«Итальянский альбом» Брюллова за $1,5 млн и Шагал на Christie’s: новости арт-рынка
Новости рынка: спад молодых художников, снижен рейтинг Sotheby’s
Проанализировав динамику аукционного рынка молодых художников (до 30 лет), аналитики портала Artprice пришли к выводу, что этот сегмент заметно просел за последние три года. Достаточно сравнить топ-3 самых дорогих продаж на мировых торгах: если в 2021 году фигурируют суммы от $1,1 до $2,8 млн, то в этом году самый успешный результат составляет всего $381 000. Еще одно важное отличие — состав имен в первых строчках рейтинга. Если в 2021 году лидировал 19-летний (на тот момент) цифровой художник FEWOCiOUS с NFT-работами, то теперь художника нет и в топ-10, а возглавляет рейтинг 30-летняя англичанка с карибскими корнями Микаэла Йеарвуд-Дэн, работающая с живописной абстракцией, керамикой и звуковыми сайт-специфическими инсталляциями.
Американское агентство Standard and Poor’s понизило кредитный рейтинг, указывающий на степень привлекательности компании для инвесторов, Sotheby’s с B до B-. По данным The Wall Street Journal, это связано с падением доходов на 22% и ростом расходов в первом квартале 2024 года. Издание объясняет эти изменения последствиями введенной зимой 2024 года упрощенной схемы начисления комиссионных.
Предстоящие торги: письмо Кафки и «Итальянский альбом» Брюллова
На следующей неделе на онлайн-торги портала ARTinvestment.ru с резервной ценой в $1,5 млн будет выставлен «Итальянский альбом» Карла Брюллова. 33 графических листа 1823—1835 годов изначально были частью коллекции Стефании и Льва Витгенштейнов, близких знакомых художника (второе название комплекта — «Альбом графини Витгенштейн»). Находясь в Италии, Брюллов создал целую галерею типажей — от монахов и пилигримов до волынщиков и карбонариев. В 1993 году комплект был полностью выкуплен у английских наследников Витгенштейнов представителями российского банка «Столичный». С 2010 года альбом принадлежал паевому инвестиционному фонду художественных ценностей «Атланта Арт» (ликвидирован в 2017 году). В 2012—2013 годах рисунки и акварели из альбома экспонировались в Русском музее и в ГМИИ имени А.С. Пушкина на выставке «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов».
Нью-йоркское отделение Sotheby’s запланировало на 26 июня целую серию аукционов редких книг, манускриптов и автографов. Отдельные торги будут посвящены подборке основополагающих документов США. Самый дорогой лот — одна из пяти сохранившихся копий Декларации независимости, отпечатанных всего неделю спустя после ее принятия (эстимейт — от $2,5 до $5 млн). Также с молотка пустят редкую копию первой публикации Конституции, аналогов которой на рынке не появлялось порядка 35 лет (эстимейт — до $1 млн). На лондонских книжных торгах в тот же день, 26 июня, будет продаваться письмо Франца Кафки, в котором он признается австрийскому поэту Альберту Эренштейну в проблемах с вдохновением. В письме, написанном примерно в 1920 году из итальянской лечебницы, Кафка связывает творческий кризис с тревогами, которые «пронизывают его внутренний мир». Оценочная стоимость лота составляет £70 000–90 000.
До 26 июня проходят очередные онлайн-торги Christie’s, посвященные работам Марка Шагала из собрания его наследников. На этот раз распродажа получила тематический подзаголовок «Диалог с душой». В общей сложности предложено чуть более полусотни произведений (43 оригинальные работы и 10 тиражных литографий), которые ранее никогда не появлялись на рынке. Самый дорогой лот — небольшой холст (24 × 19 см) под названием «Мужчина в фиолетовой кофте». Эстимейт лота составляет £90 000–140 000.
Прошедшие торги: коллекция Renault за €10,5 млн, Кирхнер за $7,5 млн
Christie’s провел торги работ из коллекции французского автоконцерна Renault, несмотря на открытое письмо с требованием их отмены со стороны родственников и распорядителей наследия художников. Выручка по итогам прошедшего 6 июня аукциона составила €10,5 млн, то есть вдвое больше нижней планки суммарной оценочной стоимости всех лотов. Первые четыре строчки в списке топ-лотов, как и ожидалось, заняли произведения Жана Дюбюффе. Топ-лотом стал его объект Lice Tapisse, ушедший с молотка в рамках эстимейта за €1,3 млн. Выручку от аукциона Renault планирует потратить на создание специального эндаумент-фонда для поддержки новых культурных инициатив. Основная часть коллекции Renault (порядка 90%), формировавшаяся с 1960-х годов, все еще принадлежит автоконцерну.
Считавшаяся утерянной картина Эрнста Людвига Кирхнера продана на аукционе Ketterer Kunst за $7,5 млн. Речь идет о полотне 1911 года под названием «Танец в варьете», которое было признано нацистами образцом «дегенеративного искусства» и более 80 лет тайно хранилось в частной немецкой коллекции. До недавнего времени исследователи творчества Кирхнера знали о существовании картины лишь по черно-белым фотографиям. По итогам состоявшихся 7 июня торгов Ketterer Kunst цена лота более чем втрое превысила оценочную стоимость. Покупателем работы стал швейцарский фонд Im Obersteg, который в ближайшем будущем обещает передать ее для экспонирования в Художественном музее Базеля.
Самые громкие продажи Art Basel, итоги ярмарок «1703» и «Контур»
Ярмарка Art Basel, проходившая в этом году с 13 по 16 июня, собрала в этом году 287 галерей. Самой дорогой работой, проданной в день VIP-открытия, стали «Подсолнухи» Джоан Митчелл, ушедшие со стенда David Zwirner за $20 млн. Кроме того, представители галереи отчитались о продаже работ Герхарда Рихтера ($6 млн за абстракцию 2016 года) и Яеи Кусамы ($5 млн за скульптурную инсталляцию «Стремление к любви тыквы в моем сердце»). Главным успехом галереи Hauser & Wirth стала продажа картины Аршила Горки «Без названия» за $16 млн и работы Джорджии О’Кифф «Небо с луной», которая ушла в частную коллекцию за $13,5 млн. В общей сложности галерее удалось реализовать порядка 30 работ, включая также полотно «Ордеры» Филипа Гастона ($10 млн). Самой дорогой работой на стенде White Cube оказалась картина Джули Мерету «Без названия 2», купленная за $6,7 млн.
Организаторы ярмарки современного искусства «1703», которая в третий раз прошла с 5 по 9 июня в Санкт-Петербурге, подсчитали общее число гостей, посетивших петербургский «Манеж». За шесть дней (в том, что смотр на этот раз был непривычно растянут почти на неделю, признавались многие галеристы) через площадку прошли рекордные 20 000 человек. По данным пресс-службы ярмарки, по ее итогам галеристы продали более 400 работ общей стоимостью в 78 млн рублей.
Нижегородская ярмарка графики «Контур», проходившая в середине мая, также подвела окончательные итоги. Как сообщили организаторы, за четыре дня работы общая сумма продаж составила более 40 млн рублей.
Летние выставочные проекты в Суздале и Каргополе
По случаю 1000-летия Суздаля творческое сообщество МИРА и Владимиро-Суздальский музей-заповедник 15 июня открыли выставочный проект «Суздаль. Портрет». Художник Ирина Затуловская готовила его более двух месяцев в резиденции МИРА в деревне Кидекша под Суздалем. Результатом стала серия новых работ, выставленных на площадках МИРА центра и Суздальского Кремля (буквально накануне запуска проекта вход на его территорию сделали бесплатным). В выставочном пространстве «Ларец» тем временем показывают произведения четырех учеников Затуловской.
Куратором проекта «Суздаль. Портрет» выступила Марина Лошак, бывший директор Пушкинского музея и президент Фонда «Новые коллекционеры». В рамках проекта художница также создала порядка 30 арт-объектов, маркирующих актуальные «места силы» города, включая музеи, мемориальные дома, мастерские, кафе и другие точки на карту Суздаля. Все объекты выполнены на старых носителях с собственной историей, — это найденные доски, фрагменты ткани и проржавевшие листы железа (некоторые из них раньше служили частью кровли суздальского Гостиного двора, который сейчас активно приводят в порядок к юбилею). По словам Марины Лошак, им с Ириной Затуловской хотелось избежать превращения Суздаля в «объект умиления». Поэтому все работы, выполненные в манере арте-повера, интегрированы в пространство города без дополнительной маркировки и не всегда считываются местными жителями как произведения искусства: на этапе подготовки четыре уже установленных объекта просто пропали. Чтобы такого больше не происходило, МИРА-центр выпустил специальную карту города, на которой отмечены все объекты и даны их краткие описания.
С легкой руки санкт-петербургского продюсера Натальи Плехановой, выстраивающей межмузейные коммуникации, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей совместно с Музеем-заповедником «Царское село» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив открыли в Каргополе выставку «Дороги русского Просвещения». Символом проекта в Каргопольском музее стали два колеса дорожного экипажа Екатерины II, переднее и заднее, из коллекции «Царского села», а также гравюрный портрет императрицы.
Кураторы выставки провели параллели между Софией, «идеальным городом», задуманным Екатериной II по проекту Чарлза Камерона в Царском селе, и Каргополем, который после пожара 1765 года застраивался по особому, «разумному» образцу. Соединив два исторических сюжета, Софии и Каргополя, организаторы выставки, по словам сокуратора историка архитектуры Ксении Малич, получили тему путей Просвещения и в прямом, и в переносном смысле.
«Новая типология города — часть масштабной реформы, которая включала новую систему образования, городского администрирования, планирования, — рассказывает Ксения Малич. — Впервые появляются типовые проекты зданий, вводятся обязательные элементы, портик, бельведер, требования симметрии». Екатерину II так ждали в Каргополе — городе с вновь проложенными лучами регулярной застройки, с нововведенной субординацией и иерархией — что даже многоярусную колокольню в ее честь сориентировали не по сторонам света, а на дорогу, откуда должна была явиться государыня. Кирпичи и известь для колокольни возили на экспертизу в Новгород. Но Екатерина II до Каргополя не доехала. Зато из Царского села на выставку привезли 37 предметов, включая дорожную чернильницу с вечным календарем, платье императрицы по форме лейб-гвардии Семеновского полка из бархатного зеленого репса с позолоченными галунами, эмалевый сервиз для кофе и шоколада в стиле шинуазри.
На контрасте с императорским размахом выставки с особенным северным достоинством смотрится выставка из музейных фондов «В отражении Тихманьги». Как объясняет куратор Екатерина Перова, научный сотрудник Каргопольского музея, Тихманьга — это и название реки и название деревни на берегу, в водах которой отразились сотни судеб. Выставка реконструирует судьбу тихманьжанки Марии Михайловны Артемовой 1906 года рождения, которую в 1925 году насильно, по воле отца выдали замуж. Однако через полгода отец забрал Марию домой, и она стала судиться за возвращение своего приданого, куда входило несколько сундуков с нарядами, кокошник, шитый жемчугом.
«Приданого много мне наклали. 32 пары (кофта-казачок и юбка) и сарафанов», — записывает со слов Марии Михайловны ее подруга в 1977 году. В витринах музея — наряды из приданого Артемовой и ее биография, словно комикс нарисованная каргопольской художницей Юлией Андреевой. Идею экспонирования куратору выставки подсказал санкт-петербургский художник Юрий Сучков, оформлявший первую обменную выставку Каргопольского музея, Эрмитажа и Музея театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга в 2022 году.
Открытие Центра AZ/ART, пополнение фондов «Архангельского»
Центр современного искусства AZ/ART открывается 20 июня в отреставрированных за четыре года исторических палатах XVII века на Маросейке. Как рассказала архитектор Александра Сорокина, в истории здания были и богадельня, и гимназия, и коммунальные квартиры. Разрабатывая проект приспособления, заказчики, музей AZ и архитектурное бюро Office.1234, решали, красить ли кирпич. В результате частично оставили красный, а в пространстве выставочного и концертного залов нанесли несколько слоев белой краски. «Получился White Cube XVIII века», — шутит основательница музея AZ Наталия Опалева. Центр открывается проектом «Неочевидные пересечения»: 10 неофициальных художников второй половины XX века, 10 концертов Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Андрея Волконского и других композиторов-шестидесятников. Каждую среду они будут исполняться вживую, а затем на протяжении недели в залах будет звучать запись. Отдельного упоминания заслуживает экспозиционное решение проекта: все работы выставлены в прозрачных коробах, позволяющих изучить задники работ, а вместе с ними — детали их выставочной истории и провенанса. Идея экспонирования принадлежит Наталии Опалевой, подсмотревшей ее на Венецианской биеннале в Арсенале.
На территории «Архангельского» до конца июня демонстрируется выставочный проект «Феликс и Ирина Юсуповы. Новые главы». В экспозицию вошло порядка 40 предметов, переданных в фонды музея-заповедника его директором Вадимом Задорожным, дар которого за последние годы в общей сложности насчитывает более 200 предметов. Посвященный Юсуповым проект задуман организаторами как первый в череде аналогичных мини-выставок, связанных с фигурами конкретных дарителей. На выставке зрители увидят не публиковавшиеся ранее биографические материалы, мемориальные фотографии разных лет и другие предметы, связанные с историей семьи Юсуповых.
До 18 августа на площадке ММОМА в Ермолаевском переулке проходит выставка фешен-фотографии «Хорошее воспитание». Проект дал старт партнерской программе музея и Фонда Still Art, основанного Еленой Карисаловой в 2018 году. В экспозиции присутствуют работы молодых российских авторов — лауреатов и победителей, отмеченных экспертным советом специального гранта, учрежденного фондом три года назад.
Музейные новости: новый культурный хаб в Неаполе, онлайн-курс «Гаража»
В Италии начались работы над созданием музейного комплекса, который уже называют «крупнейшим инфраструктурным объектом в области культуры в Европе». Домом для нового культурного хаба должно стать здание бывшего Королевского приюта для бедных в Неаполе. Его реконструкция и переоборудование под современные нужды по проекту архитектурного бюро ABDR обойдется итальянскому правительству в €150 млн. Предполагается, что начальный этап строительства будет завершен к 2026 году. В числе первых на общей площади в 103 тыс. кв. м должны будут расположиться Национальный археологический музей Неаполя и Национальная библиотека.
Музей Москвы запускает посвященный известным меценатам и предпринимателям, экскурсионный цикл при поддержке Газпромбанка. Этим летом прогулки пройдут по трем маршрутам: «Предприниматели и меценаты Замоскворечья», «Московские коллекционеры и музейный город» и «Деловая и благотворительная Мясницкая» (с переводом на русский жестовый язык). Героями экскурсий в числе прочих станут Павел Третьяков и Сергей Щукин, семьи фон Мекков и Бахрушиных.
Музей «Гараж» запустил онлайн-курс «Утопия и эксперимент в советской архитектуре» о том, как в СССР строили дома, меняющие быт и сознание жильцов. Состоящий из пяти аудиолекций и дополнительных материалов курс искусствоведа и историка архитектуры Анны Броновицкой посвящен архитектурным проектам, которые по замыслу их создателей должны были сформировать нового человека и приближать светлое социалистическое будущее.
Открытые конкурсы для художников в «Сводах»и галерее Sample
До 30 июня Центр художественного производства «Своды» принимает заявки на участие в программе «Фотооснова», предназначенной для профессиональных фотографов и художников, которые в своей практике обращаются к фотографии. Лаборатория начнет свою работу 5 августа. Теоретическая часть программы доступна всем желающим, а практический курс рассчитан на шестерых участников, выбранных по результатам открытого конкурса.
Галерея Sample совместно с проптех-компанией «Самолет» до 27 июня проводит открытый конкурс для художников на участие в новом проекте «Искусство в каждый дом». По его итогам экспертный совет отберет авторов, чьи работы войдут в коллекцию интерьерных принтов для квартир «Самолета». К участию принимаются заявки от авторов старше 18 лет, в том числе использующих в своей практике AI-технологии. Каждый победитель получит единовременный гонорар в размере 200 000 рублей (за тираж одной работы).