Что такое Mid TV и почему нам нравится смотреть проходные сериалы и фильмы
Летом практически ни одна стриминговая платформа не выпускает громкие хиты, поэтому зрители вынуждены выбирать из заурядных, но тем не менее затягивающих детективов, драмеди и мелодрам, суть которых с высокой долей вероятности забывается уже через месяц. Критики и скептики скажут, что зритель зря тратит свое время на проходные и бессмысленные сериалы и фильмы, а энтузиасты возразят, что это новая эра телевидения — и она прекрасна.
Телекритик The New York Times Джеймс Понивозик предлагает читателям новый термин — Mid TV. Он считает, что мы вошли в золотую эру проходного телевидения: стриминговые платформы предлагают сотни, а то и тысячи единиц контента с хорошим уровнем производства и вполне звездным кастом, но без оригинальной идеи. Да, эти шоу приятно и интересно смотреть, но при этом они не откладываются в голове, потому что не несут в этот мир что-то вечное и важное.
Только платформа Netflix выпускает более 700 оригинальных сериалов и фильмов в год. Этот стриминг — абсолютный лидер по масштабам производства. В 2023 году выручка Netflix составила почти $34 млрд, показав рост на 6,7%. Из них почти $1 млрд является чистой прибылью. На производство фильмов и сериалов ушли $13 млрд. Все эти проекты в 2023-м смотрели более 260 млн зрителей (для сравнения у Apple TV+ всего лишь 25 млн подписчиков, а у HBO Max — 95,5 млн).
Если суммировать базы подписчиков всех ключевых стримингов с учетом, что у многих есть пересечения по аудитории, мы все равно получим внушительную цифру в виде как минимум 500 млн человек, которые выбирают фильмы и сериалы как форму эскапизма. Каждый вечер зрители хотят посмотреть что-то, чтобы отключиться от бытовых и рабочих задач. Конечно, хотелось бы увидеть новые сезоны «Очень странных дел», «Белого лотоса», «Эйфории» или «Разделения», но стриминговые платформы не спешат с выпуском этих хитов, поэтому выбирать приходится из того, что есть в наличии.
Переосмысление «Презумпции невиновности» от Apple TV+? Оригинальный фильм с Харрисоном Фордом 1990 года был хорош, захватывающий сюжет, да и, в конце концов, в новой версии этой истории главную роль играет Джейк Джилленхол — так почему бы не пересмотреть эту детективную историю? «Захваченный рейс» кажется очередным банальным сериалом про угон самолета, но главную роль исполняет Идрис Эльба — значит, не так уж все плохо. Сериал о перипетиях богатых американок середины прошлого века «Палм-Рояль» больше похож на нелепое драмеди, но ведь Кристен Уиг, Лора Дерн и Кэрол Бернетт согласились на участие в сериале — значит, что-то в сюжете должно цеплять.
Мы привыкли к тому, что телевидение — это никому не известные актеры, низкое качество съемок, отсутствие спецэффектов и хорошего саундтрека и слабый сценарий. В России массовый телепродукт до сих пор ассоциируется с сериалами про бандитов и супружеские измены в дневные слоты на федеральных каналах. Но на самом деле современное телевидение — это как раз стриминговые платформы, создающие вполне достойные проекты, чтобы убить время и отключить голову.
Чтобы лучше объяснить, что такое Mid TV, можно привести понятный гастрономический пример. Все время от времени заказывают домой пиццу. Еще 10–15 лет назад ассортимент пиццы в доставке был крайне ограниченным, а сейчас десятки заведений доставляют все виды этого итальянского блюда, в том числе и на безглютеновом тесте, если возникнет такой запрос. Это больше не вредный фаст-фуд, а качественный итальянский стрит-фуд, доступный жителям большинства городов мира в течение часа. Ингредиенты стали лучше, оборудование — профессиональнее, повара — опытнее, гастрономические познания потребителя — шире. И так мы получили куда более интересный продукт, хоть это и по-прежнему всего лишь пицца. Ровно то же самое происходит с современным телевидением.
Стриминговые платформы обладают такими бюджетами, что крупнейшим кинопроизводителям блокбастеров для широкого экрана и не снилось. Prime Video (Amazon) потратили $465 млн на создание первого сезона сериала «Властелин колец», тогда как создание всех частей киносаги в свое время обошлось всего лишь в $281 млн. Если нужно порадовать зрителей проходным сериалом за жалкие $20–30 млн, пока они ждут новых хитов, это не проблема для крупнейших стримингов. Тем более, как мы видим по статистике Netflix выше, подобный подход окупается с лихвой.
Большинство подобных проектов обладает не только очень приличным кастом, но и хорошим сценарием — это либо переосмысление одного из хитов 1990-х, либо экранизация какого-либо бестселлера, за которую берется вполне именитая команда режиссеров и продюсеров. Например, на Netflix вы можете найти сразу несколько детективных сериалов на основе книг Харлана Кобена — американской версии Дарьи Донцовой. Закрученный сюжет, хорошо прописанные герои, понятная мотивация преступлений и выстроенная логика повествования — да, это однозначно банальные сюжеты, но тем не менее интересные.
Пока вы ужинаете дома, летите в самолете или едете в поезде, отдыхаете на даче или крутите педали в спортзале, вы не хотите смотреть что-то очень сложное и запутанное. Вы просите простого и понятного побега от реальности, но без необходимости рефлексировать последующие три дня, чтобы разобраться в хитросплетениях сюжета. Сам процесс потребления телевидения существенно изменился. Мы смотрим десятки сериалов и фильмов в месяц, не придавая этому особого значения.
Конечно, время от времени хочется посмотреть что-то великое, способное заставить переосмыслить свою жизнь и реальность. К счастью, все стриминговые платформы способны выпускать хотя бы несколько проектов в год, переворачивающих ваше сознание с ног на голову. Например, в колоде Disney+ есть джокер под названием «Медведь», Apple TV+ обещают в скором времени второй сезон «Разделения», HBO работают над «Эйфорией», «Белым лотосом» и «Очень странными делами». Времена, когда мы коротали время исключительно за такими шедеврами, как «Сопрано», «Форс-мажоры», «Безумцы», «Родина», «Прослушка» и «Карточный домик», прошли. Сейчас мы вынуждены довольствоваться малым, но это не значит, что стриминги утратили способность снимать качественные проекты.
Если Apple TV+ способны представить такие сериалы, как «Утреннее шоу» или «Тед Лассо», значит, рано терять надежду. Просто нужно научиться отделять зерна от плевел, чуточку снизить градус снобизма и осознать, что есть кинематограф, а есть — Mid TV. И как трансформируются проходные сериалы с учетом наличия хорошего каста, больших бюджетов и опытных режиссеров и продюсеров, мы узнаем в следующих сериях.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора