К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Шекспир, Пушкин и Перро: мировые балетные премьеры уходящего театрального сезона

Балет «Буря» (Фото Елены Фетисовой / Большой театр)
Балет «Буря» (Фото Елены Фетисовой / Большой театр)
Российский балетный сезон закроется 29 июля в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко мировой премьерой спектакля «Красавицы не могут уснуть». Над ним работает хореограф Анастасия Вядро, до этого не имевшая опыта в профессиональном балетном театре. О других мировых премьерах почти минувшего сезона рассказывает балетный обозреватель Анна Галайда

Мировые премьеры — непременный атрибут жизни для современного российского балетного театра. Несмотря на стремительно осложняющиеся условия существования, в сезоне-2023/2024 он продолжал работу, которая со стороны выглядит бесперебойной. Хореографы, среди которых много тех, кто совсем недавно занял в балете заметные позиции, продолжали выпускать мировые премьеры — несмотря на порезанные бюджеты, сложности с получением авторских прав, проблемы со снабжением тканями, аппаратурой, технологиями. Пока это происходит благодаря накопленным в предыдущие годы энергии и творческому потенциалу.

«Пиковая дама» и «Буря» Юрия Красавина, Большой театр
Балет «Буря»·Елена Фетисова·Большой театр

«Пиковая дама» и «Буря» Юрия Красавина, Большой театр

Целых две полнометражные новинки — одну в начале сезона, вторую под занавес — представил Большой театр. Именно он в предыдущем десятилетии сделал много для того, чтобы практика мировых премьер стала в российском балете обыденной практикой. Поэтому нет ничего удивительно, что в распоряжении Большого оказались два ведущих отечественных хореографа — Юрий Посохов («Пиковая дама») и Вячеслав Самодуров («Буря»).

Поразительно другое: постановщики выбрали в соавторы одного композитора — петербуржца Юрия Красавина. Причем оба имеют с ним давнюю историю сотрудничества: Посохов работал с ним еще в 2000 году над «Магриттоманией», своим первым профессиональным балетом; Самодуров выпускал «Пахиту» в 2018 году. Отлично зная соавторов, композитор первому предложил изящно переложенную для балета фантазию на тему оперы Чайковского, а второму придумал мощную, звучащую с энергией perpetuum mobile партитуру, в которой невозможно, кажется, сделать и вдоха, чтобы не помешать властному движению к кульминации.

И спектакли вышли совершенно разными по звучанию. «Пиковая дама» хороша там, где углубляется в психологию главных героев, особенно в сценах с участием Старой графини — Вячеслава Лопатина, неизменного участника посоховских постановок. «Буря» предстала новым способом рассказывать балетные истории: метафорически, не облизывая детали, а словно делая несколько стоп-кадров из космоса. При этом все традиционные элементы балетного спектакля — драматургия, хореография, музыка, сценография, костюмы, свет, исполнители — собраны в единый пазл, который для достижения результата должен работать с безупречностью адронного коллайдера.

«Пиковая дама. Балет» Юрия Красавина, Нижегородский театр оперы и балета
DR

«Пиковая дама. Балет» Юрия Красавина, Нижегородский театр оперы и балета

Композитор Красавин поставил в этом сезоне рекорд, который вряд ли кому-то удастся побить в обозримом будущем, — он стал автором даже не двух, а трех резонансных премьер благодаря тому, что партитура этой «Пиковой дамы» была заказана задолго до активности Большого театра, но добралась до публики после многих злоключений.

Нижегородский спектакль совершенно не похож на столичную постановку — хотя бы тем, что обращается к оригинальному, пушкинскому варианту сюжета. В нем нет Зимней канавки и гибнущей от любви героини. Хореограф Максим Петров, тоже работающий в тесном сотрудничестве со своей командой (соавторы либретто — Богдан Королек и Антон Морозов, он же режиссер), придумал стремительный и летящий спектакль, изумительно красивый визуально (сценограф Альона Пикалова, художник по костюмам — Татьяна Ногинова, художник по свету — Константин Бинкин), драматичный, эффектный и довольно ловко уводящий внимание от стреноживающих постановщика возможностей труппы.

Внимание сфокусировано на Графине — приглашенной экс-приме Большого театра Марии Александровой, которая явлена во всей своей лицедейской мощи. Впрочем, появление в Нижегородском театре таких танцовщиков, как Максим Просянников (Германн), Маюка Сато (Лиза), Сюго Каваками (Томский), Нурлан Нуркубат (Сурин), Дмитрий Пельмегов (Нарумов), позволяет надеяться, что ему удастся вырваться на новый профессиональный уровень. А сам спектакль мог бы украсить еще не одну российскую балетную сцену.

«Сказки Перро» Настасьи Хрущевой, Алексея Боловленкова, Дмитрия Мазурова, «Урал Опера Балет»

«Сказки Перро» Настасьи Хрущевой, Алексея Боловленкова, Дмитрия Мазурова, «Урал Опера Балет»

Максим Петров инициировал и еще одну мировую премьеру — в Екатеринбурге, где год назад принял руководство «Урал  Балетом». «Сказки Перро» собирают в три действия четыре сказки, все — отсылающие к финалу балета «Спящая красавица», где их герои дефилируют перед молодоженами. При этом партитуру «Красной шапочки» и «Мальчика-с-пальчик» написала Хрущева, «Кота в сапогах» написал ее студент по Петербургской консерватории Боловленков, а «Синяя Борода» стал дебютом в балетном театре москвича Мазурова.

Не менее пестрым вышел и хореографический ковер спектакля. За «Кота в сапогах» взялся Константин Хлебников — танцовщик екатеринбургской труппы, давно и упорно ищущий себя в хореографии. «Красная шапочка» досталась местному балетному премьеру Александру Меркушеву, для которого это дебют в большой хореографической форме. Он же стал соавтором Петрова в «Синей Бороде». Худруку принадлежит также зачин спектакля и «Мальчик-с-пальчик».

Разобраться в этих перипетиях непросто, как и в извивах сюжета не самых хрестоматийных сказок. Объединяет их, с одной стороны, печальное чувство неуловимости и невозможности любви, с другой — радость от появления нового поколения людей, способных придумывать современный балетный театр: Петров, Хлебников и Меркушев достаточно далеки друг от друга по интересам, языку и форме высказываний на сцене. Вероятно, исследование траектории движения их мысли — ближайшее будущее «Урал Балета».

«Графит» Владимира Горлинского, Дом культуры «ГЭС‐2» и «Урал Опера Балет»

«Графит» Владимира Горлинского, Дом культуры «ГЭС‐2» и «Урал Опера Балет»

Этим спектаклем в екатеринбургскую труппу после нескольких лет работы в Перми вернулся хореограф Антон Пимонов, который привел с собой композитора Владимира Горлинского. И это, вероятно, одно из счастливейших партнерств, которые видела в последние годы отечественная балетная сцена. Родилось оно благодаря инициативе московского Дома культуры «ГЭС‐2», где и прошли первые показы спектакля.

Увидеть неоклассический балет в его авангардном белоснежном пространстве было прекрасной идеей. Зрители, оказавшиеся на расстоянии вытянутой руки от танцовщиков на Проспекте и буквально окружавшие музыкантов на балконах, наверняка получили запоминающийся опыт личного соприкосновения с искусством. Но, как ни удивительно, балет по-настоящему обрел форму, вернувшись в привычное театральное пространство. Запертая с трех сторон сцена подарила ему дополнительную глубину: ансамбли обрели архитектуру строя и звука, дуэты и соло наполнились соревновательной энергией, огнем и тщательностью проработки.

Здесь спектакль превратился в «Графит» — близкий родственник алмаза, при этом обладающий пластичностью. И это редкое соединение мягкости и отточенности ему придали молодые танцовщики, большинство из которых до этого редко выходили в «Урал Балете» на первый план. А это значит, что «Урал Балет» вырастил не только новое поколение хореографов, но и новое поколение артистов, готовых к воплощению их идей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+