К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Опустевшая сцена: какие спектакли исчезли из афиши в новом театральном сезоне

«Дама с камелиями», Большой театр (Фото Большого театра)
«Дама с камелиями», Большой театр (Фото Большого театра)
В 2023 и 2024 году из репертуара российских театров пропал ряд значимых спектаклей. Официальные представители предпочитают, как правило, называть исчезнувшие постановки «отложенными», утверждая, что они «пока не идут». Театральные обозреватели Елизавета Авдошина и Марина Гайкович подсчитывают потери театральных афиш Москвы и Санкт-Петербурга и разбираются в причинах их «отмены»

Если в сезоне 2022-2023 из репертуаров театров в основном исчезли постановки режиссеров, драматургов, актеров, которые уехали и высказались против «спецоперации»* (Дмитрий Крымов, Иван Вырыпаев, Михаил Дурненков, Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников, Юлия Ауг), то в сезоне 2023-2024 таких случаев почти нет. Но возникли другие поводы для запретов и отмен.

Самая характерная ситуация сложилась вокруг Бориса Акунина (настоящее имя — Григорий Чхартишвили, признан в России иноагентом, включен Росфинмониторингом в перечень лиц, причастных к терроризму и экстремизму). Судьба его спектаклей менялась несколько раз: два года назад писатель разрешил российским театрам продолжить исполнять его произведения без упоминания авторства, когда вышел указ Президента РФ от 27.05.2022 №322 («О временном приостановлении выполнения обязательств перед некоторыми правообладателями»), а Минкульт поддержал снятие с афиши фамилии «нежелательного» автора. 

Однако после того, как Акунина в декабре 2023 года внесли в список террористов и экстремистов, а СК сообщил о возбуждении против него уголовных дел по статьям 205.2 УК («Публичное оправдание терроризма») и 207.3 УК («Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации»), издательство «АСТ» приостановило выпуск и продажу его книг в России, а театры полностью отменили показы спектаклей по его произведениям. 

 

Также продолжаются проблемы продления зарубежных авторских прав: у театров заблокированы иностранные счета, и если даже правообладатели готовы продлить лицензию в России, а у театров есть бюджет, легально внести оплату почти невозможно. Косвенно это заметно и по тому, как в свежих премьерах театры массово инсценируют советскую литературу, драматургию и даже киносценарии. И разворачиваются на восток — все чаще появляются спектакли по пьесам китайских и японских авторов.  

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 
«1881», Александринский театр
DR

«1881», Александринский театр

Спектакль худрука Александринского театра Валерия Фокина сюжетно захватывает несколько дней российской истории, которые были ознаменованы окончанием правления Александра II и восхождением на престол Александра III, которые потрясли всю Россию и в результате определили на долгое время векторы ее общественного и политического развития.

«1881» поставлен по пьесе Бориса Акунина из серии «История Российского государства в повестях и романах». Он шел в театре с момента премьеры осенью 2022 года, затем его играли без упоминания автора, но в декабре 2023 года, когда Акунин официально получил статус террориста и эстремиста, театр был вынужден полностью отменить все показы до конца сезона.

Ситуация осложняется тем, что постановка уже номинирована на национальную театральную премию «Золотая маска — 2024». Но спектакль не идет, а это значит, что жюри не сможет его посмотреть вживую и театр несправедливо сойдет с дистанции. Впрочем, такое уже случалось на «Золотой маске — 2022», когда «Горбачев» Театра наций убрали из конкурса по причине эмиграции Чулпан Хаматовой и исчезновения спектакля из репертуара.

«Эраст Фандорин» и «Инь и Ян. Белая/Черная версия», РАМТ
DR

«Эраст Фандорин» и «Инь и Ян. Белая/Черная версия», РАМТ

Зимой 2023-24 года РАМТу пришлось снять и спектакли по повестям «Приключения Эраста Фандорина» Бориса Акунина, а также экспериментальной пьесе «Инь и Ян», написанной 20 лет назад специально для РАМТа. Все они долгие годы шли на аншлагах и оставались в репертуаре и после начала «спецоперации».

«В связи с общественным резонансом, вызванным последними высказываниями писателя, театром принято решение о прекращении проката спектаклей «Эраст Фандорин», «Инь и Ян. Белая версия» и «Инь и Ян. Черная версия», — заявили в конце декабря в РАМТе. Ранее Telegram-канал Shot писал, что все постановки по произведениям Акунина театр отменил после «жалоб общественников».

«Потанцуем…», театр «Современник»
DR

«Потанцуем…», театр «Современник»

Спектакль по произведению Людмилы Улицкой (признана иноагентом) в театре поставили еще при Галине Волчек в 2015 году. Зимой 2023-2024 после заявлений писательницы, сделанных в разговоре с пранкерами, контракт с ней разорвало издательство «АСТ», а затем Улицкая была объявлена иноагентом. После чего дирекция «Современника» объявила об отмене показов.

Зрители очень эмоционально отреагировали на снятие спектакля с репертуара. Пост в телеграм-канале театра от 6 февраля 2024 года набрал большое число негативных комментариев. «Вы просто трусы и предатели, раз отменили спектакли Улицкой», — пишет один из разгневанных зрителей.

Но театр на Чистых прудах отменяет не только спектакли, но и свою легендарную историю. Так, из труппы была, по сути, выдавлена актриса Лия Ахеджакова. В феврале 2023 года руководство театра «Современник» сняло с репертуара последний спектакль с участием Ахеджаковой — постановку «Игра в джин». Артистка рассказала тогда, что директор театра Юрий Кравец пояснил ей, что он «был вынужден» убрать постановку, поскольку его «завалили гневными письмами» в адрес артистки. Кравец также сообщил ей, что убрать спектакль ему рекомендовали в департаменте культуры Москвы, которому подчиняется театр.

«Добрый человек из Сезуана», Театр им. Пушкина
DR

«Добрый человек из Сезуана», Театр им. Пушкина

Пьеса Бертольда Брехта в постановке Юрия Бутусова с Александрой Урсуляк в главной роли на сцене Театра им. Пушкина идет уже более 10 лет (премьера состоялась в феврале 2013 года). За это время спектакль не устарел морально (только набрал горечи и отчаяния) и не выдохся в актерском ансамбле. Эмоциональная, страстная история об эксплуатации человека человеком исполняется под живую музыку Пауля Дессау. После Нового года театр объявил, что в июне 2024 года состоятся прощальные показы спектакля.

Как подтвердили Forbes Life в пресс-службе театра, постановка снимается с репертуара по причине окончания договора по авторским правам, в который входило и право использовать музыку Дессау, и возможность играть пьесу Брехта. Однако «Барабаны в ночи», вторая часть дилогии Бутусова по Брехту в театре Пушкина, были поставлены в ноябре 2016, а значит, у зрителей еще есть время посмотреть этот спектакль.

«Коварство и любовь», «Гамлет», «Вишневый сад», Малый драматический театр—Театр Европы
DR

«Коварство и любовь», «Гамлет», «Вишневый сад», Малый драматический театр—Театр Европы

Сразу четверть репертуара петербургского театра Льва Додина была заморожена как минимум на сезон и неизвестно, восстановится ли в будущем. До конца сезона в афише нет этих спектаклей, так как главные роли в них играл премьер труппы Данила Козловский и вводить других артистов на его ключевые роли (Фердинанд, Лопахин, Гамлет) Додин не хочет.

После того как весной 2023 года глава Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией Виталий Бородин попросил проверить актера на экстремизм (ранее он же выступил с инициативой проверить Козловского по статье о дискредитации ВС РФ), а затем театр Льва Додина почти на месяц опечатали под предлогом нарушения санитарных норм, Данила Козловский публично и заявил о паузе в театральной карьере. Актер объявил, что «уходит в отпуск» до конца года и не планирует выступать на российских площадках, но когда он теперь вернется — неизвестно.

«Эйнштейн и Маргарита», театральное агентство Entracte
DR

«Эйнштейн и Маргарита», театральное агентство Entracte

Звезды театра и кино Ксения Раппопорт и Алексей Серебряков встречаются в спектакле о большой любви и атомной бомбе. Александр Марин поставил его по пьесе Александра Гельмана «Альмар». 1930-е годы, русскому эмигранту Сергею Коненкову заказывают скульптурный портрет Альберта Эйнштейна. Жена скульптора Маргарита знакомится с гениальным физиком — так вспыхивает страсть.

Антрепризный проект часто выезжает на гастроли, но региональные чиновники уже не раз отказывали постановке в площадке. Так случилось в Петербурге, Екатеринбурге, Ярославле, Нижнем Новгороде. Столь частые отмены связывают с позицией актеров по поводу «спецоперации».

«Дама с камелиями», Большой театр
DR

«Дама с камелиями», Большой театр

Масштабный балет Джона Ноймайера по роману Дюма-сына — один из самых долгоиграющих для хореографа. Спектакль был поставлен еще в 1978 для Штутгартского балета. На московскую сцену его переносил сам мастер, тщательно работая над деталями этой романтической постановки. Дружба Большого с Ноймайером продолжилась заказом нового балета — «Анны Карениной» — в копродукции с Гамбургским балетом и Национальным балетом Канады.

В процессе работы над спектаклем по Толстому закончилась лицензия у «Дамы с камелиями», спектакль шел до 2021 года. Ноймайер, дружный с руководством Большого (по приглашению Ирины Черномуровой и Владимира Урина он работал еще в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, куда переносил свою «Чайку»), разрешил возобновить показы «Дамы с камелиями» в Москве, что бурно приветствовалось в отечественных СМИ. Но на Западе Ноймайера осудили. В итоге хореограф изменил решение и после нескольких показов Маргарита и Арман сошли со сцены Большого.

«Евгений Онегин», Большой театр
DR

«Евгений Онегин», Большой театр

«Евгений Онегин» Петра Чайковского — одна из самых часто ставящихся опер Большого театра. Только за 10 лет работы Владимира Урина их было бы три, если бы отставка директора не выбросила бы третью версию за борт театрального процесса.

Сперва Урин вернул в репертуар постановку Дмитрия Чернякова с молодыми солистами — режиссер сам вводил новый состав. Затем бывший директор возвратил главную русскую оперу на главную сцену страны (версия Чернякова шла на Новой): постановка Евгения Арье вошла в историю как «Онегин с гусями». По Исторической сцене бродили огромные плюшевые гуси, петухи и даже коза. Кажется, сам Урин не смог это долго терпеть, и после полутора лет проката спектакль закрыли.

Третий подход должен был состояться в текущем сезоне, для интерпретации Евгения Онегина был приглашен режиссер Сергей Урсуляк. Это был бы его дебют в опере. Но накануне смены руководства Большого спектакль из репертуарного плана исчез. О причинах такого решения театр не сообщил, что не помешало нынешнему директору Валерию Гергиеву в недавнем выступлении сокрушаться, что в репертуаре Большого нет главной русской оперы.

«Самсон и Далила», Большой театр
DR

«Самсон и Далила», Большой театр

Та же участь постигла и премьеру оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». В качестве постановщиков были заявлены Адольф Шапиро, поставивший в Большом «Манон» Пуччини, причем на Анну Нетребко; и хорошо показавший себя в последние сезоны Артем Абашев, которого, как говорят, рассматривали на пост главного дирижера. При новом директоре Большого постановку перенесли на май 2025 года.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+