престолов», собрал $21 млн. Торги оказались одними из самых успешных в истории Heritage Auctions. Среди 900 лотов было много оригинальных костюмов, бутафории и элементов декораций. Топ-лотом торгов, продолжающихся с 10 по 12 октября, стал Железный трон, служивший в сериале главным символом власти над всеми семью королевствами. Его цена составила $1,5 млн. За $400 000 ушел с молотка меч Джона Сноу, а за один из его костюмов, в котором он нес службу в Ночном дозоре, заплатили $337 000.
В пространстве арт-платформы Cube.Moscow 16 октября прошли благотворительные торги, собравшие более 4 млн рублей. Вся выручка будет направлена на помощь детям и семьям, подопечным организации «Детские деревни SOS», которая отмечает 30-летие. Среди лотов были работы Владимира Дубосарского, Константина Звездочетова, Павла Пепперштейна, Дмитрия Маркова.
Ярмарки: Москва готовится к 12-й Cosmoscow, итоги парижской Art Basel
С 25 по 27 октября пройдет 12-я ярмарка Cosmoscow. На новой площадке в «Тимирязев Центре» 91 галерея выставит более 1500 произведений современного искусства. Среди иностранных участников заявлены галереи из Италии (Forme), Азербайджана (Chelebi), Таиланда (Yoomoota) и Дубая (Inloco Open Storage). В отдельную секцию выделены четыре галереи из Тегерана.
В рамках некоммерческой программы Фонд Cosmoscow покажет проекты победителей своих ежегодных программ: «Музея года» (Волго-Вятский филиал Пушкинского музея), «Институции года» (пермский Центр городской культуры) и «Художника года» (Александра Гарт). Традиционная выставка «Глазами коллекционера» в этом году будет посвящена работам из собрания Екатерины Лапшиной, соосновательницы фонда «Новые коллекционеры», открытого прошлой зимой при участии куратора, бывшего директора Пушкинского музея Марины Лошак, директора музея «Гараж» Антона Белова, искусствоведа, бывшего директора «Сотбис-Россия» Михаила Каменского и коллекционера Антона Козлова.
Одна из самых дорогих работ Cosmoscow — картина нонконформиста Льва Повзнера «Явление братика» (12 млн рублей) в Alina Pinsky Gallery. У галереи на ярмарке два стенда, где выставлены работы художников разных поколений, включая Евгения Музалевского (его проект «Монохром, с мамой за спиной» можно увидеть в МАММ до 15 ноября). Петербургская Marina Gisich Gallery везет в Москву работы Марии Кошенковой, Ивана Карпова, Евгения Юфита, Виталия Пушницкого. Новая картина Пушницкого под названием «Студия. Остров» продается за 5 млн рублей. Галерея Iragui сделает ставку на творчество Ольги Чернышевой, Никиты Алексеева и Линды Каррары. Картину Чернышевой Love in Idleness 2018 года можно будет купить за 1,2 млн рублей. Более доступное искусство на Cosmoscow будет представлено в секциях «Контур» (молодые галереи, которые часто не имеют собственного пространства и работают в формате шоу-рума или онлайн-платформы) и «Тираж» (галереи, занимающиеся тиражным искусством).
В Париже с 18 по 20 октября проходила ярмарка Art Basel, собравшая на площадке Гран-Пале чуть меньше 200 галерей со всего мира, причем почти четверть из них участвовали в ярмарке впервые. Самой громкой продажей открытия стала ушедшая со стенда White Cube за $9,5 млн картина Джули Мерету. Галерея Hauser & Wirth продала за $3,5 млн картину Марка Брэдфорда и за $2 млн акварель Луиз Буржуа. Представители галереи David Zwirner отчитались о продаже 11 работ, самой дорогой из которых оказалась картина Виктора Мана ($1,2 млн).
Фильм про Филонова и танцевальный спектакль по текстам Маяковского
Центр Зотов готовит спектакль по текстам Маяковского. Премьера под названием «Мистерия про это» намечена на середину ноября. В основу лягут дошедшие до наших дней немногие сведения об оригинальном спектакле Всеволода Мейерхольда по «Мистерии-буфф». Над постановкой работает танцевальная труппа musicAeterna Dance (режиссер: Анна Гусева). Хореография разрабатывается, исходя из принципов биомеханики Мейерхольда, а электронный саунд-дизайн будут дополнять своим голосом и речью артисты.
В кинотеатре «Октябрь» прошла премьера документального фильма Никиты Снегова, посвященного судьбе и творческому наследию Павла Филонова. Рассказ о его работах ведут искусствоведы Андрей Сарабьянов и Глеб Ершов, специалисты Третьяковской галереи и Русского музея. Динамизм построенному по академическим канонам повествованию придает детективный сюжет про кражу рисунков Филонова из Русского музея в 1980-е годы (впоследствии они были вывезены из СССР и оказались в парижском Центре Помпиду, что привело к уголовному расследованию). Эта часть сюжета основана на материалах, собранных Александром Мосякиным, чья книга «Фальшивки и мистификации. От искусства до политики» вышла из печати в день премьеры фильма. Кроме того, при помощи технологии deep fake создатели картины «оживляют» Филонова, который зачитывает с экрана фрагменты своих дневников. После премьеры в «Октябре» в рамках кинофестиваля «Каро.Арт» показы фильма «Филонов» пройдут в Петербурге, Новосибирске и Краснодаре, 14 декабря фильм снова покажут в Москве («Октябрь»), а затем он отправится на конкурсы.
Музейные новости: судьба отдела новейших течений Третьяковки
После того как в соцсетях появились слухи о грядущем закрытии Отдела новейших течений Третьяковской галереи, на днях было опубликовано официальное заявление музея. В нем говорится о готовящемся в рамках плановой реструктуризации включении Отдела новейших течений в Отдел искусства второй половины ХХ–ХХI века. В заявлении говорится, что работа по изучению актуальных художественных практик будет продолжена, а сама галерея «заинтересована в продвижении и популяризации современного искусства».
В интернете опубликовано письмо протеста, инициатором которого выступил искусствовед Андрей Ерофеев. В нем решение администрации галереи называется «грубой и непростительной ошибкой, наносящей серьезный ущерб современному искусству России, музейному делу в нашей стране, культурному кругозору отечественной публики, наконец, репутации самой Третьяковской галереи». На момент публикации письмо подписали более 200 человек.
Выставки в Париже, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Лондоне
До 23 октября в пространстве студии Albatros, историческом здании в районе Монтрей, где в 1920-х годах Иосиф Ермольев и Иван Мозжухин создали русскую киностудию, идет выставка современного российского искусства «Да, фонтан!». Среди участников — Семен Агроскин, Мария Арендт, Дмитрий Булныгин, Дарья Кротова, МишМаш, Олег Никишин, Андрей Пригов, группа Recycle, ЕлиКука.
До 26 октября в галерее Iragui в Париже открыта выставка Ольги Чернышевой Re-Animations. В роли куратора выступает Эрве Микаэлоф, часто консультирующий группу LVMH. В галерейном зале соседствуют графика, картины и видеоработы. Один из главных мотивов — нос собаки на станции метро «Площадь Революции», показанный крупным планом. В золотой поверхности потерявшего узнаваемость носа отражается прибывающий поезд.
Галерея Iragui располагается в Романвиле, коммуне на востоке Парижа, на территории бывшего фармацевтического завода Roussel-Uclaf, преображенного в культурный центр, как часть масштабного замысла группы Fiminco по созданию культурного района Fast — Fiminco Art Studios. Наряду с Nika Project Space (новой галереей из Дубая) и мастодонтами французского рынка искусства, такими как Galerie Jocelyn Wolff и Air de Paris, Iragui входит в объединение представленных на территории фонда галерей Komunuma.
До 31 октября на рю Тюренн в Париже работает выставка «Мифы о ксенофобии», организованная Tora and Art Foundation и Sarah Vinitz Foundation. Большинство участников — художники из России. На выставке организована программа публичных дискуссий и встреч с художниками. Первыми выступали Татьяна Арзамасова и Лев Евзович, представляя работы AES+F. На 23 октября намечена дискуссия философа Петера Слоттердайка, специалиста по Ницше и критике цинического разума.
В лондонском пространстве Feelium Gallery & Studios до 27 октября проходит персональная выставка Ивана Волкова (родился в Протвино, сейчас живет в Париже) Jokes Everywhere (кураторы: Дмитрий Малышев и Валерия Никитина). Картины и керамические объекты художника исследуют природу зла, которое нередко скрывается под маской иронии и шутки. Экспозицию дополняют фотографии Дмитрия Малышева (сокуратора выставки наряду с Валерией Никитиной). «Меня вдохновляли посещения музея Бранли, где я изучал работы древних народов — от африканских племен до культур Океании. Кроме того, мои персонажи, как образы из кино и комиксов, отсылают к традиции Хэллоуина», — рассказывает о своих работах Иван Волков.
До 10 ноября в концептуальном пространстве Tomo на Новой Риге проходит выставка Виктора Решетникова «Феномен», которую курирует Алексей Масляев. Художник преимущественно работает с керамикой. Представленные на выставке произведения относятся к разным периодам творчества автора, демонстрируя при этом яркость и чистоту цвета.
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков до 24 ноября проходит выставка «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей», впервые представляющая широкой публике крупнейшее частное собрание российского искусства XX века. В коллекции — и имена первого ряда, и совсем неизвестные широкому зрителю авторы. Первую треть ХХ века представляют Александр Бенуа, Сергей Судейкин, Эрте (Роман Тыртов), Маревна (Мария Воробьева-Стебельская), Александр Самохвалов, но также, например, и Георгий Рублев, художник, одновременно бывший и авангардистом, и сталинским монументалистом, практически не показывавший свои авангардные работы и открытый лишь в 2000-е годы. Интересно представлен на выставке период 1960-х годов: «лианозовцы» (Лидия Мастеркова и Оскар Рабин); художники «сурового стиля» (Николай Андронов, изгнанный из Союза художников после уничижительного отзыва Хрущева, Андрей Васнецов, Павел Никонов). Ядром собрания специалисты называют корпус работ семидесятников: москвичек Татьяны Назаренко, Ольги Булгаковой, Натальи Нестеровой, членов ленинградской группы «Одиннадцать» Валентины Рахиной, Евгения Антипова, Завена Аршакуни и Бориса Шаманова. С художниками этого поколения коллекционер Николай Ботка общался лично. Выставку можно сравнить с авторским экскурсом в историю российского искусства ХХ столетия, с очень личным отношением к каждому художнику и вниманием к малоизвестным подробностям.
В петербургском «Севкабель порту» до 10 марта следующего года работает выставка-байопик «Виктор Цой. Легенда», созданная бюро Planet9. Это второй сезон проекта, состоявшегося в 2022 году в московском «Манеже». В Петербурге, на родине Виктора Цоя, выставка предстала в расширенном и дополненном виде, по словам организаторов, которые предпочитают использовать кинематографические термины. «Петербургский сезон» — это режиссерская версия проекта. Создатели определяют жанр проекта как кино о жизни Виктора Цоя-человека и Виктора Цоя-легенды. Но, наверное, больше всего он ассоциируется с режиссерским экземпляром сценария. В петербургской версии добавлен даже запах легендарной кочегарки «Камчатка». По сравнению с московской версией, на нынешней выставке появилось несколько очень личных вещей, в частности, двойной кулон с сердцем и ключом к нему из коллекции Наталии Разлоговой, и удочка, с которой Цой отправился на рыбалку в роковой августовский день. Изменилась и сценография некоторых залов, но главное — это то, что гигантский бетонный цех, где на площади в три тысячи квадратных метров разместились 13 залов выставки, да и вся промзона «Севкабеля», продуваемая ветром с Финского залива, удивительно точно попадает в настроение проекта.