К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Возвращение икон, редкая жемчужина и Гоген за $6,5 млн: новости арт-рынка

Жемчужина Абернати (Lyon & Turnbull)
Жемчужина Абернати (Lyon & Turnbull)
В Австралии появилась первая работа Гогена, на торги выставлена уникальная жемчужина, в Россию возвращаются дореволюционные иконы, а Евгений Ройзман (признан иноагентом) открывает новый музей. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: новые кадры в галереях и аукционах

Великобритания тратит на проекты в области культуры существенно меньше, чем все остальные европейские страны. Ситуацию с профильным образованием в этой области эксперты уже признают кризисной. Согласно совместному отчету сотрудников Университета Уорика и благотворительной организации Campaign for the Arts, в Европе бюджетные расходы на культуру с 2010 выросли в среднем примерно на 70%. В Великобритании они, наоборот, были урезаны на 6%. За отчетный период объемы субсидирования профильных проектов снизились на 49% в Шотландии, на 40% в Уэльсе и на 48% в Англии. Отдельной проблемой является резкий спад финансирования в области художественного образования. Аналитики уже говорят о его «маргинализации», исходя из показателей набора на профильные специальности и низкие доходы тех, кто по ним обучается.  

Bonhams наконец-то определился с заменой на должность генерального директора аукционного дома, с которой еще в феврале ушел Бруно Винчигерра (он занимал этот пост последние пять лет). Все это время его замещал председатель совета директоров Bonhams Ханс-Кристиан Хойсгаард. С октября кресло займет Чаби Нури, до этого работавшая в Piaget, а также 10 лет служившая на разных должностях в Cartier. По словам Хейсгаарда, опыт Нури поможет закрепить позиции Bonhams в важной для него категории предметов роскоши: в прошлом году аукциону удалось добиться рекордных продаж ювелирных изделий и драгоценных камней, составивших более $75 млн.  

В мегагалерее David Zwirner произошли увольнения сотрудников, которые с прошлого года занимались наращиванием онлайн-присутствия галереи. Такое решение в галерее объясняют масштабными реорганизациями всего направления, связанного с цифровым бизнесом. Как отмечает портал Artnews, этот шаг в первую очередь связан с произошедшими несколько месяцев назад перестановками в руководстве маркетплейса Platform, запущенного в 2021 году. Тогда основатель галереи Дэвид Цвирнер инвестировал в стартап $5 млн, а его сын Лукас Цвирнер был назначен креативным директором компании. В 2022 году инвестиции пришлось увеличить вдвое и пересмотреть политику. Наряду с произведениями искусства от $2 500 до $50 000 на Platform стали продаваться ювелирные украшения и брендовые сумки, а Лукаса Цвирнера назначили ответственным за продажи, которые по-прежнему оставляют желать лучшего. По некоторым оценкам, продажи стартапа в среднем составляют порядка 10–20% от представленного ассортимента в месяц.   

 

Руководство лондонской галереи White Cube меняет смотрителей на охранников. Изменения коснутся порядка 40 сотрудников, чьей основной задачей было следить за тем, чтобы посетители не трогали экспонаты. На эту работу раньше преимущественно приглашались студенты. Решение об их замене на профессиональных охранников галеристы объясняют возросшими рисками безопасности.

Предстоящие аукционы: жемчужина, футболка и коллекция фотографий

На нью-йоркские торги Christie’s в октябре обещают выставить коллекцию фотографий бывшего посла США в Австрии (2018–2021) Тревора Трейны. Собрание, формировавшееся более 20 лет, содержит знаковые работы Синди Шерман, Уильяма Эгглстона, Андреаса Гурски, Нэн Голдин и других знаменитых фотографов. Отдельное внимание аукционисты советуют обратить на подборку снимков Дианы Арбус. В мае этого года экземпляр ее знаменитой фотографии «Идентичные близнецы» из коллекции Трейны был продан на Christie’s за рекордные $1,2 млн.

 
Уильям Эгглстон, «Гринвуд, Миссисиппи (Красный потолок)» (Christie’s)

В Эдинбурге на торгах Lyon & Turnbull 21 августа с молотка пустят одну из крупнейших речных жемчужин в мире. Оценочная стоимость лота составляет порядка £60 000. В 1967 году эту жемчужину весом 43,6 грана обнаружил в шотландской реке Тей Билл Абернати, чьим именем (Жемчужина Абернати или «Малыш Вилли») она была названа впоследствии. Считается, что до нынешних размеров жемчужина росла на протяжении 80 лет, то есть зародилась еще в эпоху правления королевы Виктории. 

На Heritage Auctions до 24 августа продается футболка-джерси знаменитого американского бейсболиста Джорджа Германа Рута, известного как Бейб Рут. На момент публикации лидирующая онлайн-ставка за лот составляет $13,4 млн, то есть рекордную для предметов спортивной меморабилии сумму. Предыдущий рекорд принадлежал бейсбольной карточке с изображением Микки Мэнтла ($12,6 млн). По оценкам экспертов, за оставшиеся две недели итоговая цена футболки может вырасти до $30 млн. 

Находки и разочарования: Жан-Мишель Баския и Марк Шагал 

Американская технологическая компания Co2Bit Technologies пыталась выставить спорную картину Жан-Мишеля Баския в крупных музеях. Об этом свидетельствует расследование портала Artnews. Глава бруклинской лаборатории, специализирующейся на определении подлинности произведений искусства, сообщил Artnews, что к нему обращался представитель Co2Bit. По его словам, просьба о составлении экспертизы сопровождалась предложением принять участие в подготовке выставки картины под названием «Двести йен» в MoMA, на что тот ответил отказом. Подлинность работы не подтвердилась.

 
Приписываемая Жан-Мишелю Баския картина «Двести йен» (Eminence Rise Media)

На запрос Artnews музей сообщил, что коммерческие и некоммерческие организации могут арендовать определенные помещения MoMA, но при этом им запрещено выставлять произведения искусства. В качестве PR-сопровождения Co2Bit публиковала пресс-релизы (удаленные с сайта в настоящий момент), анонсирующие выставку работы, в которых утверждалось, что ее оценочная стоимость составляет $90 млн. Ранее Artnews уже писал о попытках компании выставить спорную работу Казимира Малевича в парижском Центре Помпиду. Свою миссию Co2Bit видит в использовании AI- и NFT-технологий для оценки рисков различных воздействий на окружающую среду.

Американка Шеннон Ким купила на калифорнийской барахолке работу, которая может оказаться подлинным тиражным произведением Марка Шагала. За рисунок женщина заплатила всего пару долларов. Придя домой, она внимательно рассмотрела оборотную сторону листа, обнаружив на нем фамилию художника. После этого она решила обратиться за консультацией к специалисту Christie’s. Тот сообщил ей, что для установления подлинности потребуется дополнительная экспертиза, но, если она подтвердит авторство Шагала, оценочная стоимость работы может составить порядка $20 000. 

В поддержку молодых художников

До 9 сентября галерея a-s-t-r-a показывает на «Винзаводе» результаты пятого проекта Open, в рамках которого молодые авторы получают возможность участвовать в крупной выставке. Проект, стартовавший в 2019 году с двухнедельной арт-лаборатории, теперь проходит дважды в год. По словам основательницы галереи Алины Крюковой, он доказывает, что «лифт» на арт-рынке существует и работа над своей карьерой, художественным видением и портфолио имеет смысл и дает конкретные результаты. 

По итогам предыдущих проектов состав постоянных резидентов галереи пополнился несколькими именами. «Работы Кирилла Доешвили  на ярмарке blazar купили в коллекции Марина Лошак и Пьер Броше. Илья Кутобой стал участником коллаборации ярмарки Catalog и воды Edis. Работа Ивана Лебедева с нашего стенда на ярмарке «1703» пополнила собрание будущего музея современного искусства в Калининграде. Проект Егора Воскресенского «Почти библейское» получил признание на ярмарке «Контур» в Нижнем Новгороде», — комментирует Крюкова. Пятый проект a-s-t-r-a Open реализуется в соавторстве с приглашенными кураторами — командой Newnow (Марго Макаровой и Улей Савич). На конкурс  подано 750 заявок из 20 стран. В экспозицию вошли произведения 43 художников, включая 26 авторов без выставочной истории.

Проект a-s-t-r-a Open

Фонд «Сфера» продолжает реализовывать программу поддержки самоорганизаций, локальных институций и художественных сообществ. Этим летом в Казани совместно с Центром современной культуры «Смена» была проведена серия арт-резиденций, в ходе которых новые проекты уже создали Николай Мамонтов из Омска и Илья Борзунов из Самары. Сейчас в Казани находится московская художница Анна Таганцева-Кобзева, создающая произведения на основе работы с архивом Фонда «Галеев-Прометей». Она переводит в живопись световые слайды, которые использовались в советских светомузыкальных машинах, и создает скульптурные объекты, ориентируясь на архитектуру современных фонтанов.

 

ЦСИ «Винзавод» выпустил книгу-каталог, подводящую итоги завершившейся 4 августа выставки «Чего ты боишься?» (автор-составитель — Дарья Пыркина). Проект под кураторством Елены Селиной объединил работы 28 выпускников разных сезонов «Открытых студий», исследующих тему страхов. Их каталог составил первую часть нового издания. Во вторую часть вошли статьи-исследования специалистов широкого профиля, включая фольклористов, психологов, киноведов и даже специалистов по демонологии. Все они постарались по-своему проанализировать традиции обращения с образами пугающего и устрашающего.

Московская Sistema Gallery совместно с Московской школой современного искусства (MSCA) запустила цикл лекций, приуроченных к выставке «Новые сущности». Программа поможет подробнее узнать о направлениях обучения в MCSA и расширит понимание современного искусства и его возможностей. На выставке «Новые сущности» в галерее до 1 сентября представлены дипломные работы 13 выпускников MSCA. 

Новости музеев: Гоген в Австралии, Миша Брусиловский в Екатеринбурге

В Австралии появилась первая работа Поля Гогена. Написанное в 1890 году полотно под названием «Синяя крыша, или ферма в Ле Пульдю» купила Национальная галерея Австралии (NGA). Сумма сделки составила $6,5 млн. По данным Artnes, продавцом выступил частный коллекционер, который приобрел картину в 2000 году на Christie’s, заплатив за нее $5,3 млн. Сейчас «Синяя крыша» демонстрируется в рамках временной выставки Гогена, а с августа ее планируют перевесить в постоянную экспозицию. 

Бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман (признан в России иноагентом) открыл в пространстве Музея Невьянской иконы новую институцию. Музей Миши Брусиловского объединит работы художника из коллекции Ройзмана с произведениями других екатеринбургских художников. Кроме того, недавно Ройзман озвучил книгу Алексея Смирнова фон Рауха «Доска Дионисия».

 
Поль Гоген, «Синяя крыша, или ферма в Ле Пульдю» (NGA)

Бранкузи и Кенозерье — в ЮНЕСКО, в Россию возвращаются иконы

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО попали пять скульптур Константина Бранкузи. Все они относятся к серии, посвященной памяти солдат, погибших в Первой мировой войне. Арт-объекты располагаются под открытым небом на территории румынского города Тыргу-Жиу. В тот же список внесен и культурный ландшафт Кенозерья, ставший 33-м объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Российской Федерации.

Константин Бранкузи, «Бесконечная колонна» (Biris Paul Silviu)

Свыше 60% русских икон, вывезенных из России, возвращаются в страну. Об этом российские эксперты заявили на прошедшей недавно презентации совместного международного проекта Russian Icon Collection Государственного музея палехского искусства и Музея христианского искусства «Русская икона середины XVII — начала XX веков. Коллекция Олега Кушнирского». Специалисты отметили, что в России сегодня находится не более 2% от общего числа дореволюционных икон. При этом в последнее время более половины икон, которые были вывезены из страны в 1980–2000 годах, возвращаются российскими коллекционерами обратно. В рамках презентации в Палехе был также представлен каталог произведений русского религиозного искусства из собрания Олега Кушнирского.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+