К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Скелет стегозавра за $6 млн и торги к юбилею Пушкина: новости арт-рынка

«Христос и грешница» Антиведуто Грамматики прибывает в Пушкинский музей (ГМИИ им. А. С. Пушкина)
«Христос и грешница» Антиведуто Грамматики прибывает в Пушкинский музей (ГМИИ им. А. С. Пушкина)
Распродажа коллекции Renault на Christie’s под вопросом, в Италию из США вернулись предметы старины стоимостью в €60 млн, оформленный Джули Мерету арт-кар BMW участвует в гонке «24 часа Ле-Мана», в Пушкинском до сентября показывают караваджиста Грамматику. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: сокращения в Sotheby’s, Christie’s усиливается в Азии

В конце прошлой недели появились сообщения, что Sotheby’s намерен сократить порядка 50 рабочих мест своего лондонского подразделения, а затем, по данным The Art Newspaper, примется за Нью-Йорк и другие площадки. По словам представителей аукционного дома, руководство компании находится «в процессе консультаций», цель которых — переоценка глобальных финансовых перспектив на фоне не слишком удачной весенней аукционной сессии. Кроме того, об уходе из Sotheby’s недавно заявила Брук Лэмпли, которая проработала на руководящих должностях в компании последние шесть лет (она перешла в Sotheby’s в 2018 году из Christie’s). Лэмпли решила завершить аукционную карьеру: она уже заняла должность одного из старших директоров галереи Gagosian.

Первые торги в новой гонконгской штаб-квартире Christie’s запланированы на конец сентября этого года. Откроет новую площадку, расположенную в недавно построенном офисном комплексе The Henderson в центральном округе Гонконга, аукцион, посвященный искусству XX и XXI века. Общая площадь нового пространства Christie’s составляет более 4500 кв. м и включает в себя площадку для проведения торгов, выставочные залы и офисные помещения. 

Предстоящие аукционы: скелет стегозавра за $6 млн и пушкинские лоты

6 июня, в день рождения Александра Пушкина, «Литфонд» проведет торги, на которые выставит 120 редких пушкинских лотов, включая 15 прижизненных изданий поэта. Топ-лотом считается самое редкое на антикварном книжном рынке дебютное издание поэмы «Руслан и Людмила» 1820 года выпуска (стартовая цена: 4 млн рублей). Этот экземпляр также содержит фронтиспис, единственную иллюстрацию в первой книге поэта. К выходу книги она опоздала, по поводу чего даже выпускались отдельные объявления со следующим текстом: «Принадлежащая к ней виньетка, на которой изображены все лица и главнейшие явления поэмы, еще не кончена. Она нарисована весьма удачно, гравируется искусным художником и купившим поэму раздаваться будет безденежно». Другими топ-лотами торгов «Литфонда» стали прижизненное издание «Цыганы» 1827 года (старт: 2,5 млн рублей) и второе издание самого популярного при жизни автора произведения «Кавказский пленник» 1828 года (1,5 млн рублей).

 
Прижизненное издание поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» («Литфонд»)

Под вопросом оказалась распродажа шедевров искусства ХХ века из коллекции французского автоконцерна Renault, которую Christie’s наметил на 6 июня. Открытое письмо с требованием отменить аукцион опубликовали в газете Le Monde родственники и распорядители наследия художников, чьи работы выставлены на торги. По их словам, решение о продаже части коллекции полностью противоречит утверждениям представителей Renault о приверженности искусству и авторам, с которыми компания сотрудничала долгие годы. В письме говорится, что «работы должны оставаться в помещениях Renault и быть доступными для всех сотрудников компании или же быть переданными государственным учреждениям для свободного экспонирования». Авторы обращения подчеркивают, что коллекция создавалась в рамках программы по налаживанию взаимосвязей между промышленным и арт-сообществом 1967 года, и именно с этой целью художники соглашались на сотрудничество с Renault. На момент публикации торги, посвященные коллекции Renault, все еще стоят в расписании на официальном сайте Christie’s.

Скелет стегозавра Апекса (Sotheby’s)

На Sotheby’s 17 июля выставят редкий скелет динозавра с эстимейтом в $6 млн. Это полный скелет стегозавра (более трех метров в высоту и порядка шести метров в длину), который жил примерно 150 млн лет назад. Останки ископаемого, уже получившего прозвище Апекс, были обнаружены в октябре 2023 года на территории американского штата Колорадо. В ходе раскопок стало понятно, что кости, лишенные каких бы то ни было повреждений, находятся в отличной сохранности, если не считать незначительных следов артрита, что позволяет ученым предполагать, что особь дожила до глубокой старости. В 1997 году Sotheby’s стал первым аукционом, рискнувшим выставить на торги скелет тираннозавра Сью, который ушел тогда с молотка за $8,3 млн. Но аукционный рекорд в этой категории на данный момент принадлежит тираннозавру по кличке Стэн. Его скелет был продан на Christie’s в 2020 году за $31,8 млн.

 

Прошедшие торги: Шагал за $1,9 млн и рекордная гитара Джона Леннона

Первую годовщину гонконгской штаб-квартиры Phillips отметил проходившими 31 мая торгами, посвященными современному искусству. В общей сложности аукционному дому удалось выручить $26,8 млн по итогам продажи 23 из 24 лотов (еще две работы — произведения Герхарда Рихтера и Кристины Куорлз — были сняты с торгов накануне). Топ-лотом вечера стала работа Жан-Мишеля Баския, относящаяся к самому важному для его творчества периоду. Написанная в 1982 году картина под названием «Туземцы с оружием, Библией и аморреями на сафари» была продана за $12,6 млн. Работа выставлялась на продажу из собрания итальянского антрополога и коллекционера Франческо Пеллицци. 

Жан-Мишель Баския, «Туземцы с оружием, Библией и аморреями на сафари» (Phillips)

Суммарная выручка по итогам посвященных современному искусству XX и XXI века гонконгских торгов Christie’s, проходивших 28 и 29 мая, составила чуть больше $123 млн. Топ-лотами серии аукционов стали вариация «Цветов» Энди Уорхола 1965 года ($8,5 млн) и скульптурная «Тыква» Яеи Кусамы 2013 года ($6,2 млн). В секции искусства прошлого столетия самыми дорогими лотами оказались датированная 10 января 1968 года абстракция Чжао Уцзи ($8 млн) и написанная в 1959 году картина Марка Шагала «Влюбленные с цветами» ($1,9 млн). 

По итогам проходивших 29 мая торгов Julien’s принадлежавшая Джону Леннону 12-струнная гитара Framus Hootenanny была продана за рекордные для меморабилии группы Beatles $2,9 млн. Эстимейт лота составлял $600 000–800 000. Леннон приобрел эту гитару в 1964 году и впоследствии играл на ней при записи отдельных композиций на альбомах Help! и Rubber Soul, вышедших в 1965 году. 

 

Поддержка художников: на гонках «24 часа Ле-Мана» и на озере Эльтон

В конце мая в парижском Центре Помпиду прошла презентация очередной модели арт-кара BMW, над оформлением которого работала американская художница африканского происхождения Джули Мерету, взяв за основу гоночный болид BMW M Hybrid V8. С 12 по 14 июня автомобиль примет участие в гонке «24 часа Ле-Мана». Сама художница рассматривает получившийся арт-кар не как самостоятельное произведение искусства, а как образец перформативной живописи, которая будет окончательно воплощена в жизнь только по итогам гонки. В ноябре прошлого года на торгах Sotheby’s был установлен ценовой рекорд на работы Мерету, который теперь составляет $9,5 млн. А на венецианской площадке Коллекции Франсуа Пино в здании палаццо Грасси до января 2025 года идет ретроспективная выставка Мерету.

Джули Мерету в своем арт-каре (BMW)

Фонд «Сфера» объявил о запуске программы поддержки самоорганизаций, локальных институций и художественных сообществ. Проект будет включать в себя резиденции, арт-экспедиции, групповые выставки, лабораторные, образовательные и просветительские инициативы. Программа стартовала с экспериментального проекта «Эльтон 24», в рамках которого несколько современных художников уже отправились в творческую экспедицию в поселок Эльтон (Волгоградская область) и на одноименное озеро. А в казанском Центре современной культуры «Смена» стартует серия арт-резиденций, итогом которых станут отдельные выставки. Первым резидентом уже стал художник из Омска Николай Мамонтов.

Судьба шедевров: украденные бриллианты и караваджист в Пушкинском

Экоактивистка из группы Riposte Alimentaire 1 июня наклеила постер на картину Клода Моне «Маки» в музее Орсе. Девушка была практически сразу арестована полицейскими. При допросе она заявила, что акция была направлена на повышение осведомленности о климатических проблемах. Картина, находившаяся под защитным стеклом, не пострадала. Позавчера министр культуры Франции Рашида Дати выразила готовность пролоббировать ужесточение ответственности за подобные правонарушения и сообщила, что она уже ведет соответствующие переговоры с Министерством юстиции. 

На прошлой неделе в Италию из США были возвращены 600 древних артефактов, которые были незаконно вывезены из страны. Их оценочная стоимость составляет порядка €60 млн. По данным Министерства культуры Италии, предметы были вывезены из Италии по результатам тайных раскопок или же были украдены из церквей, музеев и частных собраний. Специальное расследование, которое привело к их обнаружению, получило кодовое название «Операция Саймс» в честь Робина Саймса, известного арт-дилера, признанного одним из ключевых фигурантов международной преступной сети, которая отвечала за незаконный оборот предметов старины.

Часть артефактов, возвращенных в Италию из США (Emanuele Antonio Minerva)

Голландская полиция смогла найти два бриллианта, похищенные с ювелирного стенда лондонской компании Symbolic & Chase на ярмарке TEFAF в Маастрихте в 2022 году. Тогда на пятый день смотра было совершено вооруженное ограбление, результатом которого стала частичная эвакуация участников и посетителей. Сообщалось, что нарушителям удалось скрыться с 10 предметами. Самым ценным из них было ожерелье с бриллиантами общим весом 114 каратов и примерной стоимостью в €27 миллионов. Найденные полицейскими камни были частью этого украшения. Один из них был обнаружен в Гонконге, а второй — в Израиле. Голландские власти продолжают расследование и поиски одной из подозреваемых, которые оказались выходцами с Балкан. 

 

В Пушкинском провели исследования картины Антиведуто Грамматики «Христос и грешница», подтвердив авторство художника. Таким образом, это вторая работа художника Грамматики, последователя Караваджо, в российских музеях. Другая его картина, «Магдалина и ангелы у гроба Христа», находится в коллекции Эрмитажа. Пушкинский будет демонстрировать «Христа и грешницу» до 22 сентября в залах итальянской живописи, затем работа уедет во Владимиро-Суздальский музей-заповедник, чьей коллекции она и принадлежит. Как отметила Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина, это лучшая картина итальянской живописи в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Предложив ее для экспонирования в Москве, музей таким образом подтверждает атрибуцию Антиведуто Грамматики (как это было принято в кругу итальянских художников эпохи барокко, работы не датировались и не подписывались), пропагандирует и картину Грамматики, и свою коллекцию.  

Исследования картины в Пушкинском, как рассказал Forbes Юлий Питеря, заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ музея, включали в себя изучение холста, красочного слоя и пигментов, которые использовал художник. Исследования расширили представления искусствоведов о художнике и его методе в целом, позволили выяснить детали создания и бытования картины. «Мы получили доступ к эталонному произведению Антиведуто Грамматики», — оценивают работу с произведением реставраторы. «Нам было интересно соотнести результаты исследования этой картины с результатами исследования картин круга римских художников начала XVII века из коллекции нашего музея», — рассказывает Виктория Маркова. 

Исследование полотна Антиведуто Грамматики в инфракрасной спектроскопии, фрагмент картины (ГМИИ им. А. С. Пушкина)

Искусствоведение изучает Караваджо с 1911 года, с момента выхода диплома выпускника Туринского университета Роберто Лонги, вернувшего в большой свет имя полузабытого художника. В 1951 году Лонги курировал в Милане выставку «Караваджо и караваджисты», где возвращал имена забытым художникам из круга Караваджо (прежде большинство работ приписывалось Караваджо). А самого Караваджо назвал «первым современным художником». 

«Грамматика, в мастерской которого в первые годы в Риме работал Караваджо, — очень интересный художник, — рассказывает Юлий Питеря. — Он одним из первых стал применять систему Караваджо: контрастные тени, выразительные складки тканей, развороты фигур». Виктория Маркова отмечает, что для Грамматики такая многолюдная композиция — редкость, в большинстве дошедших до нас полотен он пишет одиночные фигуры. 

 

Глядя на колористически строгую, с мертвенно-бледными лицами персонажей картину, Юлий Питеря говорит, что ее сдержанность обманчива: «Как выяснилось, при работе художник использовал дорогие пигменты. Лессировка синего плаща Христа выполнена ляпис-лазурью, одним из самых дорогих пигментов того времени. Можно предположить: художник не бедствовал в тот период или заказчик картины был состоятельным человеком». Бледность персонажей тоже двусмысленна. На щеке грешницы исследователи обнаружили лессировку киноварью, пигментом, которым художники пользовались, чтобы добиться теплых телесных оттенков.  «Мертвенно-бледный оттенок дает подмалевок картины, который мы видим на рентгене, — рассказывает Юлий Питеря, — мы можем предположить, что картина не закончена. Художник по каким-то причинам не довел работу до конца». 

Выяснилось, что холст, на котором написана работа, был позднее надставлен на 10 см вдоль верхней кромки и справа. Причина такой надставки сейчас неясна: то ли это было сделано, чтобы попасть в особенную раму, то ли картина была повреждена. 

Выставки: корни Мавриной и «Эмоциональный полив» Звягинцевой

Новую паблик-арт инсталляцию Марины Звягинцевой «Эмоциональный полив» можно будет до конца лета увидеть в петербургском Саду Бенуа, где «расцвели» цветы из спиннеров и пластиковых водопроводных труб, с которыми художница работает на протяжении всей карьеры. Проект включает в себя пять интерактивных арт-объектов: «Нежность», «Спокойствие», «Вдохновение», «Эмпатия», «Эйфория». Для переноса конкретного эмоционального состояния на объект Звягинцева использовала авторскую технику «биотипии», то есть живописи на движущейся воде. 

Татьяна Маврина, «Одалиска с красной шкатулкой». Подражание Матиссу (Галерея «Элизиум»)

В московской галерее «Элизиум» до 20 июня идет выставка «Русская француженка Татьяна Маврина», подготовленная совместно с ARTinvestment.RU. Организаторы собрали более 30 работ художницы, преимущественно созданные в 1930–1940-е годы и демонстрирующие влияние французской живописной школы на творчество Мавриной. Отчасти этим влиянием художница обязана участию в «Группе 13». Входившие в это объединение авторы во многом ориентировались на технику таких французских мастеров, как Оноре Домье или Эжен Делакруа. Кроме того, еще во время учебы во ВХУТЕМАСе Маврина переняла отдельные приемы с полотен Матисса, Боннара, Ренуара и Пикассо, которые она видела в галереях Щукина и Морозова.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+