К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Их вайб: 10 главных ценностей поколения альфа

Иллюстрация Екатерины Трушиной
Иллюстрация Екатерины Трушиной
К 2025 году число тех, кого относят к поколению альфа, достигнет 2 млрд человек. Дети, рожденные с середины 2010-х до середины 2020-х годов, заметно отличаются от предшественников. Их характеризует не столько зависимость от гаджетов, сколько совершенно новое мировоззрение: они транслируют иные ценности, чем миллениалы и даже зумеры. На основе исследований и разговоров с экспертами Forbes Life составил «10 заповедей» альфа

1. Ментальное здоровье

Одна из ключевых ценностей поколения альфа. Педагог Анастасия Серазетдинова считает, что инте­рес к собственному здоровью может быть проявле­нием подросткового бунта и кризиса идентичности, когда подросток уже не ребенок, но еще и не взрос­лый: «Большая осознанность связана с доступом к информации: любой может самостоятельно разыс­кать источники и изучить, что его волнует, узнать, как устроен организм».

Одновременно забота о психологическом состоя­нии перевесила интерес к сексуальной стороне жиз­ни, свойственный предыдущим поколениям: «О сексе столько написано, что он перестал казаться непонят­ным и недоступным. Подростки обратили внимание на другие вещи — ментальное здоровье, уход за телом. Доступность информации дала им возможность заду­маться, почему я чувствую себя так и что с этим можно сделать», — отмечает Серазетдинова.

Иллюстрация Екатерины Трушиной

Есть и другая гипотеза — фиксация подростков на внутреннем мире может быть симптомом тревож­ности, предполагает педагог. На это влияют события извне — политическая обстановка и экономическая нестабильность.

 

Наконец, поколение альфа — самое многочислен­ное в истории человечества, обращает внимание Ана­стасия Серазетдинова. Каждую неделю на свет во всем мире появляется 2,5 млн младенцев — и неудивитель­но, что на фоне развития медицины может расти и ко­личество людей, предрасположенных к различным заболеваниям.

Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

2. Разнообразие

Благодаря своей многочисленности поколение альфа — наиболее этнически и культурно разнообразное в истории, уверены исследователи австралийской компании McCrindle.

 
Иллюстрация Екатерины Трушиной

Современные дети и подростки действительно спокойно относятся к различиям между собой и другими, согласна педагог Анастасия Серазетдинова. Волосы яркого оттенка, особенности здоровья, иной цвет кожи больше не вызывают у нынешних школьников удивления, как раньше, подтверждает учительница английского языка Алина Федоряева: «Нас в школе буквально науськивали «не пялиться» на других. С нынешними ребятами я просто не чувствую надобности обсуждать то, что и так для них очевидно».

3. Прагматичность

Современные подростки следят за политической ситуацией в мире и руководствуются ею, чтобы принимать решения о своем будущем, отмечает Анастасия Серазетдинова.

«Они выбирают профессии и образ жизни, которые останутся востребованными даже в сложные времена, и при этом проявляют гибкость. Как сказал мне один юноша: «Я хочу заниматься самолетостроением, потому что самолеты будут всегда, и если что-то изменится, моя профессия не умрет и будет меня кормить», — объясняет эксперт.

 

Кроме того, будущие выпускники понимают, что хорошее образование обходится недешево, и поэтому настроены на то, чтобы закрепиться в одной сфере и дальше развиваться в ней, при условии, что она им нравится, подытоживает педагог.

При этом, по данным Всемирного экономического форума, две трети профессий, по которым придется работать поколению альфа, еще не изобретены. И современные подростки понимают, что их образование не окончится на получении диплома о высшем образовании. «Они ищут дело, от которого будут гореть глаза и которое сделает мир лучше. Им важно, чтобы в жизни была миссия — изобрести лекарство от рака или другим способом внести свой вклад в спасение планеты. Может быть, эти ожидания слишком глобальные и в чем-то нереалистичные, но они точно не мыслят короткими дистанциями», — считает Серазетдинова.

В этом смысле современные дети испытывают на прочность традиционное школьное образование, построенное на системе принуждения, считает Ольга Фогельсон, программный директор БФ «Новый учитель». Поэтому стоит обратить внимание на эдьютейнмент и геймификацию — методики, которые позволяют сочетать обучение с игрой или развлечением, то есть переключая внимание ребенка с одной активности на другую в рамках одного занятия, советует Катерина Лукша, руководитель методического направления движения «Вдохновители».

4. Технологичность

Благодаря технологиям современные дети мыслят более независимо, чем предыдущие поколения, и эффективно распоряжаются временем, уверены более 60% родителей, воспитывающих представителей поколения альфа. Об этом говорит опрос маркетингового агентства Razorfish.

Поколение альфа — первое в истории, родившееся в эпоху смартфонов, планшетов и искусственного интеллекта. «Для них выйти в цифровое пространство — все равно что сходить в соседнюю комнату. Альфа воспринимают виртуальный мир как естественное продолжение реального», — отмечает Катерина Лукша.

 

По ее мнению, условия, чтобы так хорошо ориентироваться в гаджетах, для современных детей создали их же родители: технологии окружают их буквально с рождения. Согласно исследованию Университета Айовы, 90% современных детей к двум годам более-менее умеют пользоваться планшетом. А британский институт Ofcom узнал, что собственный девайс к 3–4 годам имеет каждый пятый из поколения альфа, а к 5–7 годам — каждый второй.

Иллюстрация Екатерины Трушиной

5. Близость и уединение

Согласно исследованию McCrindle, поколение альфа дорожит дружбой и отношениями. В этом плане их ценности, по крайней мере в юном возрасте, по-прежнему определяют семья и значимый взрослый, говорит Екатерина Гостева, психолог фонда «Новый учитель».

Однако высокая технологичность жизни изменила то, как альфы поддерживают значимые отношения. Дети, рожденные после 2010-го года, предпочитают виртуальные контакты физическим, замечает психолог Вита Малыгина: «Им нужен друг, которого можно выключить в любой момент, особенно если сейчас не хочется общаться. Он не возникает перед тобой каждый день по дороге в школу. Под него не нужно подстраиваться».

Современные дети и подростки растут в среде, в которой гаджеты заменили тактильный и личный контакт с другим человеком. У многих из родителей из-за удаленной работы чрезвычайно размыта граница между личной и профессиональной жизнью: кто не давал ребенку в руки планшет, чтобы выкроить себе минутку свободного времени?

 

«Даже 6-месячные дети сидят с экранами перед глазами. У них ограничена возможность знакомиться с миром через прикосновение, трогать все, что их окружает. У детей, выросших в обедненной среде, меньше потребности в том, чтобы быть тактильными», — поясняет Малыгина.

«Изменения в жизни детей поколения альфа существенные даже по сравнению с предыдущими поколением. Гаджетов и технологий стало так много, что мы не всегда понимаем, как они скажутся на жизни и способах адаптации этого поколения в дальнейшем», — подытоживает эксперт.

6. Экологичность

У технологичности, которую ценят альфы, есть и другой эффект. Представители этого поколения ищут от нее уединения в природе, где реализуют запрос на «внутреннюю тишину», говорит Катерина Лукша. Это обратная сторона обитания в виртуальной и реальной среде одновременно.

«Они научились видеть разницу между природой, цифровой средой и социумом с их культом достигаторства, из-за которого все время нужно куда-то бежать и что-то делать. Они это чувствуют и воспринимают природу как пространство, свободное от социального давления и информационной загруженности», — объясняет эксперт.

 
Иллюстрация Екатерины Трушиной

Запрос на спокойствие и тишину отражает еще одну ценность поколения альфа — высокое качество жизни в сочетании с уважением к окружающей среде: «У них забота о природе связана с присутствием идеалов, идеи, как они хотели бы жить, — говорит Лукша. — Мы спрашивали детей 5, 6, 10, 15, 18 лет, и почти все говорят, что хотят жить в чистых городах в единении с природой. Кто-то представляет ее как парк, кто-то — как лес. Чем младше ребенок, тем сильнее у него запрос на неурбанизированную природу внутри города».

7. Индивидуальность

Поколение альфа ценит возможность бросить вызов окружающему миру и продемонстрировать собственное «я». «На фоне роста гуманной педагогики с начала 2000-х годов самопрезентация поколения альфа только усиливается, — констатирует Катерина Лукша. — Они куда меньше озабочены внешними оценками и тем, что о них скажут окружающие. Они не боятся пойти на прямой конфликт со взрослыми. У них крепкое внутреннее ядро и ощущение границ».

«Те, кто вырос в 1990-е годы, привыкли выживать, потому что нам пришлось пережить разруху и кризис, теракты, экономическую нестабильность. У нас развиты навыки адаптации, но мы совершенно не умеем жить в кайф. Альфа живут в плодотворное и ресурсообеспеченное время. Развивается диджитал, искусственный интеллект, повысились связанность мира и мобильность. Это первое поколение, растущее в мире, в котором у большинства людей среднего класса есть средства на дополнительное образование и путешествия, активный досуг и развлечения. Поэтому ресурсы, которые не уходят на выживание, переводятся на проявление себя», — резюмирует Лукша.

8. Личные границы

По словам Катерины Лукши, современные дети и подростки превращают социальные сети в безопасное пространство для самовыражения, скрывая их от взрослых с помощью настроек приватности. «Я вижу это в своей семье — подросток 14 лет ведет закрытый канал в Telegram и никого туда не пускает из взрослых, даже близких. Зато там есть ее друзья, и среди них она может свободно выражать себя», — делится Лукша.

 
Иллюстрация Екатерины Трушиной

По ее словам, запрос на приватность появляется у детей в 10–12 лет и связан с попытками нащупать личные границы. К 14–16 годам, когда подросток более-менее научился управлять ими, поведение меняется.

При этом они не беспокоятся о количестве подписчиков. «Куда важнее для них возможность манифестировать свою жизнь в тех границах, которые они сами задают», — объясняет Катерина Лукша. И добавляет: проявлять таким образом индивидуальность для альф жизненно важно.

9. Быстрые достижения

Путь нынешних детей к знанию сократился до нескольких секунд — достаточно вбить свой вопрос в поисковую строку браузера, говорят эксперты. Это тоже влияет на их ценности: «Они не привыкли и не умеют ждать. Наше поколение долго думает и запрягает, пока альфа уже сразу делают первый шаг», — комментирует Катерина Лукша.

Нетерпеливость развивает предпринимательское мышление. «Они живут в мире, где много возможностей и все меняется очень быстро. Если ты хочешь быть в топе, быть со своим комьюнити — быстро принимай решение, иначе выпадешь», — объясняет Катерина. Например, вместо того чтобы долго копить деньги на новый гаджет или игру, дети из поколения альфа скорее купят их в складчину и будут использовать по очереди.

 

10. Только позитивные вайбы

В социальных сетях поколение альфа выражает в основном положительные эмоции, потому что позитивный и юмористический контент лидирует по лайками и откликам. «Тяжелые и сложные переживания в цифровую среду они не транслируют — и так же им сложнее выражать их в жизни, как и в сети», — говорит Катерина Лукша.

Иллюстрация Екатерины Трушиной

При этом поколение альфа все же отличается от родителей, следующих подходу «держать все в себе». По мнению эксперта, эту разницу можно проследить по типам контента, популярным у разных поколений.

«Наше поколение (миллениалов) проявляет себя через тексты на экзистенциальные темы, альфы — через видео в жанре «распаковка», танец, примерку нового образа, поход в магазин. То есть мы свои эмоции прячем, а они — выражают», — заключает эксперт.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+